Кризис в подростковом периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Цель моей работы – раскрыть некоторые общие закономерности протекания кризиса подросткового возраста, т.к.:
Эти кризисы важно вовремя выявить, правильно квалифицировать, и в случае необходимости прибегнуть к помощи специалистов.
Особенно бывает трудно отграничить кризисы, протекающие в рамках нормального возрастного развития, от являющихся проявлением психопатологического процесса.
Кризисы периода взросления – распространенное явление, но часто их воспринимают неверно (недооценивают или, напротив, считают очень опасными).

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Характеристика подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Понятие подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Классические исследования подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Пути протекания подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Половое созревание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
5. Формирование личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Формы подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения
подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

кризис в подростковом периоде1.doc

— 187.50 Кб (Скачать)
 
 

 

    Заключение 

   Итак, рассмотрев кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, можно условно выделить три фазы протекания:

    1. Негативную, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов;
    2. Кульминационную точку кризиса;
    3. Посткритическую фазу, т.е. период формирования новых отношений и т.д.

   Такой подход находит свое подтверждение: переход к подростковому возрасту, характеризуется возникновением различных  форм отстаивания собственной самостоятельности, независимости. Чаще всего это проявляется  в негативизме, упрямстве, открытом непослушании, конфликтов со взрослыми, стремлением всегда настоять на своем, т.е. повышенная конфликтность и демонстративное противопоставление себя не столько взрослым, сколько образу послушного ребенка, который часто культивируется этими взрослыми. У трудных подростков это противопоставление ярко выражено и может вылиться в такие формы поведения как асоциальность и делинквентность.

   Процесс воспитания должен строиться прежде всего с учетом индивидуально-психологических  свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий, которые могут способствовать возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому невозможно дать рецепт на каждый трудный случай практики, однако  можно сформировать некоторые общие принципы:

    1. Опора на положительные качества подростка;
    2. Формирование будущих жизненных устремлений подростка;
    3. Включение в коллективную деятельность;
    4. Реализация потребности в самоутверждении;
    5. Развитие полезных навыков, интересов;
    6. Доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростками.

   Решающее  значение для практики имеют социально-психолого-педагогические программы, направленные на оздоровление семейного, школьного, общественного  воспитания, гуманизацию систему  отношений подростков.

   Кризис  подросткового возраста протекает  значительно легче , если уже в  этом возрасте у школьника возникают  относительно постоянные личностные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения.

   Любые осознанные и устойчивые мотивы, требующие  целевой организации поведения (например, мотивы общественно-трудовой деятельности) изменяют весь внутренний облик подростка. Они становятся доминирующими в структуре его мотивационной сферы и таким образом подчиняют себе все другие его потребности и стремления. Это ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса подросткового возраста, и делает подростка внутренне более гармоничным.

   Переходный  критический период завершается  возникновением особого личностного  новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта, оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется новой, общественно значимой позицией.

   Подлинное же самоопределение, т.е. самоопределение как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, возникает значительно позже и является завершающим последний этап онтогенетического развития личности ребенка.

 

       Литература

  1. Беличева С. А. Основы превинтивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступит. статья Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  3. Выготкий Л. С. Педология подростка. – М., 1929-1931.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. М., 1983.
  5. Гаврилова Т. П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование. – 1997.- №1.
  6. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением// Вопросы психологии. – 1990.- №4.
  7. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие)/ Пер. с фр. – М.: Педагогика, 1991.
  8. Козлов В. В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – Ярославль, 1990.
  9. Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  11. Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис., 1997.
  12. Кудрявцев И. А., Морозова Г. Б. и др. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков// Психологический журнал. – 1996.- Т.17, №5

Информация о работе Кризис в подростковом периоде