Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций
Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.
Из теста тревожности исключены пункты:
- не обладающие средней диагностической силой;
- не коррелирующие с итоговым показателем;
- имеющие одинаково высокие или одинаково низкие коэффициенты корреляции с итоговыми показателями каждой субшкалы.
Отбор пунктов методики требовал учета нескольких факторов и использования компромиссного подхода к оценке пригодности пунктов. Были отобраны лучшие из имеющихся пунктов таким образом, чтобы в каждой субшкале осталось по 10 пунктов.
Такое сокращение не затронуло концепции методики Ч.Д. Спилбергера: использование в каждой подшкале 10, а не 20 пунктов, каждый из которых имеет 4 варианта ответов, не оказывает существенного влияния на практическую пригодность шкалы.
Стимульный материал и обработка данных
2) Методики диагностики социально-психологических качеств индивида
Опросник уровня субъективного контроля (УСК)
Автор: Дж. Роттер.
Предназначение методики: оценка уровня субъективного контроля индивида над разнообразными жизненными ситуациями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий.
Особенности методики: тест-опросник, стимульный материал которого включает 44 утверждения, касающиеся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.
Опрсоник содержит семь субшкал: общей интернальности (Ио), интернальности в области достижений (Ид), интернальности в области неудач (Ин), интернальности в семейных отношениях (Ис), интернальности в области производственных отношений (Ип), интернальности в области межличностных отношений (Им), интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).
Стимульный материал
Шкала мотивации одобрения
Авторы: Д. Марлоу и Д. Краун (адаптация методики: Ю.А. Ханин).
Предназначение методики: оценка стремления человека заслужить похвалу и одобрение окружающих, выглядеть в выгодном для себя свете, создать хорошее впечатление. Для этого, в частности, человек демонстрирует следование определенным моральным нормам поведения и общения.
Особенности методики: тест-опросник, стимульный материал которого включает 20 пунктов в виде утверждений и двухальтернативных вариантов ответов.
Шкала мотивации одобрения фактически лежит в основе такой контрольной шкалы, как шкала «L» («лжи»), представленной в личностном опроснике Айзенка, Миннесотском многоаспектном личностном опроснике.
Стимульный материал
3) Методики изучения одновременно темпераментных и социально-психологических качеств индивида
16PF личностный опросник
Автор: Р.Б. Кэттелл.
Предназначение методики: оценка 16 базовых темпераментых и социально-психологических характеристик индивида и на их основе – ряда комплексных качеств.
Особенности методики: тест-опросник содержит следующие шкалы:
Фактор А: замкнутость – общительность;
Фактор B: конкретное мышление – абстрактное мышление;
Фактор C: эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность;
Фактор E: подчиненность – доминантность;
Фактор F: сдержанность – экспрессивность;
Фактор G: низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения;
Фактор H: робость – смелость;
Фактор I: реализм – чувствительность;
Фактор L: подозрительность – доверчивость;
Фактор M: практичность – мечтательность;
Фактор N: прямолинейность – проницательность;
Фактор O: спокойствие – тревожность;
Фактор Q1: консерватизм – радикализм;
Фактор Q2: зависимость от группы – самостоятельность;
Фактор Q3: низкий самоконтроль – высокий самоконтроль;
Фактор Q4: расслабленность – эмоциональная напряженность.
Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов), С и Д (105 вопросов). По вопросам представлены трехальтернативные варианты ответов. В России чаще всего используют формы А и С.
При интерпретации полученных результатов оценивается не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетания, образующие симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальных, эмоциональных и регуляторных личностных свойств.
Стимульный материал (формы А и С) и опросная сетка.
Многомерный профессионально-
Автор: А.В. Сидоренков.
Программное обеспечение: Р.В. Павленко.
Предназначение методики: профессионально-
Однако МППЛТ может применяться в других сферах (например, в области здравоохранения и спорта) и для решения иных задач (индивидуальное консультирование, судебно-психологическая экспертиза и др.), не только в психодиагностических, но и научно-исследовательских целях.
Общая характеристика методики
4) Методики диагностики типов и типологических особенностей индивида
Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI)
Авторы: С. Хатуэй и Дж. МакКинли. Адаптация русскоязычного варианта (СМИЛ) – Л.Н. Собчик.
Предназначение методики: диагностика 10 типов психических нарушений индивида.
Особенности методики: Данный тест относится к категории клинических методик и является реализацией типологического подхода к изучению личности. Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал:
1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности.
2. Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности):
3. Шкала истерии (Ну) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций).
4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности.
5. Шкала мужественности—женственности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом.
6. Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности).
