Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

D= ,        (22)

где  - число пунктов методики,  - мера сходства между «центральным» и наиболее «удаленным» (несходным с центральным) пунктом.

г) в случае, если группировка производилась неоптимальным образом или качество группировки не удовлетворяет определенным критериям, производится перегруппировка переменных.

Для проведения расчетов используется специально разработанная компьютерная программа.

По методике (или каждой шкале многомерного теста) в программу дважды вводятся ответы всех испытуемых выборки по каждому заданию:

         ответы по совпадению с ключом (значимым вариантам ответов), которые индексируются «1»;

         ответы по несовпадению с ключом, которые индексируются «0».

По каждому способу обработки во внимание принимаются:

         количество таксонов и «доминирующий» (по численности и плотности) из них;

         не вошедшие ни в один таксон тестовые задания.

В окончательном варианте стимульного материала оставляют только те задания, которые входят в «главный» таксон каждого способа ввода данных (могут быть задания, которые одновременно входят в один и другой таксон).

 

 

8.3. Снижение достоверности результатов тестирования

 

На результаты диагностики оказывают влияние характеристики тестирующего и тестируемого, а также ситуационные пе­ременные.  Например, влияние побочных факторов, вероятно, сильнее сказывается на работе с неструктурированными и неясными стимулами, либо с трудными и новыми заданиями, чем на четко регламентированной и хорошо усвоенной деятельности. Дети более восприимчивы к влияниям проводящего тестирование специа­листа и ситуационным переменным, чем взрослые. Эмоционально неуравновешенные и неуве­ренные в себе люди в любом возрасте более подвержены влиянию та­ких факторов по сравнению с людьми уравновешенными и т.д.

Таким образом существует три категории факторов снижения достоверности результатов тестирования: 

- погрешности, вносимые пользователем;

- погрешности, вносимые испытуемым;

- погрешности, связанные с условиями и организацией диагностики.

1. Погрешности, вносимые специалистом

1.1. Присутствие специалиста в помещении

Одно присутствие психолога в помещении, где проводится тестирование, может отразиться на результатах обследования по некоторым методикам. Например, в проек­тивном тесте, где от испытуемого требовалось написать истории к предъявляемым картинкам, присутствие психолога-диагноста в комнате часто приводило к снижению эмоциональной окрашенности содержания этих историй.

На результатах диагностики может сказаться и то, проводит ли её совершенно незнакомый испытуемым человек или кто-то из тех, кого они уже знают.

1.2. Специалист комментирует и интерпретирует тестовые задания

Например, при проведении психодиагностики часто возникают ситуации, когда испытуемый обращается с вопросом к психологу и просит разъяснить ему непонятный пункт методики. Первая реакция психолога направлена здесь на то, чтобы попытаться сформулировать задание попроще, подоступнее, сохранив при этом его смысл. Однако надо помнить, что это равносильно тому, чтобы внести определённые изменения в сам опросник. Поэтому правильнее всего попытаться не переформулировывать задание, а разъяснить то конкретное слово, которое непонятно в имеющемся задании.

1.3. Реакции (вербальные и невербальные) специалиста на работу испытуемого со стимульным материалом

Например, специалист смотрит на то, какие ответы на вопросы дает испытуемый и делает реплику типа «На этот вопрос вы ответили таким образом?! Ну-ну». Достаточно одного такого замечания, чтобы испытуемый понял, что у пользователя есть возможность выступить в роли учителя или судьи по поводу правильности или неправильности его ответов. Специалист начинает рассматриваться не как доверительное лицо, а как человек, который имеет своё личное мнение, противоположное мнению испытуемого и по каким-то причинам своё личное мнение скрывает. Ясно, что такому человеку доверять нельзя. У многих испытуемых при этом возникает естественная мысль о том, чтобы скрыть свою истинную реакцию, что приводит к искажению результатов тестирования.

В одном исследовании было обнаружено, что манера поведения экзаме­натора, который улыбался, кивал головой в знак согласия, делал замечания типа «хо­рошо» и «отлично», явно влияла на результаты тестирования.

2. Погрешности, вносимые испытуемым

У испытуемых имеются разные способы внесения погрешностей, а также мотивы, в соответствии с которыми испытуемые могут быть заинтересованы в том, чтобы эти погрешности были внесены.

