Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций
Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.
1.2. Основные характеристики ПДМ
Прежде чем приступить к созданию ПДМ, следует определиться с ключевыми характеристиками будущей методики. Так, среди общих характеристик МППЛТ изначально были выделены следующие:
а) создание многомерного теста, позволяющего диагностировать широкий спектр профессионально важных качеств индивида;
б) разработка стимульного материала, который должен быть унифицирован по всем шкалам и соответствовать ряду требований;
в) создание компьютерной программы, которая предполагает: полную и парциальную диагностику, компьютерный и бланковый режим диагностики, моделирование Профиля предпочитаемого сотрудника под конкретную профессию/должность и его сопоставление с Профилем испытуемого, возможность прерывать и возобновлять (на прерванном задании) процесс тестирования испытуемого, регламентация работы Пользователя и Испытуемого с программой, предусматривающая контроль, блокировку и обратную связь, разные типы контроля за достоверностью ответов испытуемого, автоматический расчет результатов и постановку диагноза по диагностируемым качествам и др.
1.3. Шкалы и диагностируемые психические качества
Проводится обзор зарубежных и отечественных личностных опросников. Внимание обращается на количество измерительных шкал (одномерные и многомерные методики), наименование и содержание шкал, показатели надежности, валидности, репрезентативности, преимущества и недостатки методик.
Следующий шаг: выделение спектра психических качеств с учетом их востребованности, внутренней однородности и относительной автономности.
Далее определяется основное содержание и отличительные признаки качеств. При этом учитываются имеющиеся о них представления в психологии и психодиагностике, а также наличие/отсутствие психодиагностических методик для их изучения.
1.4. Методические принципы построения шкал
Четкое выделение методических принципов построения шкалы (шкал) позволяет очертить контуры методики и более эффективно построить процедуру её конструирования.
Например, при создании МППЛТ формулировались методические принципы построения шкал по следующим позициям:
тип шкал (шкалы построены по типу номинативных шкал);
формы шкал по стимульному материалу и реакциям на него испытуемых (шкалы объективного и субъективного типа);
наименование шкал (для большинства шкал выбран биполярный принцип);
количество тестовых заданий (по каждой шкале — 15);
форма тестовых заданий (для всех субъективных — в виде утверждений, а для каждой объективной шкалы — свои формы заданий);
формулировка тестовых заданий по шкалам субъективного типа (прямая и обратная);
формы ответов (для всех шкал выбрана трех альтернативная форма ответов на задания, из которых значимым является только один; причем для субъективных шкал допускались развернутые варианты ответов);
принципы и критерии разработки стимульного материала (выделены критерии создания тестовых заданий по субъективным шкалам, а также отдельно по шкале «Мышление предметное», «Мышление социальное», «Память оперативная», «Плутовство»)
принцип обработки результатов (начисление одной условной единицы за совпадение ответа по заданию с ключом).
2. Разработка стимульного материала
2.1. Создание тестовых заданий (на примере шкал субъективного типа)
Составление каждого задания осуществлялось на основе ряда критериев:
1) Обеспечение содержательной валидности заданий
Содержание тестовых заданий приводится в соответствие с сформулированным разработчиком пониманием природой психического качества. Причем каждое тестовое задание должно фиксировать один или, по возможности, два признака данного качества и не относиться к какому-то иному качеству.
Например, качество стыдливость-бесстыдство включает следующие признаки:
А. Отношение к своим поступкам. Стыдливость – неадекватно сильное восприятие своих поступков (особенно проступков и ошибок); озабоченность по поводу социальной приемлемости (правильности-неправильности) и последствий своих поступков. Бесстыдство – неадекватно слабое восприятие своих поступков; беспечность по поводу социальной приемлемости и последствий своих поступков.
Б. Возложение ответственности. Стыдливость – возложение вины за неудачу на себя. Бесстыдство – возложение вины за неудачу на других.
В. Доминирующие переживания и формы поведения. Стыдливость – сильно выражены чувство вины и стыдливость, застенчивость, робость, смущение, скромность. Бесстыдство – безразличие и черствость, смелость и беззастенчивость, наглость и скандальность.
Каждый признак должен быть представлен несколькими заданиями. Причем количество заданий по каждому из признаков должно быть примерно одинаковым. Там, где это возможно, в одном задании должны быть одновременно представлены два признака.
2) Обеспечение очевидной валидности заданий
Содержание заданий должно быть, во-первых, понятно испытуемым, а, во-вторых, соответствовать их жизненному опыту.
3) Личностно-ориентированные формулировки заданий
Приоритет личностно-ориентированных формулировок над косвенными обусловлен тем, что в последних затрагивается сфера представлений (смыслов, стереотипов), которая часто далека от реального психического состояния и поведения людей. В частности, в психологии давно обоснована точка зрения, что нередко существует разрыв между установками человека и его поведением.
4) Формулировка заданий от имени Испытуемого
Такой подход обусловлен тем, что многие люди часто не задумываются о том, какое впечатление (представление) о себе они создают у других людей. Поэтому по заданиям такого рода, т.е. с точки зрения окружающих им затруднительно выбрать какой-то вариант ответа или они уверенно и искренне дают ответы, которые на самом деле не соответствуют представлениям о них других людей.
Так, практически все задания в МППЛТ сформулированы от имени Испытуемого, т.е. с точки зрения его собственного мнения о себе: «Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но особенно мне близких». Только несколько заданий затрагивают мнение испытуемых о том, как они воспринимаются другими людьми. Например, «Окружающие считают меня общительным человеком».
5) Корректная формулировка тестовых заданий
Корректная формулировка означает:
- исключение множественности трактовки заданий;
- избегание громоздких формулировок;
- отсутствие двойных отрицаний.
