Личностная готовность к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 06:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить личностную готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
I.1. Современные психолого-педагогические исследования проблемы формирования психологической готовности ребенка к школе
I.2. Общая характеристика психологической готовности к обучению в школе
I.3. Личностная готовность к обучению в школе: понятие, значение, диагностика
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
II.1. Цель, задачи и организация эмпирического исследования
II.2. Количественный и качественный анализ эмпирических данных
II.3. Разработка рекомендаций по формированию готовности к обучению в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

личностная готовность к школе.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

     3. Сделать выводы по экспериментальному исследованию и разработать психолого-педагогические рекомендации

     Методы  исследования.

     Для реализации поставленных задач была использована стандартизированная  методика комплексной диагностики  готовности детей к обучению в  школе (Н.В. Нижегородцева).

     Исследование проводилось в старшей и подготовительной группах детей по 25 человек, возраст и социальные условия развития которых значимо не отличались.

     В эмпирическом исследовании приняли участие дети 5-6 (старшая группа) и 6-7 лет (подготовительная группа), посещающие ДОУ №9 г.Мурманска (см. Приложение 1, Таблицу 1-2).

     В исследовании использовался один и  тот же набор методических средств, а именно, авторская стандартизированная  методика «Комплексная диагностика  готовности детей к обучению в  школе – КДГ» Н.В. Нижегородцевой (см. Приложение 2). Данная методика прошла апробацию в дошкольных учреждениях и школах г. Ярославля; по процедуре представляет собой политестовую методику, по способам интерпретации - индивидуально-структурную диагностику.

     В своем исследовании мы использовали блок, изучающий личностную готовность к обучению в школе.

     1. Личностно-мотивационный блок:

     М - мотивы учения

     ОШ - отношение к школе

     Характеристика  методик блока:

     Рисунок школы (модификация методики А.И.Баркан).

     Методика  предназначена для определения уровня школьной тревожности и отношения ребенка к школе (ОШ). Тест проводится групповым методом. Каждому ребенку выдают стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать школу. Инструкция: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». По завершении работы задают уточняющие вопросы по поводу нарисованного, комментарии ребенка записывают на обратной стороне рисунка. Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям: 1) Цветовая гамма. 2) Линия и характер рисунка. 3) Сюжет. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется оценка: «+», «-« , «+ -» . Затем оценки переводятся в баллы.

     Ранжирование  учебных мотивов.

     Собственно  мотивы учебной деятельности у детей  дошкольного возраста еще не развиты, они формируются в течение нескольких лет школьного обучения. Но у каждого ребенка 6-7-летнего возраста существуют собственные внутренние причины (мотивы) поступления в школу. Как правило, таких причин несколько, одни из них для ребенка более важные, другие - менее. Так, любознательного ребенка школа в большей степени привлекает возможностью получения новых знаний; ответственный и добросовестный ребенок будет стараться хорошо выполнять учебные задания, потому, что «это нужно и важно»; третий ребенок стремится в школу потому, что ему надоело ходить в детский сад, «там одни малыши»; для четвертого - учеба в школе это возможность показать себя, эти дети стремятся быть всегда на виду, заслужить высокую оценку взрослого; для пятого учение - новая игра и т.д. Для учителей и родителей будущего школьника очень важно знать, каковы мотивы учения у данного ребенка для того, чтобы правильно организовать работу с ним, обеспечить формирование собственно мотивов учения, интереса к школьным знаниям.

     Трудность оценки мотивов поведения у детей  дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос «Ты хочешь учиться в школе?» ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина, дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему. В то же время, наблюдая за поведением ребенка в привычных для него ситуациях (особенно во время занятий), воспитатель группы достаточно легко может определить мотивы желания (нежелания) учиться в школе. Как дополнительный источник информации можно использовать стандартную беседу Нежновой. Для проведения оценки воспитателю предлагают бланк с перечнем мотивов учения, свойственных детям 6-7-летнего возраста, и просят проранжировать их в отношении каждого ребенка. Затем выставленные оценки (ранги) умножаются на индекс, соответствующий значимости данного мотива для успешности обучения в школе. Сумма полученных оценок является показателем уровня развития мотивов учения будущего школьника.

     Мотивы  учения, свойственные детям старшего дошкольного возраста:

     1.  Социальные мотивы («Я хочу в  школу, потому, что все дети  должны учиться, это нужно и  важно»);

     2. Учебно-познавательные мотивы (стремление к новым знаниям, желание научиться читать и писать);

      3. Оценочный мотив («Я хочу  в школу потому, что там я  буду получать только пятерки»);

     4. Позиционный мотив («Я хочу  в школу потому, что там большие,  а в детском саду - маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

     5. Внешние мотивы, не связанные  со школой условия («Я пойду  в школу потому, что мама так  сказала»);

     6. Игровые - воспринимает школу  как новую игру («Я хочу в  школу потому, что там можно  играть с друзьями»).

