Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, реферат
Цель моей работы – раскрыть некоторые общие закономерности протекания кризиса подросткового возраста, т.к.:
Эти кризисы важно вовремя выявить, правильно квалифицировать, и в случае необходимости прибегнуть к помощи специалистов.
Особенно бывает трудно отграничить кризисы, протекающие в рамках нормального возрастного развития, от являющихся проявлением психопатологического процесса.
Кризисы периода взросления – распространенное явление, но часто их воспринимают неверно (недооценивают или, напротив, считают очень опасными).
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Характеристика подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Понятие подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Классические исследования подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Пути протекания подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Половое созревание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
5. Формирование личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Формы подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения
подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождается, то взлетом самоуверенности, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Такого рода неуверенность в себе часто приводит подростков к ложным формам самоутверждения - бравированию, развязанности, нарушению дисциплины исключительно с целью показать свою независимость.
Часто самооценка оказывается у подростка внутренне противоречивой; сознательно он воспринимает себя как личность значительную, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании, подавленности, плохом настроении, упадке активности и пр. Причину этих состояний подросток сам не понимает, но они находят свое выражение в его обидчивости («ранимости»), грубости, частых конфликтов с окружающими взрослыми.
Жизнь
подростка сопряжена с
Мечта, являющаяся типичным спутником подросткового возраста, представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощение в их повседневной жизни.
Исследователи, изучавшие сложный период подростковой жизни, выделили в воображении подростка два новых построения, затрагивающих его личностный и социальный миры.
Первый из них связан с проработкой нового представления подростка о себе - «Я - воображаемый». Он строится на трех островоспринимаемых ощущениях подростка - своей уникальности («Я - ни на кого не похож , потому что другие просто не понимают меня; никто не думает , не чувствует, как я»), своей неуязвимости («Со мной ни чего подобного не случится; я не разрушимый»), своего всемогущества («Я могу контролировать любую свою ситуацию, я совсем смогу справиться»).
Второе новшество воображаемого мира подростка - это его «обращенность к воображаемым зрителям». Подростки ориентированы на социальную оценку. Они воспринимают себя как актер на сцене. Подросток постоянно живет с чувством, что все на него смотрят; он больше всего боится негативной оценки себя окружающими. Потому он непрерывно борется за совершенство (как он его понимает) своего внешнего вида и поведения. Подросток навязчиво проигрывает в воображении, что он нем думают другие, пытаясь предвосхитить их реакции на себя - на черты своей личности, интересы, на его внешний вид, прическу, стиль и т.д. он боится быть белой вороной - и такими, как все.
Характер в подростковом возрасте проявляется довольно многообразно. У подростка могут быть выражены благожелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, требовательность и попустительство, принципиальность и беспринципность, коллективизм и индивидуализм, ответственность и безответственность, скромность и самомнение и т.д.
Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами - усложнением взаимоотношений с окружающими и биологическими сдвигами, лежащими в основе полового созревания.
Некоторые типы акцентуации характера у подростков, выделенные А. Е. Личко:
Встречаются также подростки, характер которых отличается замкнутостью, недоверчивостью, эмоциональной холодностью. Они с трудом находят общий контакт со сверстниками и тяжело переживают свою изолированность.
Кризис - не болезнь, но он может повлечь за собой возникновение экстремальной ситуации (например, суицидальные попытки) или развитие психических заболеваний. Ведь в подростковом возрасте перед личностью встает множество проблем, и молодой человек не всегда оказывается в состоянии выработать соответствующие новой ситуации механизмы преодоления трудностей.
Термин «кризис периода взросления» обозначает большое число очень различных субъективно переживаемых трудностей и различных видов отклоняющегося поведения. Как синоним термина «кризис периода взросления» используется понятие «варианты нормальных переживаний и форм поведения в период взросления», т.е. это варианты протекания развития. Характерными являются переживания кризисов самооценки физической привлекательности и способностей, чувства вины, собственной неполноценности. Глубокий кризис - общий знаменатель этих переживаний и поведенческих отклонений. В остром периоде оценить возможный исход такого кризиса и прогноз его развития невозможно. Можно выделить следующие формы подросткового кризиса:
Делинквентность, асоциальность.
