Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 06:05, курсовая работа
Цель исследования: изучить личностную готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
I.1. Современные психолого-педагогические исследования проблемы формирования психологической готовности ребенка к школе
I.2. Общая характеристика психологической готовности к обучению в школе
I.3. Личностная готовность к обучению в школе: понятие, значение, диагностика
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
II.1. Цель, задачи и организация эмпирического исследования
II.2. Количественный и качественный анализ эмпирических данных
II.3. Разработка рекомендаций по формированию готовности к обучению в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
3. Сделать выводы по экспериментальному исследованию и разработать психолого-педагогические рекомендации
Методы исследования.
Для реализации поставленных задач была использована стандартизированная методика комплексной диагностики готовности детей к обучению в школе (Н.В. Нижегородцева).
Исследование проводилось в старшей и подготовительной группах детей по 25 человек, возраст и социальные условия развития которых значимо не отличались.
В эмпирическом исследовании приняли участие дети 5-6 (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная группа), посещающие ДОУ №9 г.Мурманска (см. Приложение 1, Таблицу 1-2).
В исследовании использовался один и тот же набор методических средств, а именно, авторская стандартизированная методика «Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе – КДГ» Н.В. Нижегородцевой (см. Приложение 2). Данная методика прошла апробацию в дошкольных учреждениях и школах г. Ярославля; по процедуре представляет собой политестовую методику, по способам интерпретации - индивидуально-структурную диагностику.
В своем исследовании мы использовали блок, изучающий личностную готовность к обучению в школе.
1. Личностно-мотивационный блок:
М - мотивы учения
ОШ - отношение к школе
Характеристика методик блока:
Рисунок школы (модификация методики А.И.Баркан).
Методика предназначена для определения уровня школьной тревожности и отношения ребенка к школе (ОШ). Тест проводится групповым методом. Каждому ребенку выдают стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать школу. Инструкция: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». По завершении работы задают уточняющие вопросы по поводу нарисованного, комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка. Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям: 1) Цветовая гамма. 2) Линия и характер рисунка. 3) Сюжет. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется оценка: «+», «-« , «+ -» . Затем оценки переводятся в баллы.
Ранжирование учебных мотивов.
Собственно мотивы учебной деятельности у детей дошкольного возраста еще не развиты, они формируются в течение нескольких лет школьного обучения. Но у каждого ребенка 6-7-летнего возраста существуют собственные внутренние причины (мотивы) поступления в школу. Как правило, таких причин несколько, одни из них для ребенка более важные, другие - менее. Так, любознательного ребенка школа в большей степени привлекает возможностью получения новых знаний; ответственный и добросовестный ребенок будет стараться хорошо выполнять учебные задания, потому, что «это нужно и важно»; третий ребенок стремится в школу потому, что ему надоело ходить в детский сад, «там одни малыши»; для четвертого - учеба в школе это возможность показать себя, эти дети стремятся быть всегда на виду, заслужить высокую оценку взрослого; для пятого учение - новая игра и т.д. Для учителей и родителей будущего школьника очень важно знать, каковы мотивы учения у данного ребенка для того, чтобы правильно организовать работу с ним, обеспечить формирование собственно мотивов учения, интереса к школьным знаниям.
Трудность оценки мотивов поведения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос «Ты хочешь учиться в школе?» ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина, дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему. В то же время, наблюдая за поведением ребенка в привычных для него ситуациях (особенно во время занятий), воспитатель группы достаточно легко может определить мотивы желания (нежелания) учиться в школе. Как дополнительный источник информации можно использовать стандартную беседу Нежновой. Для проведения оценки воспитателю предлагают бланк с перечнем мотивов учения, свойственных детям 6-7-летнего возраста, и просят проранжировать их в отношении каждого ребенка. Затем выставленные оценки (ранги) умножаются на индекс, соответствующий значимости данного мотива для успешности обучения в школе. Сумма полученных оценок является показателем уровня развития мотивов учения будущего школьника.
Мотивы учения, свойственные детям старшего дошкольного возраста:
1. Социальные мотивы («Я хочу в школу, потому, что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
2. Учебно-познавательные мотивы (стремление к новым знаниям, желание научиться читать и писать);
3. Оценочный мотив («Я хочу
в школу потому, что там я
буду получать только пятерки»)
4. Позиционный мотив («Я хочу в школу потому, что там большие, а в детском саду - маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
5. Внешние мотивы, не связанные со школой условия («Я пойду в школу потому, что мама так сказала»);
6. Игровые - воспринимает школу как новую игру («Я хочу в школу потому, что там можно играть с друзьями»).
