Кризис в подростковом периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Цель моей работы – раскрыть некоторые общие закономерности протекания кризиса подросткового возраста, т.к.:
Эти кризисы важно вовремя выявить, правильно квалифицировать, и в случае необходимости прибегнуть к помощи специалистов.
Особенно бывает трудно отграничить кризисы, протекающие в рамках нормального возрастного развития, от являющихся проявлением психопатологического процесса.
Кризисы периода взросления – распространенное явление, но часто их воспринимают неверно (недооценивают или, напротив, считают очень опасными).

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Характеристика подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Понятие подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Классические исследования подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Пути протекания подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Половое созревание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
5. Формирование личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Формы подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения
подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

кризис в подростковом периоде1.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

  Дереализация  в рамках кризиса периода взросления проявляется в ом, что подростки  жалуются на то, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают  уважения, не имеют собственного «Я»  и т.д. Дереализация, как переживание оторванности от мира, делает одиночество подростка абсолютным.

6. Нарциссические кризисы

  Нарциссический  кризис представляет собой неадекватную сильную сосредоточенность на собственной личности (эгоцентризм), обусловленную физиологическими особенностями периода взросления. Подростки с такими отклонениями отличаются переоценкой своих способностей и возможностей, излишним честолюбием, чрезмерными и необоснованными ожиданиями в отношении окружающих, нечуткостью к близким, исключительно острыми реакциями на критику, резкой ненавистью к чужим успехам. Для их самооценки свойственны частые колебания между переоценкой себя и ощущением неполноценности. Такие кризисы могут приводить к суицидальным попыткам, совершаемым часто по незначительным поводам (обида). 

    7. Суицидальное поведение.

  Само  по себе суицидальное поведение не является формой кризиса периода взросления, но является важным моментом при рассмотрении других форм кризиса - суицидальные попытки могут быть реакцией на всякого рода сложные ситуации наряду с делинкветным и асоциальным поведением. Часто попытки оказываются спровоцированными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год - два утрачивают всякую значимость. Часто они бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее.

 

   Глава II. Делинкветность как одна из форм асоциального поведения подростков 

  В последнее время в силу ряда причин, в том числе и из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению, стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение, аномальное развитие, а нередко деградацию и саморазрушение. Наиболее сильно и многообразно эти явления проявились у подростков; именно в этом возрасте наблюдается относительный пик этих расстройств, определяемый прежде всего падением субъективной ценности нравственного здоровья.

  В этом свете саморазрушающееся поведение  должно быть рассмотрено как нарушение  развития личности, трудновосполняемые утраты духовности, нравственности, приводящее, в конечном счете, к деформации личности и социальной дезадаптации различной степени.

  Проблема  деформации развития личности в подростковом возрасте и формирование у подростков отклонений поведения рассматриваются  в значительном количестве работ [6]. Подробно проанализированы патопсихологические предпосылки противоправного поведения (роль отклонений от психологической нормы, акцентуаций характера и др.), изучены социально-психологические условия нарушений развития  личности подростков (Роль различных особенностей его всевозможных отношений со взрослыми и сверстниками). Однако до настоящего времени нет ясных представлений о системе психологических механизмов такой деформации развития личности ребенка. Недостаточная ясность в этих вопросах существенно затрудняет разработку методов коррекции деформаций личности подростка и формирования у него нормального поведения.

  Асоциальное поведение несовершеннолетних имеет  свою специфическую природу и  рассматривается, как результат  социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. При этом, большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется  природа отклоняющегося поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

  В числе разнообразных, взаимосвязанных  факторов, обуславливающих генезис асоциального поведения, можно выделить такие, как:

  • Индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида.
  • Психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
  • Социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе.
  • Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личной способности к саморегулированию своего поведения.
  • Социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

  Многообразны  проявления асоциальности различаясь по содержанию, целевой направленности, по степени общественной направленности. Несоциализированные нарушения выступают в виде негативизма, непослушания, конфликтности, агрессивности, деструктивного поведения, вспышек ярости, в стремлении раздражать и тиранить других, неспособности к взаимодействию, часто в нарушении норм сексуальных отношений. При несоциализированной форме проявления асоциальности неизбирательны, направлены против множества людей, групп или учреждений никак не связаны со следованием каким-либо социальным нормам.

  Социализированные нарушения могут проявляться  в тех же видах поведения с той лишь разницей, что к определенной группе или отдельным людям ребенок или молодой человек сохраняет лояльность и не