Лекции по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.
Предмет истории психологии
Психология как самостоятельная наука является достаточно молодой, однако ее возникновению предшествовали столетия философских размышлений и тысячелетия практического познания людей. Как отметил немецкий ученый Герман Эббингауз, психология имеет небольшую историю, но огромную предысторию. Появление психологических знаний соотносится с рождением первых попыток понимания человеком возможностей, которые позволяют ему выделять себя из окружающей действительности, выходить за пределы своих переживаний, познавать, сопоставлять различные знания и понимать специфику своего места в мире, природе.

Работа содержит 1 файл

Lektsii_po_istorii_psikhologii.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

 

 

Лекция 3 Психологическая  мысль в эпоху Средних веков

 

Общая характеристика психологии в эпоху  Средневековья.

Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т.е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой психологии, также как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. Окончание средневекового периода связывают, как правило, с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. В то же время первые признаки новой идеологии появились уже к концу XIV в., а говорить об окончательном уходе средневекового мировоззрения можно только к концу XVI - началу XVII в., после Реформации.

Эпоха упадка классической римской цивилизации и появления христианского мира в Европе включает в себя якобы "темный" период необузданного суеверия и интеллектуального паралича. Нам следует с осторожностью относиться к привычке, появившейся во времена Возрождения, рассматривать все, что отделяет их собственное время от классической Греции и Рима, как "темное" и "среднее". В самом деле, кого мы обнаружим, перелистывая страницы этих столетий? Эпиктет, Ориген, Плотин, Порфирий, св.Иероним, св.Августин, Боэций, св.Ансельм, Пьер Абеляр, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Фома Аквинский, Уильям Оккам – это лишь краткий список. К числу произведений и достижений этих столетий мы относим также подлинное изобретение университета таким, каким мы его знаем; строительство более сотни "готических" соборов, каждый из которых – архитектурный шедевр.

В христианстве содержится принципиально новый поворот в осмыслении человека. Это древнее учение рассматривает человека как храм, вместилище богатейших даров. Человек несет на себе знак иного предназначения, ибо на него накладывается отпечаток абсолютной личности Творца. Человек обретает в христианстве некую самоценность, независимую от космологических сюжетов. "Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, – писал Н.А.Бердяев, – в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы".

Отныне человек рассматривается  как центр и высшая цель мироздания. Природа, космос, социальная действительность осмысливаются через определенную установку – помещение человека в центр мироздания. Все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. Именно христианство явилось почвой европейской персоналистской традиции. В нем личность понимается как своеобразная святыня, абсолют. Личность не есть нечто тварное, она представляет собой и божественное начало. Речь идет о трактовке человека как безусловной ценности. Христианство в целом принципиально отличается от язычества в понимании человека. Оно подчеркивает в нем индивидуальное, тогда как язычество растворяет индивидуальность в какой-либо социальной общности.

 

Этапы развития средневековой психологической  мысли

Одной из важнейших  характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Тесный контакт и зависимость от богословия дают основания использовать в качестве временных границ при анализе развития психологии этапы развития религиозной мысли, в которой выделяют этап апологетики, исторически предшествующий Средневековью (II — IV вв.), этап патристики (IV - VIII вв.) и этап схоластики (XI - XIV вв.).

Начало этапа апологетики (II — IV вв.) в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии.

При появлении  христианства ему необходимо было доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, также как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI в., а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христианство в Ш - VI вв., а потому там психологические школы свободно развивались. Позднее, к IX - X вв., когда гонение на античную науку, особенно на теории Платона и Аристотеля, закончилось, многие концепции вернулись в Европу, некоторые уже в обратном переводе с арабского.

На этапе  апологетики еще одной причиной антагонизма между психологией и богословием была несовместимость знания и веры, которая не терпела никакого инакомыслия, никакого сомнения в свои догматах. Церковь в то время сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать, считая, что стремление к доказательству идет от недостатка веры. Христианство обращалось не к умам, а к чувствам верующих. Главным способом познания теперь становится «откровение», которое свершается в состоянии экстаза, преодолевающего границы рациональных способов мышления.

Ранние христианские теоретики, исследуя имеющиеся философские альтернативы, находили много естественных связей между своими верованиями и учением Платона. Однако платонизм по своей сути есть истинный рационализм, согласно же раннему христианству, все знание начинается с веры, ведущей к откровению - трансцендентному сознаванию Бога. Если для платоника разум есть свет, то для раннего христианина свет в пути – это вера. Коротко говоря, платоник не знал, что значит "принимать истину на веру", ранний же христианин без этого не мог вообразить знание какой бы то ни было важной истины. Многие из самых ранних последователей христианства вообще вышли из плохо образованных классов Египта и долины Нила, Греции, Малой Азии, Сирии и Испании. Они не стремились к рассуждениям, выведению умозаключений, оперированию понятиями – дефинициями. В Библии Ветхого Завета вообще нет ни дефиниций, ни силлогизмов. Да и в Новом Завете существует единственная дефиниция – дефиниция веры в Послании к евреям. Например, апостол Павел в 13-й главе 1 Послания к коринфянам, описывая любовь, не дает ей определения, но нагнетает глаголы - любовь делает то-то и не делает того-то; любовь – это реальность, которая проявляется в таком-то действии.

Однако средневековье недолго  оставалось в библейском, внерационалистическом мышлении, поскольку в культуре уже существовали созданные в античности терминологические системы. К началу периода патристики богословы уже не только защищали христианство, но искали способ восстановления авторитета тех главных принципов, которые развивали классические античные философы, – принципов, являвшихся выражениями более высокой культуры мышления. Именно культуры мышления, а не античного мировоззрения.

