Курс экономической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:25, курс лекций

Описание работы

Экономическая психология — это психология субъекта хозяйственных отношений. Хозяйственные отношения, опирающиеся на производительные силы и производственные отношения общества и охватывающие сферу труда и управления, предпринимательства, товарно-денежного обмена, распределения и потребления, представляют собой субъективированную форму этих отношений и прав собственности. Закономерности психического отражения хозяйственных отношений составляют предмет экономической психологии.
Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях — микро, мезо и макроэкономическом.
Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы, широко применяются логико-теоретический анализ, метод моделирования.
Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент.

Содержание

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 4
КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 4
АФФЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 9
МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ 11
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР 20
ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, БИРЖИ, НАЛОГИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 21
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ 22
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИРЖ 26
ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 31
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

konspekt_ спихология.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

Отношение к деньгам  в разных социальных группах

Если в западноевропейской и  американской науке тема денег в  психологии считается малоисследованной областью, то в отечественной психологической науке она специально не разрабатывалась. До перестройки эту тему затрагивали лишь в разделах промышленной и социальной психологии, посвященных материальному стимулированию.

Начиная с 1993 г. нами регулярно проводятся исследования МА у представителей различных социальных групп. Чтобы сравнить влияние фактора культуральных различий на МА и фактор принадлежности к определенному социальному слою, мы исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде. Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги — это периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель.

В другом исследовании мы сравнили степень  влияния на МА фактора принадлежности к классу (или слою) с таким  фактором как уровень дохода, соотнося МА представителей бюджетной интеллигенции, высокооплачиваемых служащих частных банков и предпринимателей малого бизнеса (челночники, владельцы маленьких магазинов и посреднических фирм)36. МА у банковских служащих и представителей бюджетной интеллигенции оказались сходны; и те, и другие — наемные работники интеллектуального труда, но с разным доходом. В жизни предпринимателей малого бизнеса деньги оказались значительно более важной реальностью.

Для предпринимателей это не просто фактор труда, как у банковских служащих, но и цель предпринимательской активности и ее стимул: больше прибыль, больше оборот капитала. Кроме того, это фактор безопасности и надежности дела, фирмы. Жесткие условия неразвитого рынка, незащищенность со стороны закона требуют от мелкого предпринимателя автономии, самостоятельности и самосохранения, для обеспечения которых важны деньги.

Предприниматели в большей степени, чем представители других групп, осознают деньги как фактор влияния  на людей и форму власти. При  этом, как показали данные, они испытывают большую зависимость от денег. Предприниматели  осуществляют постоянный контроль за своими деньгами, всегда знают содержимое своего кошелька и сбережения, отдавая приоритет наличности. Реже используют деньги в качестве терапии, редко транжирят, бросают деньги на ветер. Деньги рассматриваются предпринимателями и как предмет гордости.

Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. Деньги могут выступать и целью, и  средством. Влияние фактора классовой  принадлежности перекрывает влияние уровня дохода и культуральных различий на отношение к деньгам.

БЛОК 8

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИРЖ

Цели

В этом блоке сконцентрировано внимание на новой и практически детерминированной  проблематике, касающейся психологического аспекта финансов и биржевого поведения. После его изучения Вы сможете:

*    учесть психологические  составляющие фондового рынка;

*    описать особенности  управления риском на макро-, мезо- и микроэкономических уровнях;

*    перечислить психологические  эффекты и факторы функционирования финансовых рынков и биржевого поведения.

Финансы как совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства, банков, предприятий, а также система их формирования, распределения и использования представляют собой концентрированное выражение современной экономики.

Финансы психологизированы прежде всего потому, что деятельность с  ними насыщена риском, неопределенностью. История финансовых паник показывает, что они могут быть причиной реального финансового кризиса. Подчеркивая, что экономика акций, облигаций, товаров, валютные удары упираются в психологию поведения инвестора, Ш.Майтал восклицает:" Все рынки представляют собой договоренности, в ходе реализации которых товары, деньги, реальные и финансовые средства переходят из рук в руки. Жизненно важно помнить, что руки эти человеческие и являются составной частью думающих, чувствующих голов и тел. Для того чтобы рынки раскрыли свои секреты, Вы должны спросить, КТО?, а не только ЧТО? или КОГДА?"37.

