Курс экономической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:25, курс лекций

Описание работы

Экономическая психология — это психология субъекта хозяйственных отношений. Хозяйственные отношения, опирающиеся на производительные силы и производственные отношения общества и охватывающие сферу труда и управления, предпринимательства, товарно-денежного обмена, распределения и потребления, представляют собой субъективированную форму этих отношений и прав собственности. Закономерности психического отражения хозяйственных отношений составляют предмет экономической психологии.
Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях — микро, мезо и макроэкономическом.
Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы, широко применяются логико-теоретический анализ, метод моделирования.
Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент.

Содержание

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 4
КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 4
АФФЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 9
МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ 11
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР 20
ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, БИРЖИ, НАЛОГИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 21
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ 22
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИРЖ 26
ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 31
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

konspekt_ спихология.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

У более настойчивых выражена поисковая активность в поведении потребителя, последовательность и избегание влияния ситуативных авторитетов. Самостоятельность также высокозначимо связана с активностью в поиске информации о товаре и оценке его свойств.

Что касается таких качеств, как решительность и самообладание, то они оказались связаны с риском, стремлением к новизне, с отсутствием боязни покупать новые неапробированные товары.

Самообладание высокозначимо связано  с приоритетностью полезности товара (может быть, человеку с высоким самообладанием легче отследить эту полезность). Кроме того, чем выше самообладание, тем больше риска в покупках.

Влияние социальных (коммуникативных) мотивов также сказывается на потребительском поведении. Так, люди с более высоким уровнем эм-патии (сопереживания, соучастия, мотива и умения поставить себя на место другого) больше тревожатся по поводу правильности выбора товара. Это связано с тем, что в ситуации покупки эмпатичные в большей степени подвержены влиянию эмоционального контекста общения. Рациональная же оценка товара часто происходит уже после совершения ими покупки.

Люди с ярко выраженной аффилиативной потребностью (стремлением к установлению эмоциональных контактов), т.е. те, кто постоянно нуждаются в присоединении, одобрении, поддержке, в большей степени при выборе товара опираются на информацию, полученную из рекламы. Чем больше выражена потребность в присоединении, тем чаще при покупке человек прислушивается к мнениям других людей, меньше уделяет внимания объективным качествам товара, поскольку в ситуации покупки для него важны добрые отношения с партнером по общению— продавцом.

Чувствительность к  отвержению другими так же, как и эмпатия, отрицательно связана с тщательностью изучения характеристик товара. Человек, который в большей степени переживает осуждение другими, будет скорее испытывать чувство вины, проявляя дотошность, тщательность упорство и недоверие. Чем дольше и внимательнее такой человек в магазине изучает характеристики товара, тем сильнее у него отрицательные эмоции, связанные с боязнью, что о нем плохо подумают. Факт преувеличения социального контекста покупки более чувствительными к отвержению людьми проявляется и в свойственном им беспокойстве о правильности выбора товара. Таким образом, вовлеченные в общение по поводу покупки чаще делают нерациональный выбор.

1Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова. Л., 1979. С.10.

2 Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика// Психологич. журн. 1989.№1.С.26.

3 Нейман   Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение/ Пер. с англ. М., 1970.

4 Н е и м а н   Дж., Моргенштерн О. Указ.соч.

5 См.: Теория потребительского поведения и спроса/ Под ред. В.М.Гальперина. СПб., 1993; Теория фирмы / Под ред. В.М.Гальперина. СПб., 1995; Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1996. № 10.

6 См.: Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности: Обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6.

7 См.: Малахов С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие. М., 1992.

8 Antonides.  Psychology  in  Economics  and Business.  Dordrecht,  Boston, London. 1991.

9 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

10 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М, 1994. С. 29.

11 "Абраамова     Е.М.,   Овчарова    Л.Н.   Сбережения   населения:   перспективы частного ивестирования// Социологические исследования. 1998. № 3

12 Маршалл А. Принципы экономической науки: В 2 т. М., 1993.

