Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

1.2. Основные характеристики ПДМ

Прежде чем приступить к созданию ПДМ, следует определиться с ключевыми характеристиками будущей методики. Так, среди общих характеристик МППЛТ изначально были выделены следующие:

а) создание многомерного теста, позволяющего диагностировать широкий спектр профессионально важных качеств индивида;

б) разработка стимульного материала, который должен быть унифицирован по всем шкалам и соответствовать ряду требований;

в) создание компьютерной программы, которая предполагает: полную и парциальную диагностику, компьютерный и бланковый режим диагностики, моделирование Профиля предпочитаемого сотрудника под конкретную профессию/должность и его сопоставление с Профилем испытуемого, возможность прерывать и возобновлять (на прерванном задании) процесс тестирования испытуемого, регламентация работы Пользователя и Испытуемого с программой, предусматривающая контроль, блокировку и обратную связь, разные типы контроля за достоверностью ответов испытуемого, автоматический расчет результатов и постановку диагноза по диагностируемым качествам и др.

1.3. Шкалы и диагностируемые психические качества

Проводится обзор зарубежных и отечественных личностных опросников. Внимание обращается на количество измерительных шкал (одномерные и многомерные методики), наименование и содержание шкал, показатели надежности, валидности, репрезентативности, преимущества и недостатки методик.

Следующий шаг: выделение спектра психических качеств с учетом их востребованности, внутренней однородности и относительной автономности.

Далее определяется основное содержание и отличительные признаки качеств. При этом учитываются имеющиеся о них представления в психологии и психодиагностике, а также наличие/отсутствие психодиагностических методик для их изучения.

1.4. Методические принципы построения шкал

Четкое выделение методических принципов построения шкалы (шкал) позволяет очертить контуры методики и более эффективно построить процедуру её конструирования. 

Например, при создании МППЛТ формулировались методические принципы построения шкал по следующим позициям:

         тип шкал (шкалы построены по типу номинативных шкал);

         формы шкал по стимульному материалу и реакциям на него испытуемых (шкалы объективного и субъективного типа);

         наименование шкал (для большинства шкал выбран биполярный принцип);

         количество тестовых заданий (по каждой шкале — 15);

         форма тестовых заданий (для всех субъективных — в виде утверждений, а для каждой объективной шкалы — свои формы заданий);

         формулировка тестовых заданий по шкалам субъективного типа (прямая и обратная);

         формы ответов (для всех шкал выбрана трех альтернативная форма ответов на задания, из которых значимым является только один; причем для субъективных шкал допускались развернутые варианты ответов);

         принципы и критерии разработки стимульного материала (выделены критерии создания тестовых заданий по субъективным шкалам, а также отдельно по шкале «Мышление предметное», «Мышление социальное», «Память оперативная», «Плутовство»)

         принцип обработки результатов (начисление одной условной единицы за совпадение ответа по заданию с ключом).

2. Разработка стимульного материала

2.1. Создание тестовых заданий (на примере шкал субъективного типа)

Составление каждого задания осуществлялось на основе ряда критериев:

1) Обеспечение содержательной валидности заданий

Содержание тестовых заданий приводится в соответствие с сформулированным разработчиком пониманием природой психического качества. Причем каждое тестовое задание должно фиксировать один или, по возможности, два признака данного качества и не относиться к какому-то иному качеству. 

Например, качество стыдливость-бесстыдство включает следующие признаки:

А. Отношение к своим поступкам. Стыдливость – неадекватно сильное восприятие своих поступков (особенно проступков и ошибок); озабоченность по поводу социальной приемлемости (правильности-неправильности) и последствий своих поступков. Бесстыдство – неадекватно слабое восприятие своих поступков; беспечность по поводу социальной приемлемости и последствий своих поступков.

Б. Возложение ответственности. Стыдливость – возложение вины за неудачу на себя. Бесстыдство – возложение вины за неудачу на других.

В. Доминирующие переживания и формы поведения. Стыдливость – сильно выражены чувство вины и стыдливость, застенчивость, робость, смущение, скромность. Бесстыдство – безразличие и черствость, смелость и беззастенчивость, наглость и скандальность.

Каждый признак должен быть представлен несколькими заданиями. Причем количество заданий по каждому из признаков должно быть примерно одинаковым. Там, где это возможно, в одном задании должны быть одновременно представлены два признака.

2) Обеспечение очевидной валидности заданий

Содержание заданий должно быть, во-первых, понятно испытуемым, а, во-вторых, соответствовать их жизненному опыту.

3) Личностно-ориентированные формулировки заданий

Приоритет личностно-ориентированных формулировок над косвенными обусловлен тем, что в последних затрагивается сфера представлений (смыслов, стереотипов), которая часто далека от реального психического состояния и поведения людей. В частности, в психологии давно обоснована точка зрения, что нередко существует разрыв между установками человека и его поведением.

4) Формулировка заданий от имени Испытуемого

Такой подход обусловлен тем, что многие люди часто не задумываются о том, какое впечатление (представление) о себе они создают у других людей. Поэтому по заданиям такого рода, т.е. с точки зрения окружающих им затруднительно выбрать какой-то вариант ответа или они уверенно и искренне дают ответы, которые на самом деле не соответствуют представлениям о них других людей.

Так, практически все задания в МППЛТ сформулированы от имени Испытуемого, т.е. с точки зрения его собственного мнения о себе: «Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но особенно мне близких». Только несколько заданий затрагивают мнение испытуемых о том, как они воспринимаются другими людьми. Например, «Окружающие считают меня общительным человеком».

5) Корректная формулировка тестовых заданий

Корректная формулировка означает:

- исключение множественности трактовки заданий;

- избегание громоздких формулировок;

- отсутствие двойных отрицаний.

