Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты можно определить в следующие группы:

1. Комплекс вербальных субтестов (1-4): «ДП» (дополнение предложений); «ИС» (исключение слова); «Ан» (аналогии); «Об» (обобщение), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

2. Комплекс математических субтестов (5, 6): «АЗ» (арифметические задачи); «ЧР» (числовые ряды), предполагающий способности в области практической математики и программирования. Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если они сочетаются с высокими показателями по третьему комплексу, то, возможно, выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8): «ПВ» (пространственное воображение); «ПО» (пространственное обобщение), предполагающий развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана. Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта.

4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических (1, 3) аспектов способностей. Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Отдельно можно выделить субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности), в котором испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти.

Стимульный материал: Субтест 1, Субтест 2, Субтест 3, Субтест 4, Субтест 5, Субтест 6, Субтест 7, Субтест 8, Субтест 9.

 

Методика «двойной стимуляции»

Авторы: Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров.

Предназначение методики: исследование высших психических функций, в частности процесса образования понятий.

Особенности методики: Исследование высших психических функций осуществляется с помощью 2 рядов стимулов, каждый из которых играет особую роль по отношению к деятельности испытуемого. Один ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а другой ряд –  функцию знаков (стимулов-средств), с помощью которых эта деятельность организуется.

Материал методики представляет собой набор объемных фигур, отличающихся друг от друга формой, цветом и величиной. На нижней поверхности объектов нанесены условные обозначения в виде бессмысленных, искусственных слов ("биг", "цев", "гур", "лаг"). Испытуемому демонстрируют одну из фигур, объясняют, что надпись совершенно условна, однако имеющимся в наборе фигурам с такой же надписью присущи определенные признаки. Задача испытуемого - обобщить признаки по группам. Перед началом выполнения заданий экспериментатор просит составить предполагаемый план выполнения, в ходе работы указывает на ошибки, фиксирует количество попыток решения.

Стимульный материал

 

4) Методики диагностики памяти

Измерение объема кратковременной памяти

Автор: Д. Джекобс.

Предназначение методики: диагностика величины объема кратковременной памяти индивида.

Особенности методики: исследование проводится на цифровом материале. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Ряды составлены по таблице случайных чисел. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 с., испытуемый письменно воспроизводит элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Как правило, исследование состоит из серии опытов, проводимых на разных цифровых рядах. После завершения серии испытуемый дает словесный отчет о том, какими приемами он пользовался для запоминания ряда.

При обработке результатов учитывается точность воспроизведения каждого ряда, на основе анализа данных по нескольким опытам вычисляется объем памяти и оптимальное количество материала для продуктивного запоминания.

Стимульный материал.

 

Определение индекса кратковременной и оперативной памяти

Авторы: Л.С. Мучник, В.М. Смирнов.

Предназначение методики: определение интегральной характеристики кратковременной памяти с помощью метода, позволяющего дифференцированно измерять объем кратковременной и оперативной памяти и устанавливать их соотношение и взаимосвязь.

Особенности методики: представляет собой двойной тест, в первой части которого определяется объем кратковременной памяти на числа по классической методике Д. Джекобса, а во второй –  объем оперативной памяти, где испытуемому предъявляют случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать только результаты сложения. Числа подбираются таким образом, чтобы сумма во всех случаях не превышала 9. Когда экспериментатор заканчивает читать ряд, испытуемый должен в той же последовательности устно воспроизвести результаты сложения предъявленных чисел. Ответы записываются экспериментатором в протокол. Длина ряда пар чисел варьируется от двух до восьми. Ряды предъявляются в порядке возрастания. Для получения более надежных результатов опыт повторяют четыре раза на различных числовых рядах. При обработке результатов высчитываются значения объема кратковременной и оперативной памяти, делается вывод об их соотношении.

Стимульный материал

 

 

10.2. Методики диагностики психомоторных и психофизиологических особенностей индивида

 

Теппинг-тест

Автор: Е.П. Ильин.

Предназначение методики: определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям. Теппинг-тест диагностирует свойства нервной системы, которые могут быть условно разделены на пять типов: сильный, стабильный, слабый, среднеслабый и среднесильный (последние два – варианты смешанного типа нервной системы с выраженной тенденцией к одному из полярных).

Особенности методики: для проведения исследования необходимы подготовленные стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283 мм), разделенные на 8 расположенных по 4 в ряд равных прямоугольника, а также простой карандаш.

Испытуемому предлагается следующая инструкция: «По моему сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время (5 с.) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить из одного прямоугольника в другой вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) ручку и поставьте его перед первым прямоугольником бланка». Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 сек. даёт команду: «Переход». По истечении работы в 8-м прямоугольнике экспериментатор подает команду: «Стоп».

При обработке результатов подсчитывается количество точек в каждой части листа, как показатель эффективности двигательной активности испытуемого. На основании полученных данных строится график работоспособности, оценивается сила нервной системы; сравнение показателей левой и правой руки дает возможность подсчитать коэффициент функциональной асимметрии.