2.1. Неосознанное искажение ответов на тестовые задания

Например, испытуемые инстинктивно хотят представить себя перед руководителем или психологом в более выгодном свете с их точки зрения.

2.2. Осознанное искажение ответов на тестовые задания

Например, испытуемые опасаются, что их результаты будут переданы какому-то третьему лицу и использованы против них. Это можно рассматривать как защиту собственного «Я».

2.3. Психофизиологическое состояние Испытуемого на момент участия в диагностике

Например, во время проведения тестирования у испытуемого побаливает сердце или ему сильно хочется есть, а из соседней комнаты доносятся запахи пищи.

3. Погрешности, связанные с условиями и организацией диагностики

3.1. Влияние фона, т.е. любых неконтролируемых событий, которые происходят во время психодиагностического обследования.

Например, в соседней комнате проводят ремонт или на улице кто-то постоянно то запускает, то глушит мотор автомобиля, что слышно в комнате, где проводится обследование. Это может оказать влияние на результаты диагностики.

3.2. Проведение диагностики нескольких испытуемых в одном помещении.

Обследованные испытуемые могут переговариваться и обсуждать тестовые задания, что может отразиться на их ответах.

При проведении бланковой диагностики в групповой форме испытуемые могут располагаться очень плотно друг к другу и иметь возможность заглядывать в опросные листы друг друга и узнавать ответы друг друга на тестовые задания, что, безусловно, окажет влияние на достоверность ответов по некоторым заданиям.

3.3. Диагностика проводится с помощью нескольких разных ПДМ

Те методики, которые были проведены вначале, будут создавать у испытуемых определённую установку по отношению к тем методикам, которые проводятся в конце и, таким образом, влиять на их результаты.

 

 

8.4. Контроль достоверности тестирования

 

Существует несколько способов контроля достоверности результатов тестирования испытуемого. 

1) Использование в тесте контрольной шкалы (шкалы достоверности) – вспомо­гательного диагностического средства, по­зволяющего оценить достоверность инфор­мации, получаемой с помощью психодиагностической методики. Такая шкала используется прежде всего в тест-опросниках. Например, шкала «лжи» в личностном опроснике Айзенка и многомерном профессионально-психологическом личностном тесте, построенная по принципу шкалы мотивации одобрения.  

Контрольные шкалы направлены на выявление осознанных или неосознанных стремлений испытуемого:

  представить себя перед другим (например, психологом) в более выгодном свете с точки зрения декларируемых в обществе моральных и правовых норм, психического или физического состояния;

  представить себя с негативной стороны (например, в плане ориентации на неодобряемые в обществе нормы или относительно состояния здоровья);

  сохранить сформировавшийся позитивный образ Я.

 

В некоторых тестах одновременно включено несколько контрольных шкал. В качестве примера можно привести Миннесотский многоаспектный личностный оп­росник, в котором содержится четыре таких шкалы:

Шкала «?» учитывает количество пунктов опросника, оставленных испыту­емым без ответа. Превышение определен­ного критического числа таких незаполненных пунктов является основанием для суждения  о  недостаточной  мотивиро­ванности испытуемого на обследование, возможном низком культурном уровне и недостаточном понимании содержания формулировок пунктов опросника.

Шкала «L» («лжи») направле­на на оценку тенденции испытуемого к социально положительным ответам. В со­держание пунктов шкалы включены во­просы, предусматривающие однозначный ответ в ситуации, отражающей житейски реальное поведение, которое внешне мо­жет показаться осуждаемым строгой мо­ралью. Например, «Иногда я опаздываю на работу или учебу» (значимый вариант ответа «нет»), «Я иногда сплетничаю» («нет»), «Я не всегда говорю правду» («нет»). Испытуемый, желающий показать себя в максимально выгодном свете, мо­жет отвечать на вопросы не в соответ­ствии с истинными поведенческими про­явлениями или качествами, а отражать свое представление о «нужных» (с точки зрения принятых в обществе норм) реакциях, качествах, уста­новках и т.д.

