Курс экономической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:25, курс лекций

Описание работы

Экономическая психология — это психология субъекта хозяйственных отношений. Хозяйственные отношения, опирающиеся на производительные силы и производственные отношения общества и охватывающие сферу труда и управления, предпринимательства, товарно-денежного обмена, распределения и потребления, представляют собой субъективированную форму этих отношений и прав собственности. Закономерности психического отражения хозяйственных отношений составляют предмет экономической психологии.
Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях — микро, мезо и макроэкономическом.
Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы, широко применяются логико-теоретический анализ, метод моделирования.
Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент.

Содержание

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 4
КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 4
АФФЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 9
МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ 11
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР 20
ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, БИРЖИ, НАЛОГИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 21
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ 22
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИРЖ 26
ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 31
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

konspekt_ спихология.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

Центральным в инвестиционном поведении  является понятие дисконтирования. Оно связано с принятием любого инвестиционного решения и включает в себя сравнение издержек и ожидаемой прибыли, рассматриваемых в течение определенного временного интервала. Это понятие привлекает внимание социальных психологов и представителей психологии менеджмента.

В экономической психологии более популярным является понятие временного предпочтения или межвременного выбора. Фундаментальным экономическим вопросом, с которым сталкиваются отдельные люди, семьи, организации и даже целые народы, является вопрос о том, израсходовать капиталы сейчас или же сохранить и вложить их, чтобы потратить позже.

Желание и способность отложить вознаграждение формируется средствами социального обучения, начиная с раннего детства. В результате экспериментов было обнаружено, что детям в различной степени свойственно желание отложить вознаграждение (например, определенное количество конфет), чтобы позже получить большее вознаграждение (большее количество конфет).

Силу желания сохранить сумму  денег, чтобы получить большую сумму  в будущем, называют степенью выгоды, или нормой временного предпочтения и выражают в процентах. Допустим средняя степень выгоды 7%, т.е. люди согласны сохранить 100 долл., чтобы через год получить 107 долл. Но некоторые потребуют через год 130 долл., т.е. их субъективная норма временного предпочтения равна 30%. Чем выше субъективная степень выгоды, тем больше потребность в компенсации отсрочки вознаграждения, или потребность распределять ресурсы в настоящем, а не резервировать.

Для измерения субъективной степени  выгоды (компенсации за отсрочку) используют следующий тип вопросов: "Если Вам предложат 100 долл. сейчас или X долларов через шесть месяцев, какова будет наименьшая сумма денег (X долларов), которую Вы предпочтете 100 долл. сейчас?".

Могут использоваться вариации этого вопроса, когда дается будущая сумма и спрашивается настоящая сумма денег, или предлагаются обе суммы и выясняется временной интервал. Альтернативные измерения временного предпочтения проводятся с помощью вынужденного выбора, например:

"Предположим, у Вас есть выбор между получением 100 долл. сегодня и 200 долл. через год, что бы Вы выбрали?".

За этим вопросом могут следовать  другие в "каскадной" форме, например: (если испытуемый выбирает 200 долл.):

"Предположим, у Вас есть  выбор между получением 100 долл. сегодня и 175 долл. через год, что бы Вы выбрали?"

Опрос продолжается и т.д. до тех  пор, пока испытуемый не выберет 100 долл. Выбор испытуемого может быть использован как индикатор временного предпочтения.

Ряд опросов позволил выявить следующие  закономерности42:

а)  нормы временного предпочтения (или степени выгоды) на краткосрочных временных интервалах существенно выше, чем на долгосрочных;

б)  существует тенденция устанавливать  более высокие нормы временного предпочтения для относительно небольших инвестиций по сравнению с крупными вложениями капитала;

в)  большинство людей устанавливают  более высокие нормы временных предпочтений для призов и выигрышей в отличие от штрафов и наказаний;

г)  значительную роль в массовом сознании играет форма выражения призов и штрафных санкций, денежная форма наиболее действенна.

Субъективная степень выгоды зависит  от образования. Так, студенты факультетов  экономики и финансов показывают более адекватную, приближенную к реальной, например сравнимой с годовой нормой процента банковских займов и вкладов в стране, тогда как незнакомые с экономикой и финансами, демонстрируют субъективную степень выгоды от 35% до 139% в среднем для разных аспектов инвестиционного поведения.

Ожидаемая инфляция оказывает позитивное влияние на желание получить деньги сейчас, но у людей с высокими нормами временного предпочтения оно часто многократно превышает процент инфляционного прироста.