Стимульный материал

 

Метод измерения простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигналы

Авторы: А.А. Крылов, С.А. Маничев.

Предназначение методики: на основе измерений времени оценить быстроту и качество реагирования исследуемого на звуковой и световой стимулы. (Простая сенсомоторная реакция –  элементарный вид произвольной реакции, которая осуществляется как простое (например, нажатие кнопки) движение в ответ на простой (загорание лампы) сигнал.)

Особенности методики: Работа проводится с использованием специальной экспериментальной установки. Испытуемый сидит за столом в удобной позе. Световой сигнализатор находится прямо перед глазами испытуемого на расстоянии 60-80 см (при работе со звуковыми сигналами наушники надеты на голову). Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Положите руку на панель органов управления установки так, чтобы указательный палец правой руки свободно располагался на кнопке. После предупредительного сигнала сосредоточьтесь, смотрите на сигнальную лампу и при зажигании лампы как можно быстрее нажмите пальцем на кнопку» (при работе со звуковыми сигналами последняя часть инструкции будет звучать так: «Сосредоточьтесь и при появлении звукового сигнала как можно быстрее нажмите на кнопку»).

После нажатия экспериментатором на кнопку предупредительный сигнал немедленно выдается испытуемому; длительность предупредительного сигнала 1,0 с. Через некоторый интервал времени испытуемому автоматически выдается основной сигнал, при появлении которого он должен нажать кнопку.

Для достижения наибольшей точности измерение проводится в две серии, которые различаются по времени, разделяющему предъявляемые сигналы. Интервал времени, разделяющий предупредительный и основной сигналы, для I варианта опытов постоянный и равен 1,5 с. Для II варианта опытов длительность этого интервала меняется в случайном порядке в пределах от 0,5 до 2,5 с, причем используется не менее пяти градаций.

При обработке результатов определяются средние значения простой сенсомоторной реакции на световой и звуковой сигналы, делается вывод о роли модальности сигнала и об особенностях реакций, связанных с антиципацией момента появления сигнала.

Стимульный материал: экспериментальная установка включает в себя: блок формирования сигнала с сигнальным устройством (сигнальная лампа или зуммер и наушники), блок управления с кнопкой выдачи сигнала и пуска регистрирующего устройства, блок ответа с кнопкой снятия сигнала и остановки регистрирующего устройства, блок регистрации преждевременной реакции. В качестве световых сигнализаторов могут быть использованы газоразрядные лампы яркостью свечения 80-100 нт. Для звукового сигнала могут быть рекомендованы следующие характеристики: 200-300 Гц и 60-70 Дб. Время реакции — от момента выдачи сигнала до ответного движения включительно — экспериментатор фиксирует по электронному секундомеру с точностью до 0,001 с. Для записей данных используется протокол исследования.

 

 

Глава 11. Методики субъективного типа

 

11.1. Методики диагностики темпераментных и социально-психологических особенностей индивида

 

1) Методики диагностики темпераментных особенностей индивида

Личностный опросник Айзенка  (EPI)

Автор: Г. Айзенк.

Предназначение методики: оценка таких свойств темперамента индивида как экстраверсия – интроверсия и эмоциональная стабильность – нестабильность (нейротизм).

Особенности методики: двухфакторый тест-опросник, стимульный материал которого включает 57 вопросов, из которых 48 относится к двум основным шкалам (по 24 вопроса на каждую шкалу) и 9 – к контрольной шкале «L» («лжи»). По каждому вопросу предусмотрены двухальтернативные варианты ответов («да» или «нет»).

Допускается индивидуальная и групповая форма тестирования.

Стимульный материал

 

Опросник структуры темперамента 

Автор: В.М. Русалов.

Предназначение методики: оценка свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

Особенности методики: тест-опросник, стимульный материал которого содержит 105 вопросов. Допускается индивидуальная и групповая форма применения, без ограничения времени.

ОСТ содержит следующие шкалы:

- предметная эргичность –  в самом общем виде отражает активность человека, а именно: выраженность потребности в освоении предметного мира, наличие или отсутствие стремления к деятельности, к напряженному умственному и физическому труду, а также уровень тонуса и вовлеченности в процесс деятельности.

- социальная эргичность – связана с потребностью в социальном контакте, с желанием исследовать социальные формы деятельности, со стремлением к лидерству и общению;

- предметная пластичность – выражается в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, перехода от одних форм мышления к другим в процессе взаимодействия с предметной средой;

- социальная пластичность –  проявляется в степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникации;

- темп –  быстрота моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности;

- предметная эмоциональность –  эмоциональность, чувствительность;

- социальная эмоциональность –  эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере;

- социальный темп – темпоральные характеристики рече-двигательной активности в процессе общения.

Опросник также включает шкалу «L».

Стимульный материал

 

Экспресс-методика диагностики реактивной и личностной тревожности

Автор: А.С. Горбатенко.

Предназначение методики: изучение тревожности как состояния и свойства личности. 

Особенности методики: методика представляет собой сокращенный вариант  теста тревожности Ч.Д. Спилбергера и включает две субшкалы.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"