Шкала валидности («F») на­правлена на анализ тенденции к намерен­ному или неопознанному ухудшению ре­зультата обследования (симуляция). В состав пунктов шкалы включе­ны утверждения, касающиеся проявлений психической и физической сферы, кото­рые весьма редко встречаются в клини­ческой практике, однако внешне соответ­ствуют житейским представлениям о яв­лениях, которые могут возникнуть при психических расстройствах, стрессе и т.д. Например, «Временами я нахожусь во власти какой-то злой силы» («да»), «Иногда я чувствую, что должен нанести повреждение или самому себе или кому-нибудь другому» («да»). В том случае, если испытуемый отме­чает у себя большое количество таких «симптомов», есть основания предпола­гать упомянутую выше тенденцию или на­личие выраженной мнительности, внуша­емости, ипохондричности.

Шкала коррекции («К») направ­лена на изучение противоположной пре­дыдущей установки испытуемого к наме­ренному или неосознанному улучшению результата обследования (диссимуляция). В шкалу включены утверждения, ка­сающиеся часто встречающихся в жизни проявлений, которые могут восприни­маться испытуемым как признаки болез­ни, какого-либо личностного недостатка. Например, «Меня не беспокоит, что обо мне говорят другие» («нет»), «Я против того, чтобы подавать милостыню» («нет»). Индивид, желающий показаться макси­мально «здоровым» или «благополучным» в личностном или жизненном плане, мо­жет часто отрицать наличие у себя таких симптомов, привычек, реакций на окру­жающие обстоятельства. В зави­симости от степени выраженности иссле­дуемой тенденции делается поправка к результату ряда основных клинических шкал MMPI. Высокий показатель по шкале может означать защитную реакцию на ситуацию тестирования или попытку казаться хорошим. Низкий показатель может указывать на чрезмерную честность или самокритичность либо на нарочитую попытку показаться плохим.

Если в тесте имеется контрольная шкала, то обработка результатов начинается с неё. В том случае, когда показатель испытуемого, например, по шкале «лжи» превышает установленный норматив (в личностном опроснике Айзенка –  пять и более баллов), то  результаты по основной (основным) шкале  (шкалам) либо не обрабатываются и испытуемого просят пройти дополнительное обследование по данной методике, либо обрабатываются и принимаются во внимание, но с высокой долей осторожности.  Особенно это касается методик, предназначенных для диагностики социально-психологических характеристик, таких как «ответственность – безответственность», «альтруизм – эгоизм» и др.

2) Контроль соответствия предназначен для оценки случайности ответов испытуемых, которые фактически отвечают случайным или иным, искажающим результаты тестирования образом.    

Этот вид контроля заключается в сопоставлении результатов, полученных по схожим шкалам одной и той же ПДМ, или по разным, но похожим по содержанию ПДМ. Например, в многомерном профессионально-психологическом личностном тесте этот вид контроля осуществляется на основе сопоставления тестовых результатов испытуемого по двум шкалам: «альтруизм - эгоизм» и «просоциальная - асоциальная нормативность».

Если показатель испытуемого превышает установленный норматив, то испытуемый явно искажает ответы, и результаты по основной (основным) шкале  (шкалам) далее не обрабатываются. 

3) Контроль времени тестирования (КВТ) осуществляется на основе сопоставления скорости работы испытуемого с эталоном минимально возможного времени тестирования (ЭМВВТ). КВТ рассчитан на тот случай, когда Испытуемый саботирует тестирование и отвечает на тестовые задания случайным образом, быстро работая с заданиями. Такой вид контроля представлен в многомерном профессионально-психологическом личностном тесте и реализуется в компьютерной форме тестирования.

Если показатель испытуемого превышает установленный норматив, то испытуемый явно саботировал обследование, а потому бессмысленно принимать во внимание результаты по основной (основным) шкале  (шкалам).

4) Тест-ретест. Повторное тестирование по одним и тем же ПДМ, что позволяет контролировать систематические погрешности, которые возникают при применении ПДМ, а также случайные погрешности (прежде всего, стратегию случайного выбора ответов испытуемым). 

 

 

8.5. Понятие и виды валидности

 

1. Понятии валидности

Валидность ПДМ – соответствие методики в целом и отдельных ее частей тому аспекту психики, который, по замыслу экспериментатора, должен исследоваться. Валидная ПДМ – это такая методика, которая диагностирует заранее заданные параметры психики и индифферентна, безразлична ко всем другим.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"