6) Маскировка для испытуемых истинного предназначения заданий
По содержанию и форме заданий Испытуемый не должен догадываться об их истинном предназначении, т.е. о том, для изучения чего они предназначены.
К сожалению, в некоторых тест-опросниках формулировки заданий являются слишком очевидными по своему предназначению. Например, «Вы можете назвать себя эгоистом?», «Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали». Такие формулировки снижают естественность, искренность ответов испытуемых, а значит, влияют на снижение надежности результатов и точности постановки диагноза
7) Маскировка для испытуемых социальной желательности-нежелательности содержания заданий
Эта маскировка особенно важна относительно тех шкал, которые диагностируют социально-психологические качества, которые расцениваются в обществе как положительные или отрицательные. Например, ответственность-
В ряде тест-опросников встречается немало заданий, в которых явно просматривается желательность-нежелательность в контексте норм, ценностей общества или возможных ожиданий руководства организации. Например, «Люди должны больше заботиться о выполнении законов», «Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали», «Я всегда следую чувству долга и ответственности».
Социальная желательность-нежелательность некоторых заданий усиливается категоричностью двух альтернативных формулировок ответов: «да»/«согласен»/«верно» или «нет»/«не согласен»/«неверно». В этом случае не помогают и трехальтернативные формулировки типа «верно», «не знаю», «неверно» или «да», «иногда», «нет».
Маскировку социальной желательности-нежелательности содержания заданий можно достичь следующими способами: а) тщательно формулировать задания; б) использовать трех альтернативную форму ответов; в) делать развернутые варианты ответов, которые смягчают (на основе пояснения, уточнения, оправдания) формулировку заданий.
Причем можно применять два подхода к сочетанию «задание-ответ». Первый предполагает завершенную формулировку задания и развернутые варианты ответов. Например:
Можно понять людей, которые не прочь воспользоваться в своих интересах заблуждениями других. а) да, это реалии жизни, которые надо принимать такими, какие они есть; б) согласен, в этом для всех будет польза: для одних – достижение результата, а для других – урок на будущее; в) нет, такое поведение вызывает у меня недоумение. В жизни я предпочитаю поступать по-своему, чем придерживаться общепринятых правил. а) да, так как я стремлюсь быть независимым; б) согласен, мне так удобнее жить; в) нет, мне сложно отступать от общепринятых правил. |
Второй сочетает незавершенную формулировку задания и развернутые варианты ответов. Например:
Приобретая какую-то вещь в магазине, меня больше устраивает, когда продавцы: а) уделяют мне пристальное внимание и улавливают мои пожелания; б) не перечат мне в случае моих претензий; в) держатся на дистанции, но в любой момент готовы что-то подсказать. Я считаю, что родственники должны: а) помогать мне всегда и во всем; б) гордиться мной, даже несмотря на некоторые мои недостатки или промахи; в) думать о собственном благополучии и поступать по отношению ко мне так, как считают нужным. |
Однако задачу маскировки не всегда удается решить в полном объеме.
Надо отметить, что применение трехальтернативной формы ответов с развернутой формулировкой создает некоторые трудности для разработчика и испытуемого. Разработчик должен так сформулировать каждый вариант ответа, чтобы он относился только к данному психическому качеству и не затрагивал какое-то иное качество. Причем незначимые варианты ответа должны отображать строго противоположное проявление данной психической характеристики. Испытуемому же придется больше потратить времени на работу с такими заданиями по сравнению с тем, если бы пункты методики предполагали двухальтернативные и лаконичные варианты ответов.
8) Избыточность количества тестовых заданий
Общее количество заданий по шкале желательно делать с избытком, на случай их сокращения до установленной нормы в процессе оценки теста. Например, если разработчик планирует получить на «выходе» 15 пунктов шкалы, то на этапе разработки стимульного материала он создает 18-20 заданий.
2.2. Оформление стимульного материала, опросной сетки и «ключей» для пилотажного исследования
Если тест является многомерным, то последовательность тестовых заданий может задаваться следующим образом: сначала идут первые задания по всем шкалам, затем – вторые задания, после – третьи и т.д. до окончания заданий по шкалам. Под стимульный материал создается опросная сетка и «ключ» для обработки результатов.
Оформление стимульного материала может включать дополнительную работу, например, проверку филологом пунктов тест-опросника на орфографию и пунктуацию.
3. Оценка содержательной валидности и очевидной валидности
4. Формирование выборки, сбор в пилотажном исследовании и обработка данных
5. Оценка репрезентативности выборки
При разработке, оценке и стандартизации методики суждение о степени репрезентативности выносится на основе оценки минимального объема выборки и соответствия эмпирического распределения нормальному.
Полученные в первом пилотажном исследовании результаты могут использоваться для оценки ряда характеристик методики.
6. Оценка диагностической силы пунктов
Для каждого задания подсчитывается количество испытуемых в процентах к общему количеству участвующих в обследовании, которые дали значимые ответы. Это дает возможность оставить такие пункты шкалы, которые обладают средней диагностической силой, т.е. значимые ответы по которым выбирает среднее количество испытуемых – конкретно от 25 до 75% испытуемых, участвовавших в пилотажном исследовании. Каждое задание считается равноценным другим, хотя реально они, конечно, не равноценны. Какие-то пункты, условно говоря, могут обладать в два раза большей диагностической силой, чем другие. Это представляет собой «огрубление» шкалы, влияющее на точность измерения. Однако такое снижение точности считается допустимым, поскольку позволяет существенно упростить процедуру обработки результатов, получаемых с помощью теста.