Лекции по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.
Предмет истории психологии
Психология как самостоятельная наука является достаточно молодой, однако ее возникновению предшествовали столетия философских размышлений и тысячелетия практического познания людей. Как отметил немецкий ученый Герман Эббингауз, психология имеет небольшую историю, но огромную предысторию. Появление психологических знаний соотносится с рождением первых попыток понимания человеком возможностей, которые позволяют ему выделять себя из окружающей действительности, выходить за пределы своих переживаний, познавать, сопоставлять различные знания и понимать специфику своего места в мире, природе.

Работа содержит 1 файл

Lektsii_po_istorii_psikhologii.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

Таким образом, Лейбниц выделяет в  душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Рациональная интуиция открывает содержание идей, которые находятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и обобщенными.

Доказывая существование  бессознательных образов, Лейбниц, тем не менее, не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознанными идеями. При, этом он обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с познавательной активностью. Лейбниц доказывал, что даже на начальной стадии познания человек не может пассивно воспринимать сигналы окружающей действительности. Он обязательно вносит собственные представления, свой опыт в образы новых предметов, а потому невозможно разграничить те свойства, которые есть в самом предмете, от тех, которые привнесены субъектом. Однако эта субъективность не противоречит познаваемости мира, так как все наши представления, хотя и отличаются друг от друга, тем не менее, принципиально совпадают между собой, отражая главные свойства окружающего мира.

На вопрос о том, как соотносятся  между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, получившей название психофизического параллелизма: зависимость психики от телесных воздействий – иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.

Доктрина психофизического параллелизма внесла вклад в развитие декартовского представления о качественном различии сознания и тела, она нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки, а в настоящее время стала основой гуманитарной психологии. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его идеи о бессознательной психике, "малых перцепциях", апперцепции, субъективности и психической активности прочно вошли в содержание предмета психологии.

Одновременно с распространением рационализма, в Европе активно развивается эмпирическое направление в психологии.

Эмпирическая линия  в развитии психологии традиционно  ведется с Бэкона. Английский психолог, философ и политик Фрэнсис Бэкон (1561-1626) является основателем опытной, эмпирической психологии. Он честно занимает позицию, противоположную рационалистской (неоплатоновской), стремящейся постигать природу логическими средствами. В своих книгах «Опыты» (1597), «Новый Органон» (1620) Бэкон выступал апологетом опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и усовершенствованию человека. Только такое знание, доказывал он, достойно звания науки.

В то же время эмпиризм Бэкона был ограниченным. Он принял взгляд, согласно которому человеческая психология несет неизгладимую печать наследственного влияния. Исходя их этого, он был вынужден заключить, что по отношению к поведению и достижениям человека, внешние условия могут произвести лишь изменения ограниченного разнообразия и масштаба. Однако, соглашаясь с Аристотелем, что существующее согласно природе нельзя изменить посредством привычки, он настаивает на том, что даже человеческая природа изменяема посредством тренировки, поощрений и наказаний. Бэкон согласен с Аристотелем в том, что камень, брошенный в воздух тысячу раз, "не научится подниматься", но он проводит различие между фиксированными законами простой материи и законами, охватывающими человеческое поведение. Последние не являются "безусловными", а предоставляют определенную "свободу". Соответственно, в силу того, что добродетель и порок являются исключительно или преимущественно привычками, добродетельных граждан можно создать посредством подходящего правления. Именно в этом контексте он хвалит Макиавелли, поскольку тот больше описывал то, что люди делают, чем то, что они должны делать. Бэкон интересовался и тем, что в человеке наследуется, а что приобретается. Он рекомендует развивать психологию, способную различать эти две стороны и способную управлять манипулируемыми свойствами для улучшения положения человека.

