Курс экономической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 04:25, курс лекций

Описание работы

Экономическая психология — это психология субъекта хозяйственных отношений. Хозяйственные отношения, опирающиеся на производительные силы и производственные отношения общества и охватывающие сферу труда и управления, предпринимательства, товарно-денежного обмена, распределения и потребления, представляют собой субъективированную форму этих отношений и прав собственности. Закономерности психического отражения хозяйственных отношений составляют предмет экономической психологии.
Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях — микро, мезо и макроэкономическом.
Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические методы, широко применяются логико-теоретический анализ, метод моделирования.
Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент.

Содержание

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 4
КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 4
АФФЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ 9
МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ 11
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 16
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР 20
ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, БИРЖИ, НАЛОГИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 21
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ 22
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИНАНСЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИРЖ 26
ПСИХОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 31
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ 31

Работа содержит 1 файл

konspekt_ спихология.doc

— 465.00 Кб (Скачать)

Не отвергая полимотивированность трудовой деятельности, упоминая также чувство наслаждения самим процессом хорошего выполнения работы, готовность принести себя в жертву ради семьи, соседей и своей страны, тщеславие и беспечность, тягу к добродетельному образу жизни ради собственных достоинств последнего, А. Маршалл настаивает на важнейшей роли мотива материального вознаграждения за труд.

Одна из современных  классификаций мотивов труда13 включает три вида побуждений заниматься трудом:

- побуждения общественного  порядка (осознание необходимости  приносить пользу обществу, оказывать  помощь другим, нежелание прослыть тунеядцем);

- получение материальных  благ для удовлетворения материальных  и духовных потребностей;

-удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

Описывая мотивацию  потребителя, А.Маршалл выделял три  основных потребности: стремление к разнообразию, стремление привлечь к себе внимание и жажда признания как такового. Более поодробной, признанной психологами и широко применяемой на практике является классификация потребностей Абрахама Маслоу14 (см. Блок 15).

Неэффективность "экономического эгоизма"

Мотивы экономического эгоизма и альтруизма представляют особый интерес для теории и практики управления социально-экономической стороной жизни. А.Смит ориентировал хозяйствующих субъектов на "эгоизм другого". Всегда ли выгоднее быть эгоистом?

Для иллюстрации неэффективности  экономического эгоизма прежде всего  обращаются к классической схеме, взятой из теории игр. Она называется "дилемма узника". Рассмотрим схему для двух участников. Два заключенных подозреваются в участии в некотором преступлении, в совершении которого они не признаются. Судебный исполнитель разговаривает с ними по отдельности. Если они оба сознаются, то получат по 3 года тюрьмы. Если никто из них не признается, они попадут в тюрьму на 1 год. Но если один из них признается, а другой утаит свою вину, то первый выйдет на свободу, а второй окажется в тюрьме сроком на десять лет. Взаимодействие между узниками запрещается. Каждый узник поймет, что признание ведет к менее суровому наказанию независимо от поведения другого участника. Если они оба будут так думать, то в итоге и тот, и другой признаются, что и ожидают служители закона.

Таблица 1. Матрица исходов дилеммы узника

   

Узник I

 
   

не призн.

призн.

Узник II

не призн.

-1,-1

-10,0

 

призн.

0, -10

-3, -3


Очевидно, что вариант  кооперации приносит не максимальный выигрыш, но если каждый из преступников действует как "экономический человек", страдают оба.

На основе дилеммы  узника разработаны матрицы принятия экономических решений относительно поведения другой действующей стороны — конкурентов, партнеров и т.д. Например, выход на рынок с новым продуктом предполагает учет возможных действий конкурентов. Прибыль будет больше, если конкурирующая сторона не выйдет на рынок одновременно с Вашей фирмой с аналогичным продуктом, так как переполненный рынок приведет к потерям.