 

Игровой и предпринимательский  риск

Применительно к экономическому поведению  можно говорить о так называемом игровом и предпринимательском рисках. Клиенты казино, участники лотереи демонстрируют игровой риск в чистом виде, где царствует его величество случай.

В США из 22 млрд долл. 18 выплачивается  в виде выигрышей, остальное идет букмекерам, работникам казино и др. В нелегальных играх с числами только один долл. из двух идет на выплату выигрышей. 5 взрослых из 10 принимают участие в азартных играх. Правительство обнаружило, что лотереи ничуть не хуже, чем налоги для "выщипывания максимального количества перьев при минимальном кудахтаньи". Было обнаружено, что наиболее привлекательной призовой структурой является следующая: выдавать 2/3 призовых денег (обратно выдается один долл. из двух) в большом количестве маленьких призов (2-5 долл.), чтобы придать уверенности и остальное в нескольких больших призах, чтобы обеспечить рекламу и мечты о вечном богатстве.

В отличие от игрового риска истинно  предпринимательский риск обладает следующими признаками43. Во-первых, результатом рискового поведения становится новое благо или услуга на рынке, способствующие прогрессу хозяйственного организма (а не перераспределение наличествующих ресурсов). Во-вторых, за предпринимательским риском стоят не только действия в ситуации неопределенности, но и создание таковых. В-третьих, риск в предпринимательстве в отличие от игровой ситуации — это как бы замещение случая собой, ситуации — субъектом, поэтому он обязательно сопряжен с грузом ответственности.

В условиях финансово-кредитного предпринимательства  деньги и ценные бумаги не только опосредуют товарно-обменные операции, но и служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные.

Риск клиентов бирж, людей, вкладывающих свои сбережения в акции, близок к игровому, несмотря на то, что здесь результат рискового поведения в большей степени связан с расчетом и активностью субъекта. Во всем мире с давних пор очень популярно заниматься биржевыми спекуляциями или, другими словами, играть на бирже. Люди самых различных профессий "наживают" и проигрывают состояния, играя на бирже. Разумеется, любые биржевые операции совершаются только через посредников ввиду закрытого характера бирж, поэтому брокеры приобретают все большую значимость.

Психологический портрет  брокера валютной биржи

Деятельность брокеров валютной биржи  содержит элементы как игрового, так и предпринимательского риска. Риск брокера, как правило, не распределен между участниками торгов, а сосредоточен в одном субъекте и чрезвычайно интенсифицирован. Он требует не только высокого профессионализма, но и быстроты реакции, определенного ансамбля нервно-психических качеств. Представители этой профессии подвержены сердечно-сосудистым и нервным заболеваниям. Неудивительно, что в биржевом кольце (яме) работают люди в основном молодые, в возрасте 20-30 лет.

Нами были обследованы брокеры  и дилеры валютной биржи Санкт-Петербурга. Брокеры осуществляют сделки за счет и для клиентов — членов и нечленов биржи, фирм и частных лиц за комиссионные. Они рискуют чужим капиталом и своим благополучием и престижем. Дилеры действуют на финансовом рынке от своего имени и за свой счет, т. е. вкладывают в дело собственный капитал и, таким образом, являются представителями финансового предпринимательства. Они заключают сделки, стремясь с выгодой для себя использовать самые незначительные колебания цен, благодаря преимуществу во времени по сравнению с клиентами, которые находятся вне здания биржи. Время, в течение которого они держат контракт с момента покупки до момента продажи, составляет чаще всего от нескольких секунд до нескольких минут. Одно и то же юридическое или физическое лицо, обладая соответствующим правом, может осуществлять посредническую деятельность и в качестве дилера, и в качестве брокера в разное время. Характеристики личностных портретов дилеров и брокеров финансового рынка сходны.

Предпосылки готовности к риску брокера имеют глубинную  психоэнергетическую природу и выражаются в преобладании определенных характеристик темперамента и волевых черт. Исследования показали, что для обеспечения насыщенной риском деятельности важен не только уровень энергетической одаренности, но и то, как обычно расходуется энергия. Привычные способы реагирования на окружающую среду и действия в ней у брокеров характеризуются тратой энергии во вне (активные, демонстративные), а не на удержание внутреннего "очага возбуждения", связанного с разрешением внутренних конфликтов и проблем (люди, испытывающие сильные и устойчивые эмоции, обидчивые, педантичные). У брокеров высокая эмоциональная устойчивость и низкая тревожность. Сильные эмоции, чувствительность и глубина переживания мешают брокеру, поскольку его успех и неуспех малопредсказуемы.

