Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

Современные статистические данные подчеркивают актуальность курса специальной педагогики и коррекционной психологии не только для специалистов-педагогов, но и для людей различных профессий.

В настоящее время в Западной Европе нет ни одной школы или детского сада,  где бы вместе с обычными детьми не находились дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Гуманистическая теория

Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности - дети, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отстава­ние (искажение) в психофизическом развитии вследствие нару­шения деятельности различных или нескольких анализаторов (зри­тельного, слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Дети с отклонениями в психофизическом развитии — это дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности не ограничивает их возможности в столь резкой сте­пени, как у детей с нарушениями в психофизическом развитии.

Дети с особыми образовательными потребностями — это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специ­фических методах образования, которые могут быть созданы в ус­ловиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития.

Анализ современного положения российского образования свидетельствует о том, что педагоги обычных детских садов и общеобразовательных школ не готовы к педагогической работе с этой категорией детей. Им не хватает знаний по специальным дисциплинам, они не владеют специальными приемами и способами обучения и воспитания.

На протяжении долгого времени в педагогических вузах изучалась такая наука, как дефектология (недостаток, слово, учение) – это наука о психофизических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками. Дефектология включает в себя разделы: специальную педагогику, специальную психологию, тифлотехнику и сурдотехнику (разрабатывают технические средства обучения, коррекции и компенсации).

Дефектология связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских наук.

                   педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей.

                   Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития детей с психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из

                   невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов),

                   общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях),

                   психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение),

                   детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте).

Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения).

Коррекционная педагогіка использует научный арсенал общей педагогіки: цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания детей. Коррекционная педагогіка разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отрослях коррекционной педагогіки.

 

3.                   Основные категории нарушений развития у детей

Студентам  дается иформация о том, что существует 8  категорий нарушений у детей, называются, делятся на группы, выдаются карточки.

Задание сформулировать название и категории нарушений 10 мин.

Проверка своих предположений, выдача карточек правильных ответов.

Запись в тетрадь.

К основным категориям нарушенного и отклоняющегося раз­вития относятся:

Нарушения интеллекта (умственно отсталые дети)

Понятие «умственная отсталость» в отечественной специаль­ной психологии понимается как стойкое нарушение познаватель­ной деятельности, возникшее в результате органического пораже­ния головного мозга.

По международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ-9) выделялись сле­дующие группы:

а)              умственная отсталость в степени дебильности (дети с отно­
сительно легкой, неглубокой умственной отсталостью);

б)              умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глу­
бокой умственной отсталостью);

в)              умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее
тяжелой, глубокой умственной отсталостью).

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая (IQ в пределах 40—69), умеренная (IQ в пределах 35—49), тяжелая (IQ в пределах 20—34), глубокая (IQ ниже 20) умственная отсталость.

Задержка психического развития у детей (ЗПР)

Задержка психического развития относится к «по­граничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и со­циальными факторами, а также различными вариантами их соче­тании. По этиопатогенетической классификации различают следую­щие варианты:

а)              задержка психического развития конституционального ге-
неза;

б)              задержка психического развития соматогенного генеза;

в)              задержка психического развития психогенного генеза;

г)              задержка психического развития церебрально-органическо­
го происхождения.

Нарушения зрения

а)              слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным
зрением — острота зрения на лучше видящем глазу от 0,01 до 0,04),

б)              слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем
глазу при очковой коррекции от 0,05 до 0,2, а также в пределах 0,
30, 4 при значительном нарушении других зрительных функций
или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);

в)              косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4).

Нарушения слуха

а)              глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слы­
шащее ухо более 85дБ);

б)              тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше
слышащее ухо менее 85дБ);

в)              поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших
слух в возрасте до 3—4 лет и позже, сохранивших речь в связи с
относительно поздним возникновением глухоты).

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Данные нарушения имеют причиной:

а)              заболевания нервной системы:
детский церебральный паралич;
полиомиелит.

б)              врожденную патологию опорно-двигательного аппарата;
врожденный вывих бедра;

кривошея;

косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

в)              приобретенные заболевания и повреждения опорно-двига­
тельного аппарата:

травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остео­миелит);

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных забо­леваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большин­ства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клини­ческой картине является двигательный дефект (задержка формиро­вания, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Нарушения речи

а)              системные нарушения речи (алалия, афазия);

б)              нарушение строения и функции речевого аппарата (ринола-
лия, дизартрия, сложная дислалия);

в)              нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);

г)              нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание);

д)              нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм).

Эмоциональные расстройства

а)              ранний детский аутизм;

б)              эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой
с матерью;

в)              эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым
соперничеством;

г)              фобическое тревожное расстройство детского возраста;

д)              смешанные расстройства поведения и эмоций.

Тяжелые множественные нарушения

Эта категория нарушений характеризуется сочетанием двух или более выраженных психофизических нарушений: зрения, слуха, речи, двигательного и познавательного развития у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, умственной отста­лости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарата и глу­хоты и т.д. В современной специальной психологии в категории тяжелых множественных нарушений наиболее подробно описаны слепоглухие дети. К этому контингенту относятся слепые и слабо­видящие дети с остротой зрения до 0,2 включительно и с более высокой остротой зрения, у которых слух снижен в такой степени, что это привело к отсутствию или глубокому недоразвитию речи.


Нарушения интеллекта (умственно отсталые дети)

Понятие «умственная отсталость» в отечественной специаль­ной психологии понимается как стойкое нарушение познаватель­ной деятельности, возникшее в результате органического пораже­ния головного мозга.

По международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (МКБ-9) выделялись сле­дующие группы:

а)              умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью);

б)              умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глу­бокой умственной отсталостью);

в)              умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью).

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая (IQ в пределах 48—69), умеренная (IQ в пределах 35—49), тяжелая (IQ в пределах 20—34), глубокая (IQ ниже 20) умственная отсталость.

 

Задержка психического развития у детей (ЗПР)

Задержка психического развития относится к «по­граничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Данное отклонение у ребенка может быть обусловлено как биологическими, так и со­циальными факторами, а также различными вариантами их сочетании. По этиопатогенетической классификации различают следую­щие варианты:

а)              задержка психического развития конституционального генеза;

б)              задержка психического развития соматогенного генеза;

в)              задержка психического развития психогенного генеза;

г)              задержка психического развития церебрально-органическо­го происхождения.

 

Нарушения зрения

В настоящее время более половины населения России страдает нарушениями зрения. Причин развития данной патологии достаточно много. Это может быть и возрастные изменения в тканях глаза, курение, длительная работа за компьютером, частые стрессы, депрессивные состояния и т.д. Существуют следующие виды нарушения зрения: · нарушение рефракции (остроты зрения) - нарушение способности глаза различать раздельно две точки в пространстве, находящиеся на определенном расстоянии от глаза. · нарушение аккомодации - нарушение способности четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от человека. · нарушение периферического зрения – неспособность глаза, видеть то, что находится сбоку, хорошо ориентироваться в пространстве и воспринимать предметы в движении. · нарушение адаптации - нарушение способности глаза приспосабливаться к различной яркости освещения. · гемералопия - нарушение способности ориентироваться в сумерках и в темных помещениях. О таких нарушениях рефракции как дальнозоркость, близорукость и астигматизм вы сможете подробно прочитать в соответствующих разделах.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"