Курс экономической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:25, курс лекций

Описание работы

Экономическая психология — это психология субъекта хозяйственных отношений. Хозяйственные отношения, опирающиеся на производительные силы и производственные отношения общества и охватывающие сферу труда и управления, предпринимательства, товарно-денежного обмена, распределения и потребления, представляют собой субъективированную форму этих отношений и прав собственности. Закономерности психического отражения хозяйственных отношений составляют предмет экономической психологии.
Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях — микро, мезо и макроэкономическом.
Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы, широко применяются логико-теоретический анализ, метод моделирования.
Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент.

Содержание

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 4
КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 4
АФФЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 9
МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ 11
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР 20
ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, БИРЖИ, НАЛОГИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 21
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ 22
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИРЖ 26
ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 31
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

konspekt_ спихология.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

Кросс-культурные исследования (т.е. сравнительные исследования какого-либо явления, проведенные в разных культурах, в частности, в разных странах) также показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это связано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социо-культурной среде неодобрения, часто демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмосферы. Как подчеркивает Г.К.Гинс, этот процесс создает господствующие в данной нации или стране тип предпринимателя и формы предпринимательства25.

 

БЛОК  6

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР

 

Основные различия между  предпринимателем и менеджером по их ведущим психологическим качествам легко обозначить с помощью двумерной модели Дж.Ронена26, иллюстрация которой приводится на рис.4. В модели представлен континуум принятия решения в условиях неопределенности. На его нижней точке (экстремуме) находится рабочий, задачи которого характеризуются минимальной неопределенностью. На другом конце — инновационный предприниматель. Вдоль континуума — наиболее изменяющаяся характеристика— поиск новизны (novelty seeking). Другую ось составляет целеустремленность (purposefulness) деятельности предпринимателя. Очень близкие позиции на диаграмме заняли предприниматели и инвенторы. Иногда эти фигуры представлены в одном лице, но чаще инвентор проявляет креативность, упорство и настойчивость в решении какой-то своей новаторской проблемы, а предприниматель— в ее продвижении, в практической реализации открытия; он основывает дело и, таким образом, доводит задумку до конца. Все это требует особой активности и целеустремленности поведения.

Как видно из рис.4, и предпринимателям, и менеджерам свойственна высокая  целеустремленность деятельности, развитый мотив достижения.

"

Рис.4. Двухмерная модель предпринимательства, предложенная Дж.Роненом.

 

Различия между предпринимателями  и менеджерами могут быть интерпретированы следующим образом: менеджеры в большей степени опасаются новизны, потому что их основная цель — сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та предпринимательская активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание кампании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску. На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той, и в другой предпринимательской активности.

Диаграмма становится еще более приближенной к действительности с введением автором такого параметра, как принятие риска (risk taking), который возрастает с увеличением поиска новизны и с увеличением целеустремленности деятельности.

С моделью Ронена согласуется мнение, что предприниматель— это своеобразная антитеза менеджеру, поскольку первый работает в неструктурированном окружении, где быстрые изменения происходят все время. Второй действует в налаженной управленческой иерархии, законы функционирования которой всесторонне описаны в классическом менеджменте.

Согласно литературным данным, наиболее яркие различия в психологических портретах предпринимателя и менеджера касаются лидерства и потребности во власти. Например, Х.Хекхаузен27 считает, что и менеджеры, и предприниматели проявляют выраженные лидерские качества, но менеджер — лидер иерархии, а предприниматель — лидер идей.

По мнению Д.Мак-Клеланда28, предприниматели, создающие фирмы, редко отличаются лидерскими качествами, потому что у них доминирует мотив достижения, который есть "игра одного человека", а для нее не требуется глубокого вовлечения других людей. Такая трактовка созвучна данным тех авторов, которые делают акцент на независимости личности предпринимателя.Так, например, Р.Хисрич выделяет в качестве ведущих мотивов предпринимателя стремление к независимости, свободу действий, творческой работы и создания капитала29. Как видно из табл.3, у менеджера иная мотивация.

