Лекции по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.
Предмет истории психологии
Психология как самостоятельная наука является достаточно молодой, однако ее возникновению предшествовали столетия философских размышлений и тысячелетия практического познания людей. Как отметил немецкий ученый Герман Эббингауз, психология имеет небольшую историю, но огромную предысторию. Появление психологических знаний соотносится с рождением первых попыток понимания человеком возможностей, которые позволяют ему выделять себя из окружающей действительности, выходить за пределы своих переживаний, познавать, сопоставлять различные знания и понимать специфику своего места в мире, природе.

Работа содержит 1 файл

Lektsii_po_istorii_psikhologii.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

В это время выходит  многотомный «Курс положительной  философии» Огюста Конта, в котором  он выделяет основные критерии научного знания. Эти критерии базировались на применении наблюдения и эксперимента, логики, с помощью которой происходит обобщение данных фактов и построение законов. Данные идеи были приняты многими учеными и сыграли определенную роль в становлении экспериментальной психологии. Идеи О.Конта поддержал и Дж.Ст.Милль, который предполагал путем экспериментального анализа вычленить "атомы" сознания. Это воззрение существенно повлияло на программу работы первых психологических лабораторий. Дальнейшее развитие ассоциативной психологии связано с различными попытками применить объективные методы для получения фактов психического и его выделения законов.

Принято считать, что  последним крупным ассоцианистом  был Александр Бэн (1818 - 1903). Однако он своими представлениями о волевом  действии, возникающем при избыточной спонтанной энергии в организме, показал, что закон ассоциации не столь универсален. Столкнувшись с дихотомией непроизвольных и произвольных движений, он выдвинул представление о "пробах и ошибках" как особом принципе организации поведения. Между "чисто" рефлекторным и "чисто" произвольным имеется обширный спектр действий, благодаря которому постепенно, шаг за шагом достигается искомая цель. Данному принципу, подчиняется не только внешнедвигательная, но и внутримыслительная активность. Тем самым деятельность сознания сближалась с деятельностью организма. Закономерности, присущие всей органической природе, оказывались также и закономерностями "внутреннего мира". Тем самым он поставил новые задачи, которая ассоциативная психология не могла решить. В связи с чем появляются необходимость привлечения иных моделей для объяснения психического.

С началом XIX в. в научном  познании стали складываться принципиально  новые установки, все более явно стали обнаруживаться переходы от одного ряда явлений к другому и формироваться, соответствующие представления  о единстве и развитии природы. Механическая картина мира "сменялась новым представлением о природе, в основу которого легли принципы сохранения и превращения энергии, детерминизма и атомистики, учение об историческом развитии Земли и органического мира" (Развитие естествознания в России (XVIII - начало XХ века) / Под ред. С.Р. Микулинского, А.П. Юшкевича. М., 1977. – С.140). Эти новые установки  определили и развитие идей в ассоциативной психологии.

Ряд новых моментов в  ассоциативную психологию вносит Герберт  Спенсер (1820 - 1903). В работах Спенсера происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции, поэтому его рассматривают как разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Считал, что психические явления можно понять исключительно через анализ развития. Развитие психического рассматривал как частный случай действия обей закономерности: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному. Психическое, по Спенсеру, как и жизнь в целом является приспособлением внутренних отношений к внешним, к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции за счет нарастания ассоциативных связей вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений. Эволюционный подход давал возможность изучить формирование психики, проследить этапы его становления, раскрыть новые психологические закономерности, что создавало условия для появления генетической психологии.

Особое значение заняло новое понимание детерминации психических  явлений. Со Спенсером утвердилось  понимание связи организма со средой. Он выходит за пределы организма  и рассматривает психическое  в его отношении к внешней  среде. По его мнению, психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой. Социальная эволюция - часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов - языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др.

Особую роль в развитии идей Спенсера сыграл позитивизм. Многие положения данной концепции он оспаривал, но при этом считал необходимым использовать научный метод для познания, опыт «в широком смысле…знания как продукт накопленного и организованного опыта» (Г.Спенсер Классификация наук. – М., 2001. С.54).

Преобладание интроспекционизма  в психологии привело к тому, что  Конт отказал психологии в праве считаться настоящей наукой. Однако Спенсер доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная психология (тем самым, намечая уже пути развития психологии как науки), которая рассматривает поведение как совокупность нервно-мышечных приспособлений (эти положения Спенсера развивали в американской психологии В.Джеймс, психологи-функционалисты, бихевиористы). Как отметил М.И.Сеченов, Спенсер вывел психологию из поля сознания в поле поведения.