     Таблица 1

     Нормативная таблица перевода сырых баллов в стандартные

         № п/п Учебно-

    важное

    качество

    Уровень

    развития

    Стандартные

    баллы

    Сырые

    тестовые  очки

    (СТО)  на одного ребенка

    Сырые тестовые очки

    (СТО)  на 25 детей

         1 Мотивы учения

    (М)

    высокий

    выше

    среднего

    средний

    ниже

    среднего 

    низкий

    4

    3 

    2 

    1 

    0

    70

    69-68 

    67-44 

    43-36 

    35

    1750

    1725-1700

    1675-1100

    1075-900 

    875

         2 Отношение к

    школе (ОШ)

    Высокий

    выше

    среднего

    средний

    ниже

    среднего

    низкий

    4 

    3

    2

    1 

    0

    9 

    8

    7-3

    2-1 

    0

    225-201 

    200-176

    175-75

    74-25 

    24-0

     2.2. Количественный и качественный анализ эмпирических данных

 

     После проведения исследования все данные были занесены в таблицы (см. Таблицы 2-5).

     Таблица 2

     Результаты  изучения мотивов учения (М) при помощи методики «Ранжирование учебных мотивов» в старшей группе

      № п/п Стандартные баллы Уровень развития
      1 2 средний
      2 2 средний
      3 2 средний
      4 0 низкий
      5 1 ниже среднего
      6 3 выше среднего
      7 2 средний
      8 2 средний
      9 2 средний
      10 2 средний
      11 0 низкий
      12 2 средний
      13 4 высокий
      14 2 средний
      15 0 низкий
      16 1 ниже среднего
      17 1 ниже среднего
      18 2 средний
      19 3 выше среднего
      20 2 средний
      21 0 низкий
      22 1 ниже среднего
      23 2 средний
      24 1 ниже среднего
      25 1 ниже среднего
 
 

     Представим  данные по методике в виде диаграммы, на которой будет видно процентное соотношение детей по уровням развития школьной мотивации (см. Рис. 1). 

     

 

     Видим, что у большинства дошкольников старшей группы средний уровень сформированности мотивов учения. Только 12% детей показали высокий или выше среднего уровень сформированности мотивов учения. Около 40% детей имеют низкий или ниже среднего мотив учения. Как компонент личностной готовности к обучению в школе мотивы учения – важные элемент, но мы отмечаем, что в средней группе еще практически не сформированы мотивы учения, а соответственно еще нет личностной готовности к обучению в школе у большинства дошкольников старшей группы. 

     Таблица 3

     Результаты  изучения отношения к школе (ОШ) при  помощи методики «Рисунок школы» (модификация методики А.И. Баркан) в средней группе

      № п/п Стандартные баллы Уровень развития
      1 4 высокий
      2 2 средний
      3 2 средний
      4 2 средний
      5 2 средний
      6 1 ниже среднего
      7 3 выше среднего
      8 2 средний
      9 2 средний
      10 2 средний
      11 2 средний
      12 3 выше среднего
      13 2 средний
      14 2 средний
      15 2 средний
      16 2 средний
      17 2 средний
      18 2 средний
      19 3 выше среднего
      20 2 средний
      21 1 ниже среднего
      22 0 низкий
      23 2 средний
      24 2 средний
      25 2 средний
 
 
 

     Представим  данные по методике в виде диаграммы, на которой будет видно процентное соотношение детей по уровням  развития отношения к школе (см. Рис. 2).

     

     Оценивая  отношение к школе у детей  старшей группы так же как и  при оценке мотивов учения видим, что высокий или выше среднего уровень отношения к школе наблюдается только у 16% дошкольников. Однако необходимо отметить, что большинство детей показало средний уровень отношения к школе и только 12% низкий. Сравнивая данные с предыдущей методикой можем сказать, что у детей в средней группе при наличии положительного отношения к школе еще отсутствует школьная мотивация, а личностная готовность только начинает формироваться.

     Таблица 4

     Результаты  изучения мотивов учения (М) при помощи методики «Ранжирование учебных мотивов» в подготовительной группе

    № п/п Контрольный эксперимент Уровень развития
    1 3 выше среднего
    2 3 выше среднего
    3 3 выше среднего
    4 2 средний
    5 3 выше среднего
    6 3 выше среднего
    7 4 высокий
    8 4 высокий
    9 3 выше среднего
    10 4 высокий
    11 2 средний
    12 4 высокий
    13 4 высокий
    14 3 выше среднего
    15 3 выше среднего
    16 2 средний
    17 2 средний
    18 4 высокий
    19 3 выше среднего
    20 4 высокий
    21 2 средний
    22 3 выше среднего
    23 4 высокий
    24 3 выше среднего
    25 3 выше среднего

Информация о работе Личностная готовность к школе