Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Из теста тревожности исключены пункты:

-         не обладающие средней диагностической силой;

-         не коррелирующие с итоговым показателем;

-         имеющие одинаково высокие или одинаково низкие коэффициенты корреляции с итоговыми показателями каждой субшкалы.

Отбор пунктов методики требовал учета нескольких факторов и использования компромиссного подхода к оценке пригодности пунктов. Были отобраны лучшие из имеющихся пунктов таким образом, чтобы в каждой субшкале осталось по 10 пунктов.

Такое сокращение не затронуло концепции методики Ч.Д. Спилбергера: использование в каждой подшкале 10, а не 20 пунктов, каждый из которых имеет 4 варианта ответов, не оказывает существенного влияния на практическую пригодность шкалы.

Стимульный материал и обработка данных

 

2) Методики диагностики социально-психологических качеств индивида

Опросник уровня субъективного контроля (УСК)

Автор: Дж. Роттер.

Предназначение методики: оценка уровня субъективного контроля индивида над разнообразными жизненными ситуациями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий.

Особенности методики: тест-опросник, стимульный материал которого включает 44 утверждения, касающиеся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

Опрсоник содержит семь субшкал: общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид), интернальности в области неудач (Ин), интернальности в семейных отношениях (Ис), интернальности в области производственных отношений (Ип), интернальности в области межличностных отношений (Им), интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).

Стимульный материал

 

Шкала мотивации одобрения 

Авторы: Д. Марлоу и Д. Краун (адаптация методики: Ю.А. Ханин).

Предназначение методики: оценка стремления человека заслужить похвалу и одобрение окружающих, выглядеть в выгодном для себя свете, создать хорошее впечатление. Для этого, в частности, человек демонстрирует следование определенным моральным нормам поведения и общения.

Особенности методики: тест-опросник, стимульный материал которого включает 20 пунктов в виде утверждений и двухальтернативных вариантов ответов.

Шкала мотивации одобрения  фактически лежит в основе такой контрольной шкалы, как шкала «L» («лжи»), представленной в  личностном опроснике Айзенка,  Миннесотском многоаспектном личностном опроснике.

Стимульный материал

 

3) Методики изучения одновременно темпераментных и социально-психологических качеств индивида

16PF личностный опросник

Автор: Р.Б. Кэттелл.

Предназначение методики: оценка 16 базовых темпераментых и социально-психологических характеристик индивида и на их основе – ряда комплексных качеств.

Особенности методики: тест-опросник содержит следующие шкалы:

Фактор А: замкнутость – общительность;

Фактор B: конкретное мышление – абстрактное мышление;

Фактор C: эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность;

Фактор E: подчиненность – доминантность;

Фактор F: сдержанность – экспрессивность;

Фактор G: низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения;

Фактор H: робость – смелость;

Фактор I: реализм – чувствительность;

Фактор L: подозрительность – доверчивость;

Фактор M:  практичность – мечтательность;

Фактор N: прямолинейность – проницательность;

Фактор O: спокойствие – тревожность;

Фактор Q1: консерватизм – радикализм;

Фактор Q2: зависимость от группы – самостоятельность;

Фактор Q3: низкий самоконтроль – высокий самоконтроль;

Фактор Q4: расслабленность – эмоциональная напряженность.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов), С и Д (105 вопросов). По вопросам представлены трехальтернативные варианты ответов. В России чаще всего используют формы А и С.

При интерпретации полученных результатов оценивается не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетания, образующие симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств.

Стимульный материал (формы А и С) и опросная сетка.

 

Многомерный профессионально-психологический личностный тест  (МППЛТ)

Автор: А.В. Сидоренков.

Программное обеспечение: Р.В. Павленко.

Предназначение методики: профессионально-психологический отбор кандидатов на разные профессии и должности; аттестация, ротация и карьерное продвижения кадров; комплектование команд с учетом психологических особенностей сотрудников.

Однако МППЛТ может применяться в других сферах (например, в области здравоохранения и спорта) и для решения иных задач (индивидуальное консультирование, судебно-психологическая экспертиза и др.), не только в психодиагностических, но и научно-исследовательских целях.

Общая характеристика методики

 

4) Методики диагностики типов и типологических особенностей индивида

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI)

Авторы:  С. Хатуэй и Дж. МакКинли. Адаптация русскоязычного варианта (СМИЛ) – Л.Н. Собчик.

Предназначение методики: диагностика 10 типов психических нарушений индивида.

Особенности методики: Данный тест относится к категории клинических методик и является реализацией типологического подхода к изучению личности. Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал: 

1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности.

2. Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности):

3. Шкала истерии (Ну) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций).

4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности.

5. Шкала мужественности—женственности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом.

6. Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности).

7. Шкала психастении (Pt) — устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).

8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.

9. Шкала гипомании (Ма) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности.

10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки.

В опросник включены четыре контрольные шкалы: шкала «?»,  шкала L, шкала F, шкала К. Показателями, полученные по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.

Стимульный материал

 

Патохарактерологический диагностический опросник, ПДО (модифицированный вариант)

Автор: А.Е. Личко (модификация – С.И. Подмазин).

Предназначение методики:  диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте на основе классификации, разработанной А.Е. Личко. Акцентуированность характера – явление весьма распространенное среди подростков, представляющее собой «заострение» некоторых черт характера, не доходящее, однако, до патологических проявлений. Выделяются следующие возможные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый.

Особенности методики: модификация ПДО была предпринята с целью создания более компактной методики, удобной для применения в практике школьного или консультирующего психолога. В модифицированном варианте количество пуктов сокращено с 351 до 143 утверждений, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу «L»).

Испытуемому предлагается отметить те предложения, с которыми он согласен. В каждой шкале по 13 утверждений. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.

На основании собранного материала, отдельно по каждому типу акцентуаций, определено минимальное диагностическое число, представляющее собой границу диагностирования «чистого» или смешанного типа.

Стимульный материал

 

Опросник поведения личности в конфликтной ситуации

Автор: К. Томас (адаптация русскоязычного варианта – Н.В.Гришина).

Предназначение методики: выявление доминирующего типа поведения личности в конфликтной ситуации: соперничество (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.

Особенности методики: тест-опросник, стимульный материал которого содержит  30 пар утверждений, отображающих те или иные типичные способы поведения в конфликте.

Согласно инструкции к тесту, испытуемому необходимо в каждой паре суждений выбрать то, которое наиболее точно описывает его типичное поведение в конфликтной ситуации. При обработке результатов за каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип, получивший максимальное количество баллов.

Стимульный материал

 

11.2. Методики диагностики малой группы, неформальной подгруппы и индивида в группе

 

Ниже излагаются методики, разработанные в рамках новой социально-психологической теории малой группы –  микрогрупповой теории (А.В. Сидоренков), и входящие в состав компьютерной технологии Комплексная социально-психологическая диагностика группы, КСПДГ (А.В. Сидоренков, Р.В. Павленко).

В КСПДГ все методики интегрированы с формализованным алгоритмом выделения неформальных подгрупп и не включенных в них членов.

Стимульный материал подавляющего большинства методик имеет несколько форм, предназначенных для малых групп разного типа: а) производственных (форма А); б) учебных (форма Б);  в) спортивных (форма В).

 

1) Метод определения структуры группы

Формализованный метод определения неформальных подгрупп в малой группе 

Автор: А.С. Горбатенко.

Предназначение метода: выделение в малой контактной группе (производственной, учебной, спортивной и др.)  неформальных подгрупп  и их состав, не включенных в подгpуппы членов группы.

Особенности метода: Метод построен на основе разработанного А.С. Горбатенко кластеpного анализа. Он позволяет «без учителя» (т.е. не задавая заpанее пpедполагаемое количество подгpупп или количество членов, включенных в подгpуппы) выделить объективно имеющиеся в  группе подгруппы и их состав.

Метод дает возможность выделять подгруппы, в которых члены связаны друг с другом не только прямо, но и опосредованно. Это достигается за счет того, что в алгоритме фиксируются не взаимные выборы (хотя и это учитывается), а мнения членов подгруппы (их выборы), что каждый член группы рассматривается как «центр» образования возможной подгруппы и для него определяется такой состав подгруппы, при котором подгруппа будет наиболее «плотной». Практика применения данной процедуры группировки свидетельствует, что в подгруппы могут быть включены и те члены группы, которые отсутствовали при проведении обследования, но которые выбирались представителями своей группы.

Алгоритм метода

 

2) Методики диагностики субъектных характеристик группы и подгрупп

Методика изучения нормы открытости группы и подгрупп

Автор: А.В. Сидоренков.

Предназначение методики: оценка меры открытости-закрытости группы в целом, каждой неформальной подгруппы, совокупности не включенных в подгруппы членов.

Особенности методики: представляет собой модифицированный вариант Шкалы открытости малых групп (А.С. Горбатенко).

Методика разработана на основе номинативной шкалы, а ее стимульный материал содержит 24 задания, которые  отображают три типа установок членов группы по отношению к новичку и, в общем, ко всем представителям внешнего социального контекста: а) готовность взаимодействовать в сочетании с авансированием антигуманного отношения; б) готовность взаимодействовать в сочетании с авансированием ему гуманного отношения; в) отказ от взаимодействия, безразличие.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"