6) Маскировка для испытуемых истинного предназначения заданий

По содержанию и форме заданий Испытуемый не должен догадываться об их истинном предназначении, т.е. о том, для изучения чего они предназначены.

К сожалению, в некоторых тест-опросниках формулировки заданий являются слишком очевидными по своему предназначению. Например, «Вы можете назвать себя эгоистом?», «Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали». Такие формулировки снижают естественность, искренность ответов испытуемых, а значит, влияют на снижение надежности результатов и точности постановки диагноза

7) Маскировка для испытуемых социальной желательности-нежелательности содержания заданий

Эта маскировка особенно важна относительно тех шкал, которые диагностируют социально-психологические качества, которые расцениваются в обществе как положительные или отрицательные. Например, ответственность-безответственность, альтруизм-эгоизм, просоциальная-асоциальная нормативность.

В ряде тест-опросников встречается немало заданий, в которых явно просматривается желательность-нежелательность в контексте норм, ценностей общества или возможных ожиданий руководства организации. Например, «Люди должны больше заботиться о выполнении законов», «Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали», «Я всегда следую чувству долга и ответственности».

Социальная желательность-нежелательность некоторых заданий усиливается категоричностью двух альтернативных формулировок ответов: «да»/«согласен»/«верно» или «нет»/«не согласен»/«неверно». В этом случае не помогают и трехальтернативные формулировки типа «верно», «не знаю», «неверно» или «да», «иногда», «нет».

Маскировку социальной желательности-нежелательности содержания заданий можно достичь следующими способами: а) тщательно формулировать задания; б) использовать трех альтернативную форму ответов; в) делать развернутые варианты ответов, которые смягчают (на основе пояснения, уточнения, оправдания) формулировку заданий.

Причем можно применять два подхода к сочетанию «задание-ответ». Первый предполагает завершенную формулировку задания и развернутые варианты ответов. Например:

Можно понять людей, которые не прочь воспользоваться в своих интересах заблуждениями других.

а) да, это реалии жизни, которые надо принимать такими, какие они есть;

б) согласен, в этом для всех будет польза: для одних – достижение результата, а для других – урок на будущее;

в) нет, такое поведение вызывает у меня недоумение.

В жизни я предпочитаю поступать по-своему, чем придерживаться общепринятых правил.

а) да, так как я стремлюсь быть независимым;

б) согласен, мне так удобнее жить;

в) нет, мне сложно отступать от общепринятых правил.


Второй сочетает незавершенную формулировку задания и развернутые варианты ответов. Например:

Приобретая какую-то вещь в магазине, меня больше устраивает, когда продавцы:

а) уделяют мне пристальное внимание и улавливают мои пожелания;

б) не перечат мне в случае моих претензий;

в) держатся на дистанции, но в любой момент готовы что-то подсказать.

Я считаю, что родственники должны:

а) помогать мне всегда и во всем;

б) гордиться мной, даже несмотря на некоторые мои недостатки или промахи;

в) думать о собственном благополучии и поступать по отношению ко мне так, как считают нужным.


Однако задачу маскировки не всегда удается решить в полном объеме.

Надо отметить, что применение трехальтернативной формы ответов с  развернутой формулировкой создает некоторые трудности для разработчика и испытуемого. Разработчик должен так сформулировать каждый вариант ответа, чтобы он относился только к данному психическому качеству и не затрагивал какое-то иное качество. Причем незначимые варианты ответа должны отображать строго противоположное проявление данной психической характеристики. Испытуемому же придется больше потратить времени на работу с такими  заданиями по сравнению с тем, если бы пункты методики предполагали двухальтернативные и лаконичные варианты ответов.    

8) Избыточность количества тестовых заданий

Общее количество заданий по шкале желательно делать с избытком, на случай их сокращения до установленной нормы в процессе оценки теста. Например, если разработчик планирует получить на «выходе» 15 пунктов шкалы, то на этапе разработки стимульного материала он создает 18-20 заданий. 

2.2. Оформление стимульного материала, опросной сетки и «ключей» для пилотажного исследования

Если тест является многомерным, то последовательность тестовых заданий может задаваться следующим образом: сначала идут первые задания по всем шкалам, затем – вторые задания, после – третьи и т.д. до окончания заданий по шкалам. Под стимульный материал создается опросная сетка и «ключ» для обработки результатов.

Оформление стимульного материала может включать дополнительную работу, например, проверку филологом пунктов тест-опросника на орфографию и пунктуацию.

3. Оценка содержательной валидности и очевидной валидности

4. Формирование выборки, сбор в пилотажном исследовании и обработка данных

5. Оценка репрезентативности выборки

При разработке, оценке и стандартизации методики суждение о степени репрезентативности выносится на основе оценки минимального объема выборки и соответствия эмпирического распределения нормальному. 

Полученные в первом пилотажном исследовании результаты могут использоваться для оценки ряда характеристик методики.

6. Оценка диагностической силы пунктов

Для каждого задания подсчитывается количество испытуемых в процентах к общему количеству участвующих в обследовании, которые дали значимые ответы. Это дает возможность оставить такие пункты шкалы, которые обладают средней диагностической силой, т.е. значимые ответы по которым выбирает среднее количество испытуемых – конкретно от 25 до 75% испытуемых, участвовавших в пилотажном исследовании. Каждое задание считается равноценным другим, хотя реально они, конечно, не равноценны. Какие-то пункты, условно говоря, могут обладать в два раза большей диагностической силой, чем другие. Это представляет собой «огрубление» шкалы, влияющее на точность измерения. Однако такое снижение точности считается допустимым, поскольку позволяет существенно упростить процедуру обработки результатов, получаемых с помощью теста.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"