К V — VI вв., после упрочнения господства христианской церкви, появилась необходимость внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из новых реалий, для того чтобы предупредить распространение ереси, несущей церковный раскол. Так возник новый этап - патристика, т.е. учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до XII - XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Теории ранних патристических ученых были просты и не догматичны, однако по фундаментальным принципам  компромисса не было. И эти принципы, оставшиеся с тех пор центральными для христианской веры, таковы: любой человек – дитя Бога; существует только один Бог; мы созданы для того, чтобы служить Богу в этом мире и, благодаря хорошим делам, вечно жить в Его свете; душа есть сущность человеческой жизни; небрежение душой – наказуемый грех; никакая сила на земле не действует на Божественный план, и никакая земная мудрость не может его полностью раскрыть; доброта Бога есть причина всех вещей; в Его доброте Он принес в жертву своего единственного Сына, дабы Тому изведать суету человеческую и затем умереть для человеческого спасения; и в этой жертвенной смерти возродилась надежда души, чтобы однажды мы смогли бы возвыситься до Божественной милости.

Теория римского ученого Августина Аврелия (354 - 430), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Августин был наиболее влиятельным философом в истории христианства, по крайней мере, до св. Фомы Аквинского. Он установил стиль христианской интеллектуальной жизни на многие столетия. Поэтому, ограничив наш анализ проблемы познания работами Августина, мы мало рискуем получить неполное представление.

Основная тема Августина – восхождение просветленной личности к Богу. Мыслителю удается глубоко проникнуть в душевную жизнь человека. Для него различные сферы психической деятельности – это не обособленные сферы, а нераздельно соединенные друг с другом стороны одного и того же акта. В интерпретации души он гораздо более продуктивен, нежели Аристотель и платоники. Душа понимается им как живое целое личности, для которой самой достоверной истиной является собственная реальность.

Всякое познание с  помощью разума, как считает Августин, это не что иное, как постижение Бога. Но разум, по мнению Августина, одна из наиболее сомнительных и неопределенных вещей в мире. Человеку не дано знать, до тех пор, пока он не просвещен особым божественным Откровением. Разум не может указать нам путь к ясности, истине и мудрости, ибо значение его темно, а происхождение таинственно. Эту тайну можно постичь только христианским откровением. Вера не есть нечто экстраординарное и чуждое человеческому сознанию. Напротив, это один из типов знания, который отличается от знания в собственном смысле слова лишь источником (авторитетное свидетельство), а не объектом.

Считая душу орудием, которое  правит телом, Августин утверждал, что  ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas – воля). Индивидуальная воля зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из отпечатков, которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминание. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Знание не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли.

В антропологической философии  средневековья обсуждалась также проблема свободы воли. Бог, сотворив человека, предписал ему Закон, но в то же время сохранил для него возможность следовать своим собственным законам, поскольку даже божественный закон не ограничивает человеческую волю. Бог не только сотворил человека, он превратил его в свободное, автономное существо, способное опираться на собственные силы.

Августин отстаивал положение  о свободе воли, даруемой человеку Богом. Однако он же доказывал, что человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к нравственности, к высшему счастью и постижению Благодати. Для объяснения этого противоречия Августин доказывал, что человек еще на заре своего существования не смог распорядиться свободой, дарованной ему Богом. Поэтому после Адама и Евы человек должен ограничивать собственную свободу, направляя свою волевую активность на постижение веры. Под верой Августин понимал мысль, сопровождаемую согласием с ней. Хотя веру Августин ставил выше разума, оценку ее содержания он все же оставлял за разумом. При этом воля предшествует разуму, познанию, т.е. человек сначала решает что-либо узнать, а затем приступает к исследованию.

Основанием  истинности знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. Значит, мера истины - в нашем самосознании. Как бы ни было сильно сомнение, не приходится сомневаться, что мы живем, двигаемся, существуем, сомневаемся. Таким образом, даже сомневающийся обладает истиной, в которой он не сомневается, и для ее обретения нет необходимости выходить за пределы души – истина в самосознании человека. В некоторой степени эти рассуждения Августина спустя время продолжил Р.Декарт, утверждавший, что сомнение есть доказательство нашего существования.

Важным моментом в концепции Августина является введенное им понятие о врожденной активности души как основе развития души. Именно активность, направляя и трансформируя познание и поведение человека, является основой его воли. В дальнейшем эта идея Августина реализовалась в концепции саморазвития психики, в которой утверждалось, что генезис психики не зависит от внешнего воздействия и направляется собственной, врожденной активностью, устремленной на развитие.

Такой путь саморазвития был описан и самим Августином в его «Исповеди». Эта работа стала путеводной нитью для интроспективной психологии последующих веков, так как в ней впервые говорилось о познавательной активности души, независимой от тела, но использующей его в качестве орудия, и доказывалась непогрешимость внутреннего опыта. Показав коллизии становления личности, Августин в этой работе создал в европейской культуре традицию «исповедей» как сочинений, воссоздающих процесс осмысления индивидом своей жизни и стремления к самосовершенствованию.

К концу VI в. исчезли остатки римской цивилизации, при которой все состоятельные члены общества умели читать и писать, существовали светские учебные заведения, а ученые обращались ко всем членам общины. В этой ситуации значимо возрастает роль церкви, как очага интеллектуальной жизни, культуры. Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях.

К XII -XIII вв. положение начинает меняться - стали появляться первые светские университеты, сначала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы, т.е. грамотными уже были не только монахи, но и аристократия, купцы, ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе церковную. Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и доказательство знания.

Информация о работе Лекции по "Истории психологии"