Лекции по "Истории психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 12:52, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. История психологии: общая характеристика, основные принципы и методы.
Предмет истории психологии
Психология как самостоятельная наука является достаточно молодой, однако ее возникновению предшествовали столетия философских размышлений и тысячелетия практического познания людей. Как отметил немецкий ученый Герман Эббингауз, психология имеет небольшую историю, но огромную предысторию. Появление психологических знаний соотносится с рождением первых попыток понимания человеком возможностей, которые позволяют ему выделять себя из окружающей действительности, выходить за пределы своих переживаний, познавать, сопоставлять различные знания и понимать специфику своего места в мире, природе.

Работа содержит 1 файл

Lektsii_po_istorii_psikhologii.doc

— 748.50 Кб (Скачать)

Вполне возможно, что  на становление этнической психологии повлияли идеи немецкого писателя Иоганна  Гердера (1744 - 1803), который большую роль придавал общественной жизни, человеческой культуре, созданной историческим процессом, которые определяют развитие человека. Считал, что психологии в большей степени следует подражать истории, изучающей связь человеческого разума и культуры.

Данная традиция нашла  отражение и в работах Канта, представителей немецкой классической философии. И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинг (1775-1854), Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) обсуждали  важные для психологии вопросы.

Фихте развивает представления о человеке как деятельном субъекте, противопоставляя творческое "Я" человека учению об ассоциациях (где творческое начало практически не играло никакой роли), рассматривает духовное развитие человека от детства до зрелости как совокупность целесообразных действий этого творческого "Я", сводной воли.

Шеллинг, рассматривая человека как связующее звено двух миров - природы и духа, настаивал на идее о том, что основные внутренние противоречия человека (природы и  духа, сознательного и бессознательного, теоретического и практического, разума и нравственности) утрачивают свою противоположность в высшей целевой деятельности.

Гегель выделяет психологию в качестве одного из трех разделов учения о субъективном духе, или  индивидуальном сознании (наряду с  антропологией и феноменологией духа). В качестве предмета психологии выделяет дух, как он обнаруживает себя в качестве ума (теоретический дух, т. е. познание), воли (практический дух) и нравственности (свободный дух). В его размышлениях появляется новое понимание человеческого сознания: оно обнаруживается не только в слове, но в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека, в практике. Гегель выделил  в человеке ряд аспектов: индивидность (органическое природное начало в человеке), индивидуальность (которая формируется социальной средой) и личность (которой человек становится в результате своей жизнедеятельности).

Как видно, в становлении  психологии как самостоятельной  науки обозначились разные направления, основанные на различных пониманиях предмета психологического изучения и методов при этом используемых. В Германии в большей степени представлены идеи, возражающие против построения психологии по образцу естественных наук, сведения психологического к физике тела. Направление, отстаивающее самостоятельность психологии как области исследования с ее предметом и методами, необходимость изучения духа, морали, нравственности, свободы воли, внутренней активности, которые несводимы к физиологии. Однако общая тенденция XIX века проявлялась в постоянно прогрессирующем обособлением психологии от философии. «Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического интереса и метафизического мышления… Лишившись, таким образом, общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественно-научного метода…» (Виндельбандт В.).

 

 

Лекция 6 Становление экспериментальной психологии

 

К середине XIX в. многообразные психологические знания оформляются в самостоятельную науку. Методологической предпосылкой для оформления психологии как науки подготовили течения, провозгласившие необходимость поворота от умозрения к опытному знанию. Утверждение идеи о мозге и нервной системе как материальной основе психики, развитие и распространение материалистических идей в области философского познания мира и человекознания способствовали формированию идеи применения  объективных методов в психологии. Для того чтобы этот переход мог осуществиться, необходимо было развитие научных областей, на которые психология должна опираться. Эти предпосылки для оформления психологической науки дали работы физиологов первой половины XIX в.

Достижения  в области физиологии, оказавшие  влияние на развитие психологического знания

К середине XIX в. отдельные специальные области физиологии развились настолько, что они вплотную подошли к экспериментальной разработке проблем, издавна относящихся к ведению психологии. К таким дисциплинам, в которых началось распространение экспериментального метода на область психических явлений, относятся нервно-мышечная физиология, физиология органов чувств, анатомия и физиология головного мозга. Наряду с ними проникновению экспериментального метода в психологию способствовали астрономия, физическая оптика и акустика, биология, психиатрия. Именно они составили те основные источники, из которых психология выросла как экспериментальная и самостоятельная область знаний.

