Кризис в подростковом периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Цель моей работы – раскрыть некоторые общие закономерности протекания кризиса подросткового возраста, т.к.:
Эти кризисы важно вовремя выявить, правильно квалифицировать, и в случае необходимости прибегнуть к помощи специалистов.
Особенно бывает трудно отграничить кризисы, протекающие в рамках нормального возрастного развития, от являющихся проявлением психопатологического процесса.
Кризисы периода взросления – распространенное явление, но часто их воспринимают неверно (недооценивают или, напротив, считают очень опасными).

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Характеристика подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Понятие подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Классические исследования подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Пути протекания подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Половое созревание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
5. Формирование личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Формы подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения
подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

кризис в подростковом периоде1.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

   В работе Бюлер сделана попытка  рассмотреть лубертатный возраст  в единстве органического созревания и психического развития.

   Э. Штерн рассматривал подростковый возраст, как один из этапов формирования личности. По Штерну, переходный возраст, характеризует  не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Э. Штерн описывает его как промежуточный этап между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - «серьезная игра». О ней можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответствует объективно-серьезное содержание деятельности (например, кокетство, флирт, мечтательное поклонение). Серьезная игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учиться  «умерять свои цели, закалить свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться».

   Классические  исследования подросткового возраста касаются развития личности в период первой трети 20 века, когда детская  психология формировалась, как самостоятельная наука, оставаясь под влиянием биологизаторских идей. Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали прежде всего с процессом полового созревания.

   Во  второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

   Согласно  концепции Ж. Плаже, в этом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни, Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимым от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

   Л. С. Выготский, подробно рассматривая проблему интересов в переходном возрасте, назвал ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал  Выготский, имеет место период разрушения отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.

   В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как и всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. Это появляется в следующих симптомах:

    1. трудности в отношениях со взрослыми;
    2. детские компании (поиски того, кто может тебя понять);
    3. ребенок начинает вести дневник;

   Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе, как не «о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым. Это стремление вызывает сопротивление со стороны действительности.

   Л. И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем  психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения  и стремление занять более самостоятельную  «взрослую» позицию в жизни. Однако для этого нет еще возможностей.

   Многими авторами подчеркивается возможность  и желательность бескризисного  протекания подросткового периода. Если же кризис возникает, то часто  он рассматривается как результат  неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам. Следует отметить, что нередко, как это было в отечественной психологии и педагогике, провозглашение бескризисности подросткового периода имело и имеет ярко выраженный идеологический оттенок. Причины кризиса объясняются также тем, что личность не может справиться с возникающими на новом возрастном этапе проблемами. Завоевала популярность и теория «локального взросления» (Коулман), отмечающая наличие ряда зон развития в подростковом возрасте - пубертатного созревания, когнитивного развития, личностные, социальные изменения, которые различаются во времени достижения максимума своего развития, но свойственны значительно большому периоду, что, по мнению автора, является более адекватной моделью развития, чем представления о кризисах, подразумевающее качественные сдвиги, резкие изменения, затрагивающие практически одновременно все линии развития. Весомым аргументом в пользу «бескризисных теорий» является то, что данные исследований часто свидетельствуют об относительно спокойном переживании подростками этого периода. Исследование Доуван и Адельсона (США, 1966); исследования Раттера и его сотрудников (Англия,1976); лонгитюдное исследование, проведенное Д. Оффером и Дж.Д. Оффер (1975) и его другие исследования показали, что подростковому возрасту не обязательно свойственны психологические потрясения и конфликты, хотя все подростки испытывали некоторое напряжение в следствие специфических для этого возраста трудностей, кризис наблюдался в исключительных случаях. Большинство подростков успешно решают различные задачи развития, являющиеся вехами отрочества. Наличие большого количества подростков с легкими нарушениями подкрепило тезис о нормативном характере подросткового кризиса.

   Л. С. Выготский, рассуждая о кризисном  характере подросткового возраста, говорил: «ведущийся спор о сущности переходного периода возраста - представляет ли он собой трагически развертывающийся кризис или лежащий в основе созревания положительный и многообразный синтез - порожденный отчасти неправильной статической поставкой вопроса, пытающийся охватить единой формулой переходной период, как готовую и законченную вещь с твердыми установившимися и определившимися свойствами. В движении, в динамике, в развитии переходного возраста находят реальное жизненное совмещение обе полярные точки...