 

Таблица 3. Сравнение личностных и поведенческих качеств у традиционных менеджеров, предпринимателей и интрапренеров

 

 

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

ИНТРАПРЕНЕРЫ

ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ

Стремление получить продвижение по службе и иметь другие признаки престижа в корпорации, такие как собственный кабинет, штат, власть

Стремление иметь независимость,    свободу действий,   творчески   работать, создавать   капитал

Стремление к независимости    действий, приобретению     позиций  в   корпорации   и соответствующих вознаграждений

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Ориентируются на   короткие   временные горизонты: недельные,   месячные, квартальные и годовые планы

Ориентация на   5-10-летние периоды        как вехи роста своего бизнеса

Ориентация зависит  от сроков реализации поставленных перед собой задач с учетом сроков работ в корпорации. Обычно занимает среднее положение между "традиционным менеджером" и предпринимателем

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Больше делегирует свои полномочия подчиненным и контролирует исполнение, чем сам напрямую включается в дело

Прямая включенность   в   работу

Больше выполняет работу сам, чем перепоручает ее кому-то

ОТНОШЕНИЕ К РИСКУ

Боязлив

Разумно   идет на риск

Разумно идет на риск

ОТНОШЕНИЕ К СТАТУСУ

Озабочен символами собственного статуса

Нет озабоченности символами статуса

Не озабочен традиционными символами статуса в корпорации, хочет лишь независимости

ОТНОШЕНИЕ К НЕУДАЧАМ И ОШИБКАМ

Стремится всячески избегать ошибок и вообще неожиданностей

Не боится ошибок, исправляет их и преодолевает неудачи

Стремится скрывать от окружения рискованные проекты, пока не готов их доказательно обосновать

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Обычно соглашается с теми, кто выше по положению

Своими решениями реализует свою мечту

Способен убедить других помогать в реализации его мечты

КОМУ СЛУЖИТ

Служит другим

Служит себе и потребителю

Служит себе, потребителю и спонсорам

ХАРАКТЕР СЕМЬИ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫШЕЛ

Старшие члены семьи  работали на крупные организации

Из семьи мелких предпринимателей, представителей свободных профессий или фермеров

То же самое, что и  у предпринимателей

ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ

В основном по нормам иерархических отношений

В основном деловые и договорные отношения

На основе договоренности с иерархической структурой


С позиций инновационного менеджмента предприниматель— преобразующий лидер в отличие от лидера нормативного или административного менеджмента.

Четких границ между  предпринимателями и менеджерами  порой не существует. Две эти фигуры могут быть представлены в одном лице в малом бизнесе. Кроме того есть промежуточная фигура— интрапренер или «внутренний предприниматель» — обладающий тем же комплексом качеств (см. табл. 3), что и предприниматель.

МОДУЛЬ 3

ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, БИРЖИ, НАЛОГИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Деньги — необходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. При эффективном выполнении своих основных функций (мера стоимости и средство обращения, средство накоплений и сбережений и средство платежа) деньги стимулируют экономический и социальный прогресс. Разносторонность денег как фактора детерминации абстрагированных межличностных процессов экономического обмена делает их психологизированным явлением.

Экономическая природа денег очень  тесно связана с психологическими аспектами хозяйствования. Факторы и закономерности отношения к деньгам рассматриваются в Блоке 7.

Еще больше психологизирована сфера  финансов и деятельность бирж, изучению которых посвящен Блок 8.

Финансовая система теснейшим  образом связана с налоговой  системой. В блоке 9 уделяется внимание поведению налогоплательщика и его отношению к налоговой системе — важнейшей форме экономической власти, призванной регулировать социально-экономические процессы, контролировать доходы и перераспределять богатства.

 

БЛОК  7

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ

Цели

В этом блоке будут рассматриваться различные подходы к психологическим проблемам, касающимся денег, факторы и компоненты отношения к ним, что позволит Вам:

*    познакомиться с результатами  макроэкономических исследований психологической стороны денег;

*    изучить вклад различных психологических школ в исследование данной проблемы на микроэкономическом уровне;

*    описать типы акцентуированного  поведения личности относительно использования денег;

*    учесть специфику отношения  к деньгам представителей разных групп населения.

Несмотря на все большую актуальность и прикладную важность, а также "эксклюзивность" этой темы в экономической психологии, психологические аспекты денег до сих пор являются малоразработанными. В зарубежной психологии имеется ряд различных и не связанных между собой исследований восприятия монет и банкнот, отношения людей к деньгам, а также несколько теорий о происхождении убеждений и поведения, касающихся денег. Единой логически последовательной теории или исследования данной проблемы пока нет.