Среди основных работ, которые  сыграли огромную роль в выделении  и становлении экспериментальной  психологии были работы Я.Сваммердама, который выделил возбудимость нервной  ткани. Голландский врач Г.Бургав на основе многочисленных опытов обнаружил, что произвольные и непроизвольные движения осуществляются одними и теми же мышцами и характер сокращения их также одинаковый. Ч.Белл открыл различие функций задних и передних корешков спинномозговых нервов, при раздражении передних происходит мышечное сокращение. Мышечное чувство обладает регулирующей функцией в построении различных движений (теория «нервного круга»).

Возникла тенденция  распространения рефлекторного  механизма на все уровни нервно-мозговой деятельности, в том числе и на психические явления. Возможности применения рефлекторной схемы для психических явлений были обусловлены и открытием И. Прохазке, Ф. Мажанди в структуре рефлекторной дуги чувствительных (сенсорными) и двигательных (моторными) нервных путей, ведущих в спинной мозг. Включение чувственных путей в структуру рефлекторной дуги связывало физиологию с психологией, приводило к новому пониманию соотношения между ними: психическое оказывалось только следствием телесного автоматизма, но не причиной.

Ф.Галль предлагает френологическую  систему, согласно которой каждой психологической  способности соответствует определенный участок мозга, являющийся самостоятельным  органом данной способности. Идеи Галля  о мозговой локализации дали сильнейший толчок развитию неврологических школ начала XIX в., особенно в Германии.

Изучение органов чувств привело к открытию, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот  же специфический для каждого  из них эффект. И.Мюллер сформулировал "закон специфической энергии  органов чувств": никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Тем самым проявление психического определялось внешнего раздражителя и свойств нервного субстрата.

На основе эксперимента Г.Гельмгольц перешел к объяснению построения пространственного образа среды зрительной системой, включающей как сенсорные, так и глазодвигательные компоненты. Психологию он рассматривал как такую науку, которая всецело должна строиться на основе экспериментальных и математических методов.

Ж.Флуранс экспериментально подтвердил, что мозг представляет собой не совокупность автономных органов, отвечающих за какую-либо одну из множества психических способностей, а единое однородное целое, не имеющее четко выраженной специализации.

Появление эволюционной теории Ч.Дарвина привело к новому пониманию организма и развития. Психика становилась закономерным результатом развития жизни, инструментом адаптации. Выделил индивидуальные вариации, в которых важную роль отвел наследственности, что способствовал развитию дифференциальной психологии, зоопсихологии, а также генетической психологии.

Все эти важные открытия в области физиологии приводили  к пониманию многими исследователями  зависимости психики от анатомии, к возможности применения экспериментального метода для изучения психических  явлений в силу связи с физиологическими процессами, в силу того, что один из членов причинной связи помещался вне сознания, был физическим явлением, а тем самым поддавался экспериментированию, объективному изучению. Как отметил М.Дессуар, душевная жизнь оказалась в более тонкой, но тем не менее несомненной зависимости от телесных проявлений.

Данные положения приводят к появлению физиологической  психологии. Несмотря на то, что первыми, кто начал ее «разворачивать»  были физиологи, врачи, естественники, наметившая тенденция была для многих важным моментов в становлении психологии как научной дисциплины. Для многих виделось «приближение того времени, когда психология будет требовать всех сил человека, когда будут исключительно психологами, как теперь бывают исключительно физиками, химиками, физиологами» (Т.Рибо).

Данное сотрудничество привело к постановке новых задач, открытие новых феноменов, ставящих новое понимание психического. В  первую очередь это исследования времени реакции, ощущений, восприятий, внимания, длительность психических процессов.

Огромная роль для  становления экспериментальной  психологии принадлежит первым экспериментальным  исследованиям по проблемам, лежащим  на границе физиологии и психологии, которые и начинают оформляться  как экспериментальные области психологических исследований. Открытие различий между сенсорными и двигательными нервами, возникновение чувственного образа как продукт раздражения определенного нервного субстрата, т.е. зависимость ощущений и внешних раздражителей привело к появлению психофизики.