Что касается волевых  качеств, то в портрете брокеров доминируют те волевые качества, которые требуют адаптации к кратковременному, но очень интенсивному риску принятия решения в цейтноте и по поводу денег. Это, прежде всего, такая волевая черта, как самообладание, состоящее в умении подчинять себе нежелательные и при этом достаточно сильные побуждения. Важны также целеустремленность, настойчивость (способность к длительному неослабному напряжению энергии, движение к конечной цели, несмотря на трудности) и решительность (волевое качество личности, выражающееся в способности человека своевременно и без излишних колебаний принимать достаточно обоснованные решения и проводить их в жизнь).

МОДУЛЬ 4

ПСИХОЛОГИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЯ

Поведение потребителя — центральная  проблематика современной западноевропейской и особенно американской экономической  психологии, воплотившая в себе прогресс маркетинговой ветви науки, идущей от Г.Тарда.

В Блоке 10 уделяется внимание общефилософским  и глубинно-психологическим проблемам  отношения человека с миром вещей.

В Блоке 11 рассматриваются закономерности поведения потребителя.

 

БЛОК  11

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Цели

В этом блоке рассматриваются закономерности, эффекты и факторы поведения потребителя. После изучения материала этого блока Вы сможете:

*    объяснить эффекты потребительских  предпочтений;

*    систематизировать факторы  потребительского выбора.

Факторы потребительского выбора

Поведение потребителя не подчиняется  простым закономерностям максимизации выгоды, рациональных оценок, расчетов и выбора. Помимо функционального спроса, при котором ведущими становятся качества, присущие самому товару, существует нефункциональный спрос. Он обусловлен различными психологическими причинами. Престиж и мода, желание подражать или выделяться, надежда улучшить свой образ "Я" с помощью товара, компенсировать им недостатки и смягчить комплексы неполноценности — все это преобразовывает полезность товара, пропуская ее через призму психологических факторов.

В научной и прикладной литературе представлены различные классификации факторов, влияющих на принятие решения о покупке, которые должны быть учтены в рекламе и продажах. Одна из наиболее распостра-ненных классификаций принадлежит Ж.Ф.Кролару44. Автор предлагает опираться на совокупность потребностей, сокращенно обозначенную как SABONE (Securite— безопасность, Affection— привязанность, Bien etre — комфорт, Orgueil — гордость, Economic — экономия).

Безопасность — это прежде всего спокойствие, которое приносит услуга или товар, на которые можно положиться. Прочность, надежность, гарантии по поводу времени эксплуатации продукта обслуживают эту потребность.

Привязанность — это та связь, которая соединяет нас с какими-либо предметами или людьми и которую трудно объяснить, но чаще всего она является результатом привычки. Иногда привязанность уходит, но остается зависимость. Примером привязанности может быть верность торговой марке.

Комфорт — это то удобство, которое приобретается с покупкой товара. Имеются в виду преимущества (чаще всего технические), ожидаемые от товара: удобен в обращении, легко содержать в порядке и т.д.

Гордость связана со стремлением потребителя как-то выделиться на общем фоне и чем-то отличиться от других. Предлагая высококачественные товары, продавцы "играют" на том, что потребитель уникален, единственен и, покупая такие товары, он приближается к определенному уровню жизни, получает возможность продемонстрировать другим при обретенные вещи и вызвать восхищение. Это политика высокой цены.

Новизна всегда привлекает людей, она связана с потребностью в переменах, обновлении уже имеющихся вещей и отношений. Стремление к новизне — это поиск новых ощущений.

Потребность, связанная с экономией, вездесуща, однако она не имеет того решительного преобладания, какого можно было бы ожидать. Цена— часто пустяк по сравнению с услугами, которые может оказывать товар, но она может быть и движущей силой продажи, как дополнительная гарантия качества.

Типичные эффекты потребительского поведения

Обратимся к эффектам, отображающим наиболее типичные модели поведения, которые  создают нефункциональный спрос45. Они показывают, что реальное поведение потребителя отличается от поведения "экономического человека". В теории спроса (одной из фундаментальных концепций неоклассической политической экономии) обратная зависимость количества покупаемого товара от его цены выражается непрерывной кривой спроса. На практике взаимоотношение цены и количества приобретаемого товара не имеет непрерывного характера.

Эффект "бэндвэгон" (bandwagon effect или эффект общего вагона, присоединения) состоит в том, что товар покупается не в силу необходимости, а в силу желания не отстать от других, быть как все. Данный эффект свидетельствует об ориентации потребителя на определенную социальную норму.

Эффект "сноба" выражает, наоборот, стремление отличаться от других, выделяться из "толпы", поэтому не приобретается необходимый товар, когда он доступен другим.

Информация о работе Курс экономической психологии