Кризис идентичности и авторитетов.
Переживание отчуждения.
Нарциссические кризисы.
Нарушение
оценки своего физического
Нарушение полового развития.
Суицидальные
попытки.
Асоциальность - наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Под делинкветным поведением подразумевается цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т.е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений. Наиболее распространенные правонарушения - кражи, нанесение ущерба чужому имуществу, преступления, связанные с наркотиками, нарушения общественного порядка и сексуальные преступления.
Подростковая делинквентность - результат социальной запущенности. Социальная запущенность - устойчивое и полное игнорирование социальных норм или, иными словами, длительное и общее социальное пренебрежение.
Одной
из форм делинквентности являются побеги
из дому и бродяжничество. Побеги нередко
случаются еще в детстве, до начала
пубертатного периода. Первые побеги у
детей обычно совершаются в страхе
наказания или как реакция оппозиции,
а по мере повторения превращаются в условно-рефлекторный
стереотип.
2. Кризисы идентичности и авторитетов.
Их можно рассмотреть как реакцию на утрату статуса ребенка, на глубокое несоответствие биологических возможностей социальным, на неуверенность в своей компетентности в новом статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека.
Кризис идентичности и авторитетов у трудных подростков может проявляться в различной симптоматике. Характерно чувство неполноценности, депрессивное настроение суицидального намерения.
Многие
испытывают сомнения в наличии у
них собственной
Следствием
этого кризиса может быть реакция
группирования со сверстниками. Именно
этой реакций может быть объяснен
известный факт, что подавляющее
большинство правонарушений у подростков
совершается в группе. Содержание
кризиса авторитетов - противостояние
им, существующим порядкам, структуре
социальных норм или отказ от этого противостояния,
избежание его (побег). Другое формирование
избегания может быть наркотическая зависимость
или вступление в псевдорелигиозные общины.
3. Нарушение оценки своего физического облика
Подросток
чувствует, как изменяются его соматические
функции, и пересматривает представления
о собственном теле. У слишком
чувствительных подростков в связи
с такими физическими особенностями
иногда возникают тяжелые кризисы самооценки.
Основной признак этого состояния – поглощенность
переживаниями, связанными с мнимыми физическим
недостатками.
4. Нарушение полового развития.
Реакции,
обусловленные формирующимся
Наиболее значимы упорный онанизм и гомосексуальные склонности у мальчиков, сексуальная распущенность у девочек, а также различные формы отклоняющегося сексуального поведения. Следует упомянуть также, пубертатный аскетизм, проявляющийся в подавлении и отрицании сексуальных влечений и тесно связанный с ограничительными социальными нормами.
Неуверенность и сомнение подростков, связанные со становлением собственной сексуальности часто приводят к тяжелым кризисам и нередко выливаются в суицидальные попытки. Большинство этих нарушений приходящи, но, с другой стороны, именно в этот период закладываются основы расстройств, устойчиво проявляющиеся во взрослом возрасте. У подростков часто нет четких представлений о сексуальности и сексуальном поведении или же они чувствуют «давление социальных норм в отношении сексуальных достижений». Это переживание обычно не принимает форму частых половых контактов, а выражается в страхе несоответствия собственного сексуального развития возрастной норме. Сомнения подростков вращаются вокруг многочисленных вопросов: Может быть уже давно пора вести регулярную половую жизнь? Не превосходят ли меня другие подростки (например, друзья) в сексуальном развитии? Нет ли у меня ненормальных сексуальных отклонений? Может быть я не вызываю сексуального интереса у другого пола? и т.д.
Вообще
сексуальное поведение
5. Переживание отчуждения.
Под «переживанием отчуждения» понимают изменения восприятия самого себя (деперсонализация), других людей или окружающей обстановки (дереализация), которые субъективно выглядят как трансформация действительности или как утрата реальности. Деперсонализация - тревога, связанная с изменением собственного тела; симптомы - чувство отчуждения и связанное с ним беспокойство, субъективное ощущение неадекватности эмоциональных реакций.