В отличие от Бэкона, его  последователь Джон Локк (1632-1704) полагал, что человек – это абсолютный продукт опыта. Постулат Локка гласил, что "в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях". В своей работе "Опыт о человеческом разуме" Локк обращается к истокам идей, к их достоверности и полезности, идеи же – это лишь "все, что является предметом понимания, когда человек мыслит...", Что же касается источников наших идей (то есть разумения), то их имеется только два: ощущение и рефлексия. Первое – это не более чем чувственное схватывание отдельных объектов физического мира. Мы не ощущаем "универсалии", "виды", "истины" или "принципы": мы ощущаем вещи и только вещи. Подобно тому, как органы чувств охватывают материальную сторону мира, разум также обладает перцептивной способностью, в соответствии с которой он может исследовать свое собственное содержание. Эта способность есть рефлексия, а так как разум наполняется содержанием только через опыт, то рефлексия состоит из того, что дают нам органы чувств. Рефлексия включает в себя еще и способность разума исследовать свои операции (то есть не только свои содержания), а в число этих операций входит и воздействие страстей на наши идеи.

Локк (Рис 8) предлагает теорию познания, базирующуюся на двух взаимодействующих процессах. Один из них – ощущение, чистое и простое, ведущее к фактическому знанию материального мира. Второй – это рефлексия, которая представляет собой внутреннее чувство, способное исследовать вверенные ему ощущения в более широком контексте нашего общего, эмоционального состояния. Рефлексия есть то, что уводит разум от чисто фотографической регистрации отдельных предметов в пространстве. Благодаря рефлексии человеческое разумение становится психологической сущностью. Для того чтобы восприятие произошло, разум должен быть направлен на объект. Это не пассивный процесс, а, скорее, активное взаимодействие между наблюдателем и познаваемым миром.

Вопрос о врожденных идеях встречает бескомпромиссное сопротивление со стороны Локка. Он утверждает, что, вступая в этот мир, мы представляем собой tabula rasa (лат. tabula rasa – чистая доска), на которой жизнь пишет свои письмена. Все, становящееся нам известным, дает нам наш опыт. Локк не отрицает той возможности, что утробный плод, если его сенсорный аппарат оформился, сможет испытать элементарные ощущения и, следовательно, сможет вступить в мир с определенными примитивными идеями, однако подобные идеи, если они существуют, ни в каком отношении не следует рассматривать как врожденные. Поскольку знание говорит нам о конкретных материальных вещах, и поскольку этот младенец до своего рождения не мог встретить такие вещи в своем опыте, младенец не может ни в каком смысле обладать "идеями". И взрослый человек также не может обладать идеями о том, с чем не соприкасались его чувства.

Локк заявляет, что  мышление и восприятие есть всего  лишь разные названия одного и того же процесса. Идеи, являющиеся результатами восприятия, изначально просты, но, благодаря ассоциативному опыту и памяти, простые идеи соединяются, образуя сложные. Однако какими бы сложными ни становились наши идеи, они по-прежнему коренятся в опыте и обогащаются способностью к рефлексии. Сказать, что мы обладаем знанием, означает не более чем сказать, что мы имеем идеи. Само знание есть "лишь восприятие связи и соответствия либо несоответствия и несовместимости любых наших идей". По Локку мы приходим к знанию вещей четырьмя путями: идентифицируя (например, черное не есть белое), вводя отношение (например, целое равно сумме своих частей), констатируя сосуществование (например, железо, притягивается магнитом) и устанавливая реальное существование (например, Биг Бен находится в Лондоне).

Перечисленные способы  исчерпывают все основания нашего знания. Локк упорядочивает человеческое знание по степени его достоверности следующим образом: интуитивное, демонстративное и чувственное. Под интуитивным он подразумевает внезапное непроизвольное постижение истины. Например, круг не есть треугольник или черное не есть белое. Для восприятия таких истин нам не нужна никакая другая идея, и всякий, кто пытается дискредитировать несомненность этой формы знания, "обладает умом скептика". Если интуитивное знание образует основу проницательности или мудрости, то демонстративное знание есть продукт рассуждения. Благодаря такому рассуждению вещи, которые в целях сравнения нельзя сопоставить реально, сопоставляются мысленно. Между полюсом несомненности, который занимают интуиция и доказательство, и противоположным полюсом просто вероятного или возможного (то есть просто веры или мнения) находится конкретное чувственное знание. Локк далее определяет то, что действительно может быть познано. Все познаваемое распадается на три категории. Себя мы знаем посредством интуиции. Бога мы знаем посредством разума (демонстрации). Все прочее, что можно назвать знаемым и что действительно существует, известно посредством чувствования. Поскольку мы обладаем памятью, нам не нужно бесконечное повторение событий для того, чтобы убедиться, что мы о них знаем. Знание причин и их следствий возникает у нас благодаря повторяющемуся опыту.