Ситуацию реформирования, экономико-политического кризиса рассматривают как ситуацию тотального (всеобщего) риска, связанного с масштабными социальными преобразованиями в процессе перехода общества в качественно новое состояние. В этой ситуации возрастает роль личности, которая может самостоятельно принимать рисковые решения, неся ответственность и за их осуществление. Рискуют в первую очередь конкретные люди, массы же чаще всего поддаются эпидемии страха или эйфории надежды.

По мнению Дж.Катоны, экономический  спад бывает спровоцирован его ожиданием со стороны масс, предположением, что он может начаться, так как люди начинают резко сокращать расходы и способствуют "откладыванием покупок на потом" резкому росту цен38. Другой дисбаланс, связанный с ожиотажным спросом из-за страха перед инфляцией и изъятием вкладов из банков, также препятствует нормальному движению финансовых потоков и усиливает или провоцирует кризис.

Управление финансовыми  рисками

Приведенные выше примеры доказывают необходимость учета фактора риска и управления им на макроэкономическом уровне. При стабильной экономике возможна регуляция риска, создание эффективных "портфелей риска", т.е. набора взаимоподстраховывающих решений, которые выступают психологически как гарант безболезненного выхода из конфликтных и кризисных ситуаций.

При нестабильной экономике целесообразно  подготавливать население к насыщенным риском ситуациям. Используя механизм "раннего оповещения" о возможном неблагополучном исходе дела, можно способствовать морально-психологической готовности идти на риск. Это повышает поисковую активность людей и доверие к принятым решениям.

На мезоуровне (уровень фирмы, предприятия, учреждения) существует свой механизм управления рисками (риск-менеджмент). Для снижения рисков предпринимателям приходится использовать различные способы разделения риска, такие, как страхование, хеджирование, объединение.

Страхование предполагает покупку страховой защиты, перекладывание риска на страховую компанию или распределение рисков через компании взаимного страхования.

Объединение — разделение риска с компаньонами — по форме может быть партнерством или корпорацией. Это позволяет объединить капиталы при организации дела и разделить риск. Такие предприниматели, как венчурные капиталисты вкладывают капитал с большим риском. Они специализируются на поиске предпринимателей с хорошими идеями, но с недостаточными средствами.

Хеджирование— это социально полезная спекулятивная операция, использующая рынки срочных контрактов — на срок, при котором риск, вызванный изменением цен на ресурсы, товары, валюту перекладывается предпринимателем за плату на спекулянта, брокера.

Каждый из способов объединения  и распределения рисков привносит  свой специфический риск, например, обусловленный недобросовестностью или несостоятельностью компаньона.

Наконец, существуют различные формы контроля риска на микроэкономическом уровне, т.е. финансовый контроль на уровне домашнего хозяйства. Прежде всего это разнообразные варианты сбереженческого поведения. Наибольшая часть сбережений в Америке, по данным Дж.Катона, осуществляется людьми в возрасте от 40 до 60 лет со средним достатком. Побудительными причинами увеличения доли сбережения в соотношении потребление/сбережение являются уход в отставку, увольнение и "подушка" на случай заболеваний, безработицы, несчастных случаев. Сбережения не являются слабой тенью, отбрасываемой затратами. Люди активно решают, сколько денег направлять на сбережения под влиянием привычек, оценок, эмоций. Мотивы сбережения не менее мощные, чем мотивы потребления. К тому же у американцев развито отвращение к долгам; долг воспринимается ими как вид риска.

Наиболее распространенная форма  экономической защиты — социальное страхование, в котором находит отражение современная ценность будущих выгод. Для большинства американцев — это главная форма сбережения, за счет нее происходит снижение личных сбережений.

Приведем примеры исследований, посвященных степени осознанности экономического риска в будущем на уровне семьи. Дж.Катона и Ф.Каган обследовали две группы семей: в одну входили семьи, охваченные пенсионными программами, в другую — те, которые обходятся без этого39. Первые сберегали больше своих доходов, чем вторые. Каган объясняет это эффектом осознания (охват пенсионной программой усиливает осознание потребностей, которые возникнут с уходом на пенсию). Катона прибегает к теории градиента цели в психологии (чем ближе вы находитесь к цели, тем сильнее активизируете свои усилия). Как показали экспериментальные исследования, за несколько месяцев до выхода на пенсию темпы сбережений резко возрастают, что подтверждает связь между пенсионным и самостоятельным накоплениями.