Для ассоциативной психологии разложение психически процессов на отдельные, простые элементы (атомы) приводит к необходимости нахождения связующих механизмов, появления сложных явлений и образований. За ассоциативной концепцией стоит несомненная реальность действительно самой универсальной формы взаимосвязи психических явлений и таких главных ее детерминант, как пространственно-временная смежность этих явлений, их частота и сходство. Однако другие факторы организации этой реальности, позволяющие понять структуру психических явлений, их функцию и т.п. не были рассмотрены. На первых этапах развития данного направления эти аспекты не были еще раскрыты, а потом ассоцианизм от них абстрагировался. И как отметил Л.С.Выготский: «от рисунка и материала ткани психических процессов в этой концепции остаются только "ассоциативные нитки". Однако это не те нитки, из которых ткется сама психическая ткань, а лишь те, с помощью которых ее "куски" сшиваются в непрерывное, сплошное полотно психической жизни» (Л.С.Выготский). Таким образом, данная концепция не раскрывала природы психического, не позволяла объяснить появление новых образов, не выводимых из простого сочетания ощущений, особенно это касалось проблемы мышления, привело к тому, что начинают появляться новые проекты изучения психологических явлений. Однако ее положения, детальные описания самого акта ассоциации, законов образования повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, способах заучивания.

Помимо высказанного универсального закона она стояла и на позициях эмпирического получения знаний в силу оснований самой концепции. Только посредством ощущений возникают представления, идеи, мысли и пр., только эмпирия, опыт дает человеку новые знания. Психические явления тем самым превращаются в материал физических объектов. Обращение к опыту выдвигается как основной способ познания психического. «Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека» (Ждан А.Н). При этом данное направление не выходило за пределы сознания, оставалась «чистой психологией сознания» (Э.Гартман), что привело к ее теоретической несостоятельности. Особенно это подчеркнул Джон Стюарт Милль в «Логике», сыгравшей огромную роль в становлении психологии как самостоятельной науки. Доступность психологических явлений эмпирическому изучению выступили для Милля основанием разработки особой «науки об уме». Эти законы могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Тем самым Милль намечает пути развития психологии как научной дисциплины. Применяя объективные методы познания к описанию психического как объективного явления, Г.Спенсер заложил новую модель в понимании психического и его изучения, которая определила появление психологии как науки о поведении.

 

Французская школа

 

Воззрения Р. Декарта  оказали значительное влияние на весь последующий ход психологической  мысли как во Франции, так и  за ее пределами. Увидев в человеческом теле машину и выдвинув рефлекторный механизм его действия, Р. Декарт указал на реальную возможность экспериментального изучения органических и психофизиологических функций. И в этом направлении решающий шаг в ориентации психологии на объективное и опытное изучение был сделан французскими материалистами XVIII века. Французский материализм объединил в себе две линии теоретической мысли: объективное направление Р. Декарта в области физики и физиологии и сенсуалистические идеи Д. Локка, развитые в учении Этьена Бонно де Кондильяка (1715 - 1780).

Кодильяк (Рис 11) придерживаясь сенсуалистической позиции, выводимости внутреннего опыта из ощущений, предпринял попытку вывести все психические явления из постепенной переработки ощущений. Подобно Д. Локку, Э. Кондильяк исходил из опытного происхождения знаний. Однако, в отличие от Д. Локка, он устранил рефлексивный источник познания, поскольку видел в нем то же ощущение. Для изложения своей точки зрения Э. Кондильяк воспользовался образом статуи, введенным в обращение в 1741 г. Деландом. Статуя не обладает изначально ничем, кроме ощущений, однако появление различных ощущений приводит к их модификации и усложнению внутреннего мира. Сильное ощущение порождает внимание; сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу, и т. д. Память, воображение, суждение, представления о себе - это разновидности различных сочетаний ощущений. «Я вижу только себя, я наслаждаюсь только собой, ибо я вижу только свои собственные модификации: они - моя единственная собственность. Одним движением своих ресниц я творю или уничтожаю все окружающее меня» [Кондильяк Э.Б. Трактат об ощущениях. М., 1935, с.257]. При том, что статуя в одиночестве, в ней возникают человеческие чувства и мысли. Здесь, как отмечает А.Н.Ждан, Кондильяк полностью игнорирует социальную обусловленность сознания. При этом в отличие от английских ассоцианистов, он не прибегает к физиологи при описании ощущений и их модификации, тело не имеет никакого отношения к психическим явлениям. Однако своим трактатом он положил начало для появления физиологических моделей психического. Несмотря на то, что он считал, что надежны только те теории, которые опираются на точно установленные и проверенные факты, он прибегал только к рассуждениям и внутреннему наблюдению.

Значительный шаг к  объективному анализу психических  явлений человека и животных с  позиций механики сделал родоначальник французского материализма, врач и естествоиспытатель Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751). Используя данные сравнительной анатомии, он приходит к выводу о постепенном совершенствовании органических (одушевленных) существ, доказывает, что телесное сходство между людьми и животными свидетельствует об их близости и в отношении психической деятельности. Он полагал, что человек - это сложная, вертикально ползущая просвещенная машина, «живое олицетворение беспрерывного движения» [Ламетри Ж. Избранные сочинения. М.-Л., 1925, с. 185], продолжая развивать картезианский тезис о машинообразном характере работы телесного организма. Более высокий уровень развития человека обусловлен его организацией, а также воспитанием и образованием.