7. Шкала психастении (Pt) — устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности).
8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности.
9. Шкала гипомании (Ма) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности.
10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки.
В опросник включены четыре контрольные шкалы: шкала «?», шкала L, шкала F, шкала К. Показателями, полученные по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.
Стимульный материал
Патохарактерологический диагностический опросник, ПДО (модифицированный вариант)
Автор: А.Е. Личко (модификация – С.И. Подмазин).
Предназначение методики: диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте на основе классификации, разработанной А.Е. Личко. Акцентуированность характера – явление весьма распространенное среди подростков, представляющее собой «заострение» некоторых черт характера, не доходящее, однако, до патологических проявлений. Выделяются следующие возможные типы акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый.
Особенности методики: модификация ПДО была предпринята с целью создания более компактной методики, удобной для применения в практике школьного или консультирующего психолога. В модифицированном варианте количество пуктов сокращено с 351 до 143 утверждений, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу «L»).
Испытуемому предлагается отметить те предложения, с которыми он согласен. В каждой шкале по 13 утверждений. Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.
На основании собранного материала, отдельно по каждому типу акцентуаций, определено минимальное диагностическое число, представляющее собой границу диагностирования «чистого» или смешанного типа.
Стимульный материал
Опросник поведения личности в конфликтной ситуации
Автор: К. Томас (адаптация русскоязычного варианта – Н.В.Гришина).
Предназначение методики: выявление доминирующего типа поведения личности в конфликтной ситуации: соперничество (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.
Особенности методики: тест-опросник, стимульный материал которого содержит 30 пар утверждений, отображающих те или иные типичные способы поведения в конфликте.
Согласно инструкции к тесту, испытуемому необходимо в каждой паре суждений выбрать то, которое наиболее точно описывает его типичное поведение в конфликтной ситуации. При обработке результатов за каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип, получивший максимальное количество баллов.
Стимульный материал
11.2. Методики диагностики малой группы, неформальной подгруппы и индивида в группе
Ниже излагаются методики, разработанные в рамках новой социально-психологической теории малой группы – микрогрупповой теории (А.В. Сидоренков), и входящие в состав компьютерной технологии Комплексная социально-психологическая диагностика группы, КСПДГ (А.В. Сидоренков, Р.В. Павленко).
В КСПДГ все методики интегрированы с формализованным алгоритмом выделения неформальных подгрупп и не включенных в них членов.
Стимульный материал подавляющего большинства методик имеет несколько форм, предназначенных для малых групп разного типа: а) производственных (форма А); б) учебных (форма Б); в) спортивных (форма В).
1) Метод определения структуры группы
Формализованный метод определения неформальных подгрупп в малой группе
Автор: А.С. Горбатенко.
Предназначение метода: выделение в малой контактной группе (производственной, учебной, спортивной и др.) неформальных подгрупп и их состав, не включенных в подгpуппы членов группы.
Особенности метода: Метод построен на основе разработанного А.С. Горбатенко кластеpного анализа. Он позволяет «без учителя» (т.е. не задавая заpанее пpедполагаемое количество подгpупп или количество членов, включенных в подгpуппы) выделить объективно имеющиеся в группе подгруппы и их состав.
Метод дает возможность выделять подгруппы, в которых члены связаны друг с другом не только прямо, но и опосредованно. Это достигается за счет того, что в алгоритме фиксируются не взаимные выборы (хотя и это учитывается), а мнения членов подгруппы (их выборы), что каждый член группы рассматривается как «центр» образования возможной подгруппы и для него определяется такой состав подгруппы, при котором подгруппа будет наиболее «плотной». Практика применения данной процедуры группировки свидетельствует, что в подгруппы могут быть включены и те члены группы, которые отсутствовали при проведении обследования, но которые выбирались представителями своей группы.
Алгоритм метода
2) Методики диагностики субъектных характеристик группы и подгрупп
Методика изучения нормы открытости группы и подгрупп
Автор: А.В. Сидоренков.
Предназначение методики: оценка меры открытости-закрытости группы в целом, каждой неформальной подгруппы, совокупности не включенных в подгруппы членов.
Особенности методики: представляет собой модифицированный вариант Шкалы открытости малых групп (А.С. Горбатенко).
Методика разработана на основе номинативной шкалы, а ее стимульный материал содержит 24 задания, которые отображают три типа установок членов группы по отношению к новичку и, в общем, ко всем представителям внешнего социального контекста: а) готовность взаимодействовать в сочетании с авансированием антигуманного отношения; б) готовность взаимодействовать в сочетании с авансированием ему гуманного отношения; в) отказ от взаимодействия, безразличие.