Таблица 1
Нормативная таблица перевода сырых баллов в стандартные
№ п/п | Учебно-
важное качество |
Уровень
развития |
Стандартные
баллы |
Сырые
тестовые очки (СТО) на одного ребенка |
Сырые тестовые
очки
(СТО) на 25 детей |
1 | Мотивы учения
(М) |
высокий
выше среднего средний ниже среднего низкий |
4
3 2 1 0 |
70
69-68 67-44 43-36 35 |
1750
1725-1700 1675-1100 1075-900 875 |
2 | Отношение к
школе (ОШ) |
Высокий
выше среднего средний ниже среднего низкий |
4 3 2 1 0 |
9 8 7-3 2-1 0 |
225-201 200-176 175-75 74-25 24-0 |
После проведения исследования все данные были занесены в таблицы (см. Таблицы 2-5).
Таблица 2
Результаты изучения мотивов учения (М) при помощи методики «Ранжирование учебных мотивов» в старшей группе
№ п/п | Стандартные баллы | Уровень развития |
1 | 2 | средний |
2 | 2 | средний |
3 | 2 | средний |
4 | 0 | низкий |
5 | 1 | ниже среднего |
6 | 3 | выше среднего |
7 | 2 | средний |
8 | 2 | средний |
9 | 2 | средний |
10 | 2 | средний |
11 | 0 | низкий |
12 | 2 | средний |
13 | 4 | высокий |
14 | 2 | средний |
15 | 0 | низкий |
16 | 1 | ниже среднего |
17 | 1 | ниже среднего |
18 | 2 | средний |
19 | 3 | выше среднего |
20 | 2 | средний |
21 | 0 | низкий |
22 | 1 | ниже среднего |
23 | 2 | средний |
24 | 1 | ниже среднего |
25 | 1 | ниже среднего |
Представим
данные по методике в виде диаграммы,
на которой будет видно процентное
соотношение детей по уровням развития
школьной мотивации (см. Рис. 1).
Видим,
что у большинства дошкольников старшей
группы средний уровень сформированности
мотивов учения. Только 12% детей показали
высокий или выше среднего уровень сформированности
мотивов учения. Около 40% детей имеют низкий
или ниже среднего мотив учения. Как компонент
личностной готовности к обучению в школе
мотивы учения – важные элемент, но мы
отмечаем, что в средней группе еще практически
не сформированы мотивы учения, а соответственно
еще нет личностной готовности к обучению
в школе у большинства дошкольников старшей
группы.
Таблица 3
Результаты изучения отношения к школе (ОШ) при помощи методики «Рисунок школы» (модификация методики А.И. Баркан) в средней группе
№ п/п | Стандартные баллы | Уровень развития |
1 | 4 | высокий |
2 | 2 | средний |
3 | 2 | средний |
4 | 2 | средний |
5 | 2 | средний |
6 | 1 | ниже среднего |
7 | 3 | выше среднего |
8 | 2 | средний |
9 | 2 | средний |
10 | 2 | средний |
11 | 2 | средний |
12 | 3 | выше среднего |
13 | 2 | средний |
14 | 2 | средний |
15 | 2 | средний |
16 | 2 | средний |
17 | 2 | средний |
18 | 2 | средний |
19 | 3 | выше среднего |
20 | 2 | средний |
21 | 1 | ниже среднего |
22 | 0 | низкий |
23 | 2 | средний |
24 | 2 | средний |
25 | 2 | средний |
Представим данные по методике в виде диаграммы, на которой будет видно процентное соотношение детей по уровням развития отношения к школе (см. Рис. 2).
Оценивая отношение к школе у детей старшей группы так же как и при оценке мотивов учения видим, что высокий или выше среднего уровень отношения к школе наблюдается только у 16% дошкольников. Однако необходимо отметить, что большинство детей показало средний уровень отношения к школе и только 12% низкий. Сравнивая данные с предыдущей методикой можем сказать, что у детей в средней группе при наличии положительного отношения к школе еще отсутствует школьная мотивация, а личностная готовность только начинает формироваться.
Таблица 4
Результаты изучения мотивов учения (М) при помощи методики «Ранжирование учебных мотивов» в подготовительной группе
№ п/п | Контрольный эксперимент | Уровень развития |
1 | 3 | выше среднего |
2 | 3 | выше среднего |
3 | 3 | выше среднего |
4 | 2 | средний |
5 | 3 | выше среднего |
6 | 3 | выше среднего |
7 | 4 | высокий |
8 | 4 | высокий |
9 | 3 | выше среднего |
10 | 4 | высокий |
11 | 2 | средний |
12 | 4 | высокий |
13 | 4 | высокий |
14 | 3 | выше среднего |
15 | 3 | выше среднего |
16 | 2 | средний |
17 | 2 | средний |
18 | 4 | высокий |
19 | 3 | выше среднего |
20 | 4 | высокий |
21 | 2 | средний |
22 | 3 | выше среднего |
23 | 4 | высокий |
24 | 3 | выше среднего |
25 | 3 | выше среднего |