   Процесс созревания складывается из кризиса  и из синтеза, представляющих различные  моменты одной и той же волны  развития».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Пути протекания  подросткового кризиса 

   Симптомы  первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшиеся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Этот тип кризиса широко описан в литературе и часто носит название  «кризис независимости». Ревность к собственности у подростков выражается в требовании не трогать у него ничего на столе, не входить в его комнату, а главное – «Не лезть ему в душу». Остро ощущается переживание внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

   Второй  путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших  или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Описание подобного протекания возрастного кризиса в литературе встречается лишь 1 раз – в работе Б.Л. Ланды, посвященный кризису 3-х лет – «кризис зависимости». Применительно к подростковому возрасту этот вариант не описан. Вместе с тем наблюдения и клиническая работа с подростками (около 450 случаев) свидетельствуют, что он встречается в 10-12% случаев (А.М. Прихожан).

   Если  «кризис независимости» - это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых правил, норм, то «кризис зависимости» - возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая  гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я -  ребенок, и хочу оставаться им».

   На  то, что у подростка, переживающего  кризис, эти две тенденции существуют, указывают и экспериментальные  данные, полученные А.М. Прихожаном по модифицированной методике Б. Заззо  «Выбор золотого возраста». Суть модификации состояла в приведении методики к форме школьной оценки – использование вертикальной шкалы («линии жизни») и точки, характеризующей представление ребенка о том, какое место занимают а этой линии дети его возраста. Согласно критерием, предложенным Б. Заззо, самым продуктивным является выбор в качестве «золотого», наиболее желаемого возраста – собственный возраст. В данном исследовании такой выбор сделали около 17% испытуемых. Подростки 12-14 лет в качестве наиболее благоприятного возраста чаще всего выбирали  «несколько старше» - на 2-3 года (24%). Около 9% проявили желание быть намного старше. Примерно 13% подростков демонстрировали желание «быть маленькими» и даже «очень маленькими». И, наконец, 37% подростков сделали двойственный выбор, указывая, что они хотели бы быть или старше (как, правило, намного) либо младше, но только «не такими, как сейчас». Именно последние характеризовались наиболее яркими проявлениями, типичными для подросткового кризиса.

   Именно  сила этих одновременно существующих и противоположных тенденций  обуславливает напряженность кризиса, а победа одной из них характеризует его разрешение и во многом предопределяет дальнейшее развитие личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Половое созревание 

   Подростковый  возраст связан с перестройкой организма  ребенка – половым созреванием.

   Половое созревание – процесс, в результате которого человек достигает наибольшей степени выражения своей принадлежности к мужскому или женскому полу во всем богатстве содержания понятия «пол человека», т.е. не только в биологическом, но также и в социальном плане.

   Половое созревание зависит от эндокринных  изменений в организме. Его функциональными  специфическими признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

   Начинается  половое созревание с повышения  активности центральной нервной  системы, вслед за этим повышается активность эндокринных желез. Возрастающее количество гормонов и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания. Увеличивается рост и вес ребенка – это называется пубертатным скачком, причем у девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается двумя годами раньше, чем у мальчиков. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

   Новые телесные ощущения (в том числе  свидетельствующие о половом  созревании) нередко воспринимаются подростками как сенсация, причем далеко не всегда самосознание ребенка адекватно справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своем физическом «Я».

   Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими; переживают. Что они слишком худы или толсты, стыдятся угрей (частого спутника полового созревания), боятся, что их развитие идет «как-то не так», что они не соответствуют норме или известным им (но не всегда верным) стандартам и т.д. Это может проявляться в поведении в самых неожиданных формах: так, чтобы сделать молочные железы менее заметными, девочки туго бинтуют грудь; начинают сутулиться; тщательно скрывают факт менструации, манерой, одеждой стремятся к «среднеполовому» стилю. В крайних случаях недовольство своей внешностью у девочек принимает утрированные не вполне нормальные формы, например, может привести к так называемой нервной анорексии – отказу от еды вследствие кажущейся собственной «полноты». Однако чаще наблюдаются неврозы, неврозоподобные состояния, угнетенность.

   Мальчики  нередко считают, что в физическом отношении они невыгодно отличаются от своих сверстников, становятся робкими, замкнутыми, часто разглядывают себя в зеркале. выдавливают угри. Многие подростки в этот период пренебрегают навыками опрятности, нарочно небрежны и неряшливы в одежде. Возможны и иные, но также не благоприятные формы протеста против собственного «Я».

   В связи с быстрым развитием  для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А также перепады вызывают смену физического состояния и, соответственно, настроения подростка: то он с энтузиазмом и азартом берется за физическую или умственную задачу, то вдруг чувствует слабость, упадок сил, головокружение.

   Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием, вообще бывает нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», или чувство идентичности, что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них, в частности, связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

   В результате в этом возрасте встречается  самое большое количество так  называемых «трудных детей». Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Кризис в подростковом периоде