Применительно к проблемам  оплаты в общественном транспорте, поддержания чистоты, экономии ресурсов и экологии дилемму узника чаще называют дилеммой дорожного зайца. Право выбора вносить свой вклад или нет в структуры общественного пользования, разделять или нет издержки, например, за общественный транспорт, остается за пользователем. Он выиграет, если кто-то другой оплатит за него, но проиграет не только, если он заплатит за кого-то, но и прежде всего тогда, когда никто не станет платить. В данном случае противостоят индивидуальный рационализм и общественное здравомыслие.

Дилемма узника или транспортного  зайца может быть рассмотрена  для ситуации нескольких участников. Остановимся на следующем примере.

Жильцы многоквартирного дома хотят укрепить главную дверь  с целью безопасности. На собрании обсуждаются детали. Предположим, подъезд включает 20 квартир, а система безопасности стоит 120 долл. Если все жильцы скооперируются, то на каждую квартиру придется по 6 долл. Выгода для каждого жильца составит 120 долл., это по крайней мере 114 долл. чистого дохода (см. табл. 2). Если никто из жильцов не скооперируется, то они упустят возможность получения выгоды от совместной деятельности.

Таблица 2. Исходы пожертвований на фиксированные общественные нужды

Количество вкладчиков

Размер взноса на человека (в долл.)

Чистая прибыль на человека (в долл.)

20

6,00

114,00

19

6,32

113,68

15

8,00

112,00

'10

12,00

108,00

5

24,00

96,00

1

120,00

0,00

0

0,00

0,00


Альтруизм и кооперативное  поведение

С точки зрения экономической  психологии, альтруизм выражается в  поведении-помощи, в подарках, благотворительных пожертвованиях, поведении в условиях социальных дилемм и переговоров. От альтруистических мотивов зависят предпочтения в области распределения денег (или прибыли).

Существуют различные  попытки объяснения альтруистического поведения. Можно рассматривать альтруизм как вариант эгоизма. Для человека актуально одновременно большое количество целей ("выгод"), и иррациональность в отношении одной оборачивается рациональностью в отношении другой. Альтруистическое поведение (отсутствие видимой выгоды какого-либо типа) означает только нацеленность на другие ценности, в достижении которых поведение рационально, т.е. учитывает баланс "затраты — результат".

В экономической деятельности широко проявляется и чисто альтруистическое поведение. Оно, во-первых, функционально зависит от величины дохода субъекта. От того, у кого есть материальная возможность быть более щедрым, следует скорее ожидать пожертвований, благотворительности.

Во-вторых, индивидуально-психологические  особенности этической мотивации являются важным фактором поведения. Попытка измерения степени альтруизма на основе того, как человек разделит зарплату между собой и другими или как оценит себя и других по вкладу в деятельность, дала возможность выделить следующие типы15:

• кооперативный тип представили испытуемые, отдавшие предпочтение равной зарплате для себя и других;

• состязательный тип характеризовался предпочтением разных зарплат в свою пользу;

• индивидуалистический тип дистанцировался от пожеланий по поводу зарплат остальных.

Оказалось, что студенты гуманитарной сферы демонстрируют  более альтруистическое поведение, а изучающих бизнес больше волнует собственная выгода.

Поскольку выгода для  других людей часто связана с  выгодой отдельно взятого человека, человек придает какое-то значение тому, какими окажутся результаты дела для других. Чтобы передать эту идею в простой форме, результат дела для себя обозначили как Р и результат дела для другого как О. Альтруистическая мотивация по отношению к другому передается значением а, придаваемым О и изменяется от -1 до +1. Стремление отдельно взятого человека к общему результату обозначается как Р+аО. Если допустить, что Р тоже варьирует, и эти изменения передаются значением в, которое тоже изменяется от -1 до +1, то станет понятна приведенная на рис 3. классификация форм соотношения результата для себя и результата для другого.

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ ДРУГОГО

Рис 3. Классификация предпочтений относительно результата для себя и  результата для другого.