Психологические исследования, имеющие отношение к ценным бумагам

Интерес психологов к исследованиям  проблем финансов объясняется практическими  потребностями, в частности потребностями рынков ценных бумаг в прогнозировании колебаний курсов и котировок. Неэффективность экономических концепций движения ценных бумаг на фондовых биржах связана с тем, что фондовый рынок представляет собой одну из наиболее психологизированных сфер современных экономических отношений. Курс ценной бумаги помимо чисто экономических параметров— величины капитала фирмы, величины номинала ценной бумаги — содержит весомую долю психологических составляющих — доверие к фирме, намерения продавца или покупателя, мотивы приобретения финансового инструмента, различное восприятие будущих ценовых пропорций и тенденций на рынке ценных бумаг. Американскими учеными были формализованы некоторые психологические моменты колебаний курсов ценных бумаг.

Календарные колебания курсов ценных бумаг

Известны закономерности, связанные  с влиянием дня недели на изменения курсов ценных бумаг. Так, в понедельник в первые 45 минут работы биржы цены падают. В течение недели они достигают своего максимума к концу рабочего времени в пятницу. Таким образом, повышение курсов наблюдается накануне выходных дней. Тот же эффект повышения можно проследить накануне праздников.

Перечисленные календарные эффекты  вызваны психологическими причинами. Тенденция избегания риска заставляет биржевиков активизировать свою деятельность перед периодом неопределенности— в конце дня, недели, накануне праздников.

В декабре курсы ниже среднегодовых, а в январе — выше. Это связано с тем, что в конце года, когда подводятся итоги, менеджеры стремятся привести в порядок свои финансовые портфели и избавиться от лишних ценных бумаг. Поэтому общая тенденция динамики курсов на бирже в конце года проявляется в их понижении.

Известен психологический эффект фондового рынка, называемый эффектом "реверса". Его проявление особенно заметно в январе, когда вдруг резко начинают расти курсы малозаметных ценных бумаг, выпущенных малоизвестными фирмами. Это объясняется тем, что в период первоначальной эмиссии курс таких бумаг, как правило, недооценивается (его психологическая составляющая отрицательная). Если экономический потенциал фирм выше, и в начале года становится известно об их успешном ведении дел, то спрос на выпускаемые ими ценные бумаги резко возрастает, что ведет к увеличению их котировок. В то же время обратное движение могут продемонстрировать курсы тех бумаг, психологическая составляющая которых была изначально неопределенно завышена.

Влияние различных источников информации на поведение на бирже

Выделяют два источника влияния  побочной информации на поведение биржевиков — средства массовой информации и активное поведение других по продаже или покупке ценных бумаг. Биржи мгновенно реагируют на сообщения в прессе, вызывающие даже малейшие сомнения в делах той или иной фирмы или компании понижением курса ценных бумаг этой фирмы. Естественно, если кто-то начинает активно продавать эти бумаги, то инициируется и общий сброс данной бумаги, а это, в свою очередь влияет на остальные ценные бумаги, провоцирует и их продажу. Поэтому не удивительны факты манипулятивного характера с использованием подобной стратегии в целях изменения ситуации на бирже.

Мнение финансовых авторитетов серьезно влияет на движение ценных бумаг.

Примером может служить блестящая  операция с покупкой подешевевшей немецкой марки известным финансистом Соросом после авторитетной оценки в прессе шансов немецких инвестиций в России в период финансово-политического кризиса.

По мнению С.В.Малахова, предсказывать  колебания курсов возможно с опорой на сегментирование рынков по типовым моделям поведения его участников40. Если определить наиболее характерные поведенческие характеристики брокеров и дилеров, а затем рассчитать удельный вес таких моделей поведения среди общего поведения участников биржевых операций, то возможно составить вероятностный прогноз.

Общие психологические  закономерности поведения на финансовом рынке

Реальное значение фондовой биржи, по образному выражению Ш.Майтала, состоит в том, что она играет роль своеобразного термометра для  измерения температуры, общего состояния  здоровья и оптимизма экономики41. Для конкретного человека она служит источником азарта, острой приправы в хозяйственной деятельности. У простых людей всегда есть интерес к фондовой и валютной биржам, так как, подстраховывая будущее, люди стремятся к риску в настоящем. Например, американцы помимо социального страхования откладывают часть своих доходов в качестве сбережений, хотя и в меньших пропорциях, чем японцы и немцы. При этом часть их портфеля ценностей, личного богатства — свой дом или квартира (стабильная, неликвидная, легко оцениваемая), другая же часть — акции (вызывает противоречия, дурное настроение, огорчения, смущение, отчаяние, надежду и ошибки).

Информация о работе Курс экономической психологии