13 Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998. С. 181

14 М a s 1 о w A.H.Motivation and Personality. New York, 1954.

15 Antonides G. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London, 1991.

16 Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990

17 Мельников С.И. Активизация экономических интересов через обновление собственности: Автореф. канд. дис. Л.,1990.

18 Shumpeter J.A. The Theory of Economic Development. An Inquiry into Profits.Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle. Cambridge, 1934.

19 К i r z n e r L.M. Competition and Entrepreneurship. Chicago, 1973

20 Р о щ и н   С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология // Психо-логич. журн. 1995 . № 1.

21 Г и н с Г.К. Предприниматель. М, 1992. С. 14.

22 В е р х а н П.Х. Предприниматель. Минск, 1992.

23 Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship // Handbook of Economic Psychology / Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Warneryd. DodrechtjBoston; London, 1988.

24 Дейнека О.С. Психологический портрет молодого российского предпринимателя // Актуальные проблемы психологической теории и практики / Под ред. А.А.Крылова. СПб., 1995.

25 Г и н с К.Г. Предприниматель. М., 1992.

26 Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship // Handbook of Economic sychology / Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Wameryd. Dodrecht. 1988.

27 Хекхаузен   X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. I

28 См.: Warneryd K.-E. The Psychlogy of Innovative Entrepreneurship// Handbook of Economic sychology /Ed. by W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E. Warneryd. Dodrecht, 1988.

29 См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997 (Гл. 6. Этика и психология правоотношений в сфере предпринимательской деятельности).

30 Lynn R. The Secret of Miracle Economy: Different national attitudes to competitiveness and money. London, 1991

31 Hitchcock J., Munroe R., Munroe R. Coins and countries: the value-sized hypothesis // Journal of Social Psychology. 1976. Vol. 100.

32 Маневич  В. О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики. 1993. №3.

33 См.: Lewis  A., Webley   P., Furnham   A. The new economic mind: the social psychology of economic behavior. New York, 1995.

34 Furnham   A. Many sides of the coin: the psychology of money usage // Personality and Individual Differences. 1984. Vol. 5.

35 Handbookof Economic Psychology /Ed. by W.F. van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E. Warneryd. Dodrecht; Boston; London, 1988

36 Deineka  O.S. Attitudes to money and entrepreneurship// Psychology in a changing Europe.The first East-West Conf. in General Psychology/ Ed. by N.Foreman. Leicester., 1996.

37 М a i t a 1   Sh. Mind, market and money: psychological foundation of economic behavior. New York, 1982. P. 214.

38 К a t о n a  G. Psychological Economics. New York, 1975.

39 См.: Maital    Sh. Mind, market and money: psychological  foundation of economic behavior. New York, 1982.

40 Малахов  С.В. Основы экономической психологии: Учебное пособие. М, 1992

41. М a i t a I Sh. Mind, market and money: psychological foundation of economic behavior. New York, 1982.

42 'Antonides G. Psychology in Economics and Business. Dordrecht, Boston, London, 1991

43 3адорожнюк   ИЕ,Зозулюк АВ Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации//Психол журн 1994 №2

44 См.: Жандезон  Ж., ЛансестрА. Методы продажи / Пер. с франц. М, 1993.

45 Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.МГальперина; пер. с англ. СПб., 1993.

46 Малахов С.В. "Экономический человек" и рациональность экономической деятельности обзор зарубежных исследований // Психологич. журн. 1990. Т. 11. № 6.

47 F r i d m a n M. Behavioural consumer choice models //Handbook of Economic psycology /Ed. W.Fred van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E.Warneryd, Dodrecht; Boston ;London, 1988

48 См.: там же.

49 См.: там же.

50 См. там же.

51 См   там же

52 См   там же

53 Д е й н е к а О.С., Бушуйкина О.Ю. Личностные корреляты характеристик выбора в экономическом и политическом поведении // Психология: итоги и перспективы / Под ред.А.А.Крылова. СПб., 1996


Информация о работе Курс экономической психологии