Развитие нравственности Локк связывает с опытом познания, опытом логического мышления. Наше знание от начала до конца есть идея. Идея – это либо результат непосредственной сенсорной реакции на физические свойства реальных объектов (и это, следовательно, – простая идея), либо результат соединения посредством самого ума простых идей в единые конструкции. Благодаря операции логической демонстрации эти сложные идеи могут начать фигурировать в теориях морали и могут принять форму аксиоматических истин, не отличающихся от истин математики.

 

Дальнейшая разработка идей эмпирического направления  в психологии принадлежит Дэвиду Гартли (1705-1757), который получил вначале богословское, а затем медицинское образование. Он был одним из ранних теоретиков "условно-рефлекторной" традиции, и его книга "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях " (1749) была первым значительным и развитым выражением психологического материализма, возникшего в школе британского эмпиризма. Гартли стал основателем ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала XX в.

Гартли стремился  создать такую теорию, которая бы не только объясняла душу человека, но и давала бы возможность управлять его поведением. Хотя понятие ассоциации было введено еще Аристотелем, а сам термин – английским философом Локком подход к ассоциации как универсальному механизму психической жизни был сформулирован впервые именно Гартли. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона, с помощью которой он стремился объяснить поведение человека.

Учение Гартли об ассоциации, изложенное им в книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Проанализировав структуру психики человека, Гартли выделил в ней два круга – большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т.е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал новую теорию рефлекса, которая и объясняет, исходя из законов механики, активность человека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств вызывает вибрацию соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращение и движение тела.

Если большой  круг регулирует поведение, то малый  круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, служит основой психической жизни, основой процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мнению, являются основой памяти человека. Они могут быть более или менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы, подчеркивал он, вообще не осознаются. Таким образом, он расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного. Почти через сто лет идеи Гартли о силе следов и ее связи с возможностью их осознания будут разработаны известным психологом И.Ф. Гербартом в его знаменитой теории о динамике представлений.

Исследуя психику, Гартли пришел к выводу о том, что она  состоит из нескольких основных элементов  – ощущений, которые представляют собой вибрацию органов чувств, представлений (вибраций следов в белом веществе в отсутствие реального объекта), и чувств, отражающих силу вибрации. Говоря о развитии психических процессов, он исходил из представления о том, что в их основе лежат различные ассоциации. При этом ассоциации вторичны, отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом, Гартли объяснял формирование самых сложных психических процессов, в том числе мышление и волю, считая, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя, таким образом, его к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциация слова и движения.

Исходя из идеи о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Возможности воспитания базируются на знании законов рефлекса и ассоциаций, а также на умении воспитателя использовать положительные чувства для закрепления рефлекса и отрицательные – для его ослабления.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии, достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия и, хотя неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, послужили дальнейшему развитию психологии. Не меньшее значение имели и высказанные им догадки о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом очень созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым уже в XX в.

 

 

Лекция 5 Развитие предмета психологии  в естественнонаучном знании

 

Для эпохи Просвещения  идеалом становится свободная самостоятельная  личность, наделенная здравым смыслом. Пребывание в сфере разума, постижения общих идей, открываемых волей смыслов в эпоху Средневековья, сменяется с развитием научного знания на установления общих закономерностей через обобщение наблюдаемых фактов. Апелляция к собственному опыту и рассудку стало одним из критериев, задающий объективность получаемых знаний. Рассуждение, строящееся на априорно заданных посылках, не становится свободным. Оно, как показала история, может превратиться в следование догматом и тем самым человек становится несвободным.

Выход был предложен  в применении новых методов, позволяющих объективно, без спекулятивных построений, познать природу. Данные представления определяли новые способы понимания свободы человека – самостоятельно мыслить, апеллируя к собственному опыту и рассудку.

Информация о работе Лекции по "Истории психологии"