Во время своей болезни он констатировал, что болезнь, отнимая у него физические силы, понижала и его умственные способности. Подобные наблюдения привели его к выведению психического из телесного, к выделению телесных изменений как объективных показателей психических явлений. Он считал, что единственной причиной всех наших представлений являются впечатления от внешних тел. Из них вырастают восприятия, суждения, в общем, все интеллектуальные способности, представляющие собой «модификации своеобразного мозгового экрана, на котором как от волшебного фонаря отражаются запечатлевшиеся в глазу предметы» [Ламетри Ж. Избранные сочинения. М.-Л., 1925, с .196]. В учении об ощущениях Ж. Ламетри обращает внимание на отношение объективных и субъективных моментов образа. В построении субъективных образов важнейшую роль играют внимание, воображение и мыслительные компоненты (Ж. Ламетри называл всегда восприятие «интеллектуальным»), однако, мышление рассматривалось при этом как продукт материи, результат деятельности физиологической машины.

Ламетри принадлежит  заслуга в выделении потребностей как своеобразной стороны душевной жизни и подчеркивании их особой роли в поведении. Потребностям он придавал чрезвычайное значение. Существа, лишенные потребностей, лишены также и ума (растения). Чем больше потребностей, тем больше ума. Выступления Ламетри в защиту насущных потребностей, свойственных человеку по самой природе, несмотря на теоретическую ограниченность, имели прогрессивное значение и способствовали преодолению старой идеологии христианского аскетизма, отвечали новой буржуазной морали.

Социальные изменения, происходящие во Франции (взаимодействие старых и вновь возникающих социальных групп) поставили вопросы о роли различных факторов в развитии психики, о способностях, о влиянии обучения и просвещения на умственно и личностное развитие, мировоззрение человека, его социальный статус и успехи. Появляется идея о прижизненном характере содержания сознания, его связи с внешней ситуацией. Лидерами данного направления выступили К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) и Дени Дидро (1713-1784).

В «Системе природы» Поля Анри Дитриха Гольбаха человек объявляется  совершеннейшей частью природы. Духовное начало в человеке рассматривается  им как физическое, но «только под  известным углом зрения, т.е. по отношению к некоторым его способам действия, обусловленным особенностями его организации» [Гольбах П. Система природы. М., 1963, с. З]. Благодаря высокой телесной организации человек наделен способностью чувствовать, мыслить и действовать. Опыт дает знания обо всех аспектах и сторонах мира, обо всех вопросах, включая проблемы религии, морали и политики. Он выделяет биологический детерминизм: поведение объясняется как обусловленное темпераментом, приобретенными в процессе воспитания и жизненного опыта идеями и моральными понятиями.

В теориях Дидро и  Гельвеция большое значение имели  взгляды на природу биологического и социального. Они одни из первых рассматривали наследственность и  среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей. При этом под способностями понималась возможность выполнять определенную деятельность на высоком уровне. Гельвеций считал, что изначально существует всеобщее равенство людей. Индивидуальные различия являются лишь результатом разного социального положения и воспитания, внешнего толчка. Отсюда его концепция случая: гениями или глупцами людей делают обстоятельства, в которых они случайно оказываются.

Иначе решал проблему Дени Дидро. Его возражения Гельвецию  свидетельствуют о стремлении рассматривать психическое развитие индивида с широкой биологической и исторической точки зрения. "От молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума". Для Дидро же "случай" – лишь условие, эффект которого зависит от возможностей «человеческой машины» (телесной обусловленности), которая есть продукт естественной истории, которая в большей степени определяется социальными обстоятельствами.

Завершающий период в развитии французского материализма представлен врачом-философом Пьером Кабанисом (1757-1808). Придерживаясь принципа механистического детерминизма, он выделяет три уровня поведения: рефлекторный, полусознательный и сознательный. Низшие центры при отпадении высших способны к самостоятельной активности, т.е. в рефлекторных действиях сознание не участвует. Однако при этом он был уверен, что сознание и тело нераздельны. И сознание является функцией мозга, как «особый орган, специально предназначенный для производства мысли и воли, который органически выделяет мысль» (по Ждан А.Н.). При этом сам процесс мышления, кроме начальной и конечной фазы, не доступен объективному наблюдению. Неизвестен также и нервный процесс, его обеспечивающий. По сути, он впервые обсуждал сознание не как субстанцию, не как феномен, а как функцию телесного органа, которая столь же реальна, как и другие функции организма. Таким образом, он разделил два понятия: о материальной обусловленности поведения и об его рефлекторной природе, то есть понятия, которые для Декарта совпадали.

Информация о работе Лекции по "Истории психологии"