Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)


История специального образования

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают времен­ной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

1. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов (с V11I в. до н.э. по XII в. н.э.)

История человечества свидетельствует, что в начале своего развития общество негативно относилось к людям с психофизическими нарушениями. В античном мире судьба интересующих нас людей была тра­гичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоста­вим со статусом рабов. Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо граждан­ская смерть.

В период появления христианства произошло осмысление проблемы помощи "неполноценным" в свете христианской идеи милосердия. Появились первые социальные институты помощи людям с от­клонениями в развитии.

в эпоху средневековья людей с психофизическими нарушениями называли "иными" людьми, недееспособными, отверженными; их уделом считалось — просить милостыню, в которой гражданин не дол­жен отказывать.

Первые организационные формы государственной заботы об ин­валидах: приюты — "убежища" для слепых — Бавария — 1198 г.; Франция - 1225 г.

Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям (с XII по XVIII в.)

в эпоху Возрождения (Т. Мор, Э. Роттердам­ский, Я.А. Коменский, Д. Локк) люди пришли к выводу, что, помимо организации приютов для калек и больных, подачи милостыни, необходимо дать людям с отклонениями элементарное об­разование, воспитать в них "нравственность " и "благочестие".

направления общественной помощи:

•       индивидуальное обучение глухих (1578 г. в Испании, 1648 г. В Англии) и слепых (1670 г. во Франции);

•       гуманный и демократический взгляд на гражданские права лиц с отклонениями в развитии (Руссо, Вольтер, Монтескье, Дид­ро, "Декларация прав человека" 1793 г.);

•       зарождение и развитие основных направлений помощи детям с отклонениями в развитии (в специальных учреждениях);

•       христианско-филантропическое (организация общественного призрения инвалидов в приютах, богадельнях и т. д.);

•       медико-педагогическое (лечение, воспитание и обучение);

•       педагогическое (образование детей с нарушениями слуха, зре­ния, интеллекта).

Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования (с конца XVIII до начала XX в.)

Началом периода можно считать открытие первых учебных за­ведений для глухих и для слепых, завершением - дату принятия закона об обязательном начальном образовании

•            Первоначально обучали 3 катего­рий детей: глухих, слепых и умственно отсталых

              Система  специального  образования  детей  с  отклонениями  в развитии зародилась в 1797 г., когда было учреждено ведомст­во императрицы Марии Федоровны, объектом особого внима­ния которого стали детские приюты.

Французский тифлопедагог В. Гаюи, приглашенный в Россию Александром I, открыл первые специальные учебно-воспита­тельные учреждения:

•       опытное училище для 12 глухонемых детей (1806, Павловск);

•       школу для слепых (1807).

5.              В России, как и в Европе, развиваются такие направления по­
мощи детям с отклонениями в развитии:

•       христианско-благотворительное — приюты, богадельни, дома призрения;

•       лечебно-педагогическое — специальные отделения при больни­цах, школы-санатории;

•       педагогическое — детские ясли и сады, школы, колонии.

В начале XX в. функционировало около 4,5 тыс. благотвори­тельных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии.

Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования (с начала XX столетия до 70-х гг.)

Особенности развития системы специального образования в 50— 60-е гг.:

                                           появляются новые типы специальных школ и увеличивается количество видов учебных заведений: школы для глухих, слабо­слышащих, слепых, слабовидящих, слепоглухих, детей с речевыми нарушениями, физическими недостатками, трудностями в обуче­нии, множественными нарушениями, проблемами поведения,

•        в массовых школах начали открываться специальные классы для детей с задержкой психического развития;

•        в конце 80-х гг. были организованы первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых.

К 1990 г. общее число специальных школ составило 2789 (около 575 тыс. учащихся).

Имелось 8 видов специальных школ и 15 типов специального обучения.

•            В дошкольных учреждениях — более 300 тыс. детей с отклоне­ниями в развитии.

Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции

В начале 70-х гг Впервые в истории цивилизации признается не только равенство людей вне зависи­мости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение. Формируется новое понимание мира как сообщества, вклю­чающего различные микросоциумы, от равноправного взаимо­действия которых зависит прогресс человечества. При таком понимании социальное маркирование националь­ных, этнических, политических, религиозных, сексуальных, ано­мальных меньшинств становится недопустимым, что и фиксирует законодательство, но уже не на уровне отдельно взятой европей­ской страны, а на уровне мирового сообщества.

Рассматриваемый нами пятый период эволюции - период с от­крытыми датами, и сегодня трудно предсказать, как и когда он будет завершен, что придет на смену современному пониманию проблем людей с особыми потребностями.

Итак, система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма реализации его ценностных ориентации и культурных норм обще­ства, вследствие чего каждый этап развития национальных систем специального образования соотносится с определенным перио­дом в эволюции отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.

 


Теоретические основы специальной педагогики

План:

1.                               ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

2.                               Основные термины специальной педагогики.

3.                               Основные категории нарушений развития у детей

 

1.                   ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.
цель коррекционной педагогики - выявление и исправление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в освоении мира и адекватной интеграции в социум.

Объект коррекционной педагогики - личность ребенка, имеющего отклонения в сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуальной и речевой сферах, отклонения в поведении, затрудняющие школьную адаптацию и адекватную социализацию. Здесь я хочу пояснить, чтобы вы поняли, чем отличается аномальный ребенок от еормально развивающегося. Если у ребенка болит рука иои нога, но это не мешает ему воспитываться и обучаться в обычном д.с или школе, то это не аномальный ребенок. Но если у ребенка, например есть нарушение зрения, он не может научится вместе со всеми читать, писать, ему мешает данный дефект, то значит этому ребенку требуются специальные условия для обучения, значит это аномальный ребенок, лицо с ограниченными возмлжностями здоровья.

Предметом специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и развития детей со специальными образовательными потребностями.

К числу целей коррекционной педагогики можно отнести: коррекцию недостатка, его компенсацию педагогическими средствами; адаптацию и реабилитацию социальную и личностную. Для достижения указанных целей коррекционная педагогика решает следующие задачи:

1) определяет природу и сущность физических и психических недостатков и отклонений в поведении детей и подростков, выявляет причины и условия их появления;

2) изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;

3) выявляет ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка;

4) в соответствии со структурой нарушения социально-личностными условиями его проявления определяет коррекционные и компенсаторные возможности отдельного конкретного человека с конкретным нарушением;

5) разрабатывает методы, приемы, средства и технологии коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении;

6) определяет и обосновывает построение педагогических классификаций лиц с недостатками в развитии и отклонениями в поведении;

7) определяет цели, задачи и направления деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков;

8) создает необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и отклонениями в поведении.

СВЯЗЬ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ науками

Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей:

1. сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;

2. тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой) - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;

3. олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) - вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью;

4. логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Специальная (коррекционная) педагогика, связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских наук.

                   педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей.

                   Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития детей с психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из

                   невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов),

                   общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях),

                   психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение),

                   детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте).

Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения).

Коррекционная педагогіка использует научный арсенал общей педагогіки: цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания детей. Коррекционная педагогіка разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отрослях коррекционной педагогіки.

Таким образом мы с вами рассмотрели коррекционную педагогику как науку, определили….

 

2.                   Основные термины специальной педагогики.

В арсенале спец кор педагогики имеются свои термины и понятия, которыми она оперирует. Мы с вами разберем основные из них.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"