 

Зрелость экономического сознания предполагает доминирование сотрудничества среди многочисленных форм проявления соотношения "выгода для себя — выгода для других". Сотрудничество (выгодно обоим партнерам) эффективнее, созидательнее, чем состязательность (выгодно себе в ущерб другому), индивидуализм (выгодно только себе), альтруизм (выгодно только другому) и тем более мученичество (выгодно другому в ущерб себе), мазохизм (только ущерб себе), садизм (ущерб другому) и садомазохизм (ущерб себе и другому). Во многих экономических ситуациях требуется скорее совместное, кооперативное поведение, нежели действия, направленные на немедленную личную выгоду. Даже в условиях активной конкуренции договор чаще выгоднее, чем борьба. В области экономики максимизация КПД достигается путем включения результатов дела для других в собственные интересы, а экономический эгоизм в конечном итоге оказывается неэффективным.

Волевые компонеты экономического поведения

К волевым компонентам  экономического сознания и поведения  относятся экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок, деятельность.

Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм (стандартов поведения, регламентирующих отношения людей, "правил игры"). Однако в этом возникла необходимость, потому что они могут и стимулировать, и тормозить активное экономическое поведение, предприимчивость.

Одна из особенностей экономических норм заключается  в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наделяются соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением16.

Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регу-ляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность как определенную форму власти экономических благ над человеком, то экономический интерес — это форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности17. Еще Адам Смит подчеркивал разницу трудовой активности на своем и на ничьем поле.

Поскольку изменения  в экономике на макроуровне происходят посредством политической воли, ее изучение представляет важнейшую проблему на стыке с политической психологией.

 

 

МОДУЛЬ 2

ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рост предпринимательской активности обычно характеризует оздоровление экономики и в особенности ее главного творческого начала — хозяйствующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпринимательства в народно-хозяйственном и общественно-политическом контексте — одна из актуальных задач экономической психологии.

В соответствии с законодательством  предпринимательство определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода.

В Блоке 4 изучаются анализируются  объективные психологические предпосылки  развития предпринимательства.

В Блоке 5 изучаются субъективные факторы  развития предпринимательства, а именно способствующие предпринимательской активности качества личности.

В Блоке 6 проводится сравнительный  анализ психологических портретов предпринимателя и менеджера.

 

БЛОК 4

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Цели

В этом блоке изучаются психологические  условия развития предпринимательства. Работа с блоком позволит:

*    описать объективные  и субъективные предпосылки развития  предприн им ательства;

*    рассмотреть проблемы  этики и идеологии предпринимательства;

*    применить концепцию  Шмельдерса при объяснении отношения к предпринимателю, а также в контексте управления фирмой;

*    сравнить "образ" и  "автопортрет" предпринимателя.

Наиболее цельная концепция  предпринимательства принадлежит  австрийскому экономисту Й.Шумпетеру18. Деятельность предпринимателя, по Й.Шумпетеру, заключается в осуществлении новых комбинаций, основными видами которых являются: изготовление новых неизвестных потребителям благ; открытие новых способов производства и коммерческое использование уже существующих благ; освоение новых рынков сбыта и новых источников сырья; изменение структуры отрасли, например, создание своей или подрыв чужой отраслевой монополии.

Если Й.Шумпетер описывает деятельность предпринимателя с позиций "предложения", то представитель новой австрийской школы экономики И.Кирцнер делает это, отталкиваясь от "спроса": предприниматель, обладающий повышенной чуткостью к возможностям извлечения прибыли, заранее предвосхищает различные рыночные несовершенства (наличие неудовлетворенных потребностей), которые позволяют ему заработать на спекулятивных сделках19. Оба подхода дополняют друг друга, указывая на роль предпринимателя в обществе и специфику его деятельности.

Психологические предпосылки  предпринимательства

К условиям, способствующим развитию предпринимательства, относятся как объективные возможности в обществе для предпринимательской деятельности, так и субъективные предпосылки в психологии людей.

Информация о работе Курс экономической психологии