Деньги как объект психологической оценки

Экономические теории в основном исходят  из "безликости", "одинаковости" денег.

Психологи, напротив, считают, что  любые суммы денег, представленные в той или иной форме, являются объектом психологической оценки, и она оказывает сильное влияние на функционирование данной конкретной суммы.

Так, восприятие денег субъективно, и оно влияет на их использование.

Неодинаково расходуются крупные  и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие— с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось. Несоответствие субъективной оценки денег их номиналу проявляется и в разном отношении к новым и старым деньгам в период денежного реформирования. Человек может проиграть в расчете ради обладания новыми деньгами или сделать нерациональную покупку, чтобы избавиться от старых денег, несмотря на одинаковые правовой статус и номинальную ценность монет и купюр старого и нового образца в данный период исторического времени.

Психологическая "окраска" денег  связана с источником происхождения конкретной суммы. Бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. При исследовании возрастной клептомании обнаружилось, что украденные деньги чаще тратятся на неблаговидные дела, чем полученные от родителей деньги. Нечто подобное в своем экономическом поведении могут демонстрировать фирмы и организации и даже правительство.

Отношение к деньгам зависит  и от конкретных целей их использования. На этом эффекте основано так называемое "отмывание" денег, создание различного рода благотворительных фондов и спонсорских программ и отчисления от прибыли сомнительного происхождения.

Различные психологические оттенки  использования имеют и разные денежные формы (наличность, векселя, облигации и т.п.), а также способы наличного и безналичного расчета (чеки, электронные карточки).

Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями. Например, по отношению к подарку, выраженному в денежной форме, проявляются другие ожидания, поскольку деньги девальвируют ценность акта дарения. Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается предосудительным.

Макроэкономические исследования психологического аспекта денег

Можно говорить о макро- и микроэкономическом подходах к проблемам психологического исследования денег. В отличие от экономистов, скорее заинтересованных в обобщении данных о деньгах на макроуровне (страны, регионы), психологи в большей степени интересуются индивидуальными и групповыми различиями в отношении к деньгам. Тем не менее известны примеры выполненных психологами макроэкономических исследований. Так, в исследовании Р.Линна было обнаружено на примере сорока трех стран, что степень ценности денег для жителей страны тесно связана с показателями ее экономического роста, т. е. важность денег в жизни людей стимулирует их экономическую активность и экономический прогресс страны30. Было обнаружено также, что когда деньги в достатке, люди начинают воспринимать их как меньшую ценность.

В другом исследовании, выполненном Дж.Хичкоком и двумя Р.Манро сравнивался средний доход на душу населения в 84-х странах и средний размер денежных знаков в стране31. Статистически надежный результат корреляционного анализа состоял в том, что в странах с наименьшим доходом купюры и монеты были большего размера, в чем, видимо, проявлялся компенсаторный механизм на уровне страны, направленный на преодоление комплекса неполноценности.( Комплекс неполноценности — переживание собственной недостаточности, которое, будучи неприятным, вытесняется в бессознательное и компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов — реальных и мнимых). Содержательный признак — отсутствие богатства — компенсировался формальным признаком (мнимым успехом) — величиной купюры.

Макроэкономическая дискредитация денег, порождаемая политико-экономическими ошибками и ситуацией кризиса отечественного рынка в канун перехода во второе тысячелетие — феномен, требующий экономико-психологического анализа и пример отрицательного опыта для мировой экономики.

Затянувшаяся проблема российского  рынка— разорванность функционирования денежного и товарного элементов классического "Товар — Деньги — Товар" и "Деньги — Товар — Деньги" обращения. Промышленность жила без денег из-за непосильной ставки кредитования, а банки не имели обратной информации о том, сколько надо денег экономике без оптимального кредитования. Дефицит денег и доминирующий бартер, взаимозачеты в отечественной промышленности стали одним из источников криминальной экономики, разрушающей, в свою очередь, нормальное функционирование налоговой системы. Таким образом, парадоксальные симптомы нерегулируемого, корумпированного и однобоко-посреднического рынка — необеспеченность денег товаром (отечественным товаром вследствии коллапса своей промышленности) и дефицит денег (отечественный товар продвигался в русле взаимозачетов).

Информация о работе Курс экономической психологии