 

Психофизика

Основанием ля появления  психофизики были исследования, проводимые Эрнестом Генрихом Вебером (1795-1878). Сопоставляя  раздражители с возникающими ощущениями, он установил, что для возникновения  нового ощущения необходимо определенное соотношение (которое является константным и различным для разных органов чувств) нового раздражителя к исходному. Данное соотношения получило название закона различительной чувствительности и продемонстрировало возможность измерения психических явлений. Эта идея стала исходной для Густава Теодора Фехнера (1801-1887). В 1851 г. он выступил с идеей создания новой экспериментально-математической науки – психофизики. Придерживаясь параллелизма, он пытался соотнести эти «две стороны – "светлая", или духовная, и "теневая", или материальная» (Т.Фехнер). Это привело его к мысли, что должно существовать функциональное отношение между ними, выразимое в математических уравнениях. И в книге "Элементы психофизики" (1860) он определяет психофизику как науку о всеобщей связи физического и духовного мира.

При этом он разделяет  психофизику на два вида. Внешняя  решает вопрос о соотношении между  психическим и физическим (духовным и материальным), внутренняя - вопрос о соотношении психического и  физиологического (между душой и  телом). Свои усилия он сосредоточил на внешней психофизике - исследовании связей между факторами внешней среды и психическими процессами.

Это выдвигало на передний план проблему разработки специальных  методов измерения психофизических  отношений и способов их математического описания. Фехнер создал ряд методов измерения чувствительности: метод едва заметных различий, или метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод средних ошибок, - которые стали классическими в экспериментальной психологии. С помощью этих методов он открыл так называемый основной психофизический закон возрастанию силы раздражителя в геометрической прогрессии соответствует рост величины ощущения в арифметической прогрессии (или, другими словами, интенсивность ощущений возрастает пропорционально логарифму внешнего раздражения). Открытие этого закона, несмотря на выявленную позже ограниченность ее применения, оказало огромнее значения на развитие психологии. Стала очевидной правомерность и плодотворность использования в психологии математических приемов обработки опытных данных. Психология заговорила математическим языком – сперва об ощущениях, затем о времени реакции, об ассоциациях и о других факторах душевной деятельности.

Важную роль в становлении  экспериментальной психологии отводится экспериментам на изучение времени реакции. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. В результате анализа ошибок, допускаемых разными наблюдателями, был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия. Разница в показаниях между отдельными наблюдателями была названа Ф.Бесселем «личным уравнением».

Изучение скорости реакции  было положено Ф.Дондерсом (1818—1889) в  исследование времени сложных психических процессов (1869). Измерялись время как простых, так и сложных реакций. Время простой реакции рассматривалось как время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.

Измерение времени более  сложных реакций путем вычитания  из времени сложных реакций время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.

Предложенные Дондерсом  методы оценки времени реакции, использование  хроноскопов, разработанных физиками и астрономами для измерения  личного уравнения, стали главными в зарождающейся экспериментальной психологии.

 

Экспериментальная программа развития психологии как  научной дисциплины

 

Оформление психологии как самостоятельной экспериментальной  психологии связывают с именем Вильгельма Вундта (1832-1920). Заинтересовавшись физиологическими исследованиями, он работает вместе с И.Мюлером и Г.Гемгольцем и читает лекции по экспериментальной физиологии. В результате этой деятельности его интересы эволюционировали от физиологии и психологии. Опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, он  в 1862 г. в своем первом труде «К теории чувственного восприятия» выдвигает идею создания экспериментальной психологии, план которой изложил в «Лекции о душе человека и животных» (1863). Программа включала построение двух ветвей психологии - физиологической, или экспериментальной (основной метод получения данных), и социальной, или культурно-исторической (основным методом которой является анализ продуктов человеческого духа).

Следуя этому замыслу  Вундт сначала сосредотачивается на первой программе физиологическая психология, основные положения которой он представил в "Основах физиологической психологии" (1874). Предметом научной психологии, по его мнению, должны стать «жизненные процессы сознания, которые, находясь на полпути между внешним и внутренним опытом, требуют одновременного применения обоих методов наблюдения, внешнего и внутреннего» (по Т.Лихи. С.96). Эти процессы имеют как физиологическую, так и психологическую составляющую и которые, в силу этого, не могут быть объяснены только с позиций физиологии или чистой психологии (т.е. классической психологии сознания). Таким образом, объектом изучения физиологической психологии остается сознание человека и представленный в нем непосредственный опыт отношения субъекта к представляемым объектам: "Человек сам - не как он появляется извне, но как он дан непосредственно себе самому". Непосредственно дан человек себе через ассоциативные и апперцептивные сочетания ощущений, представлений и простейших чувствований.

Информация о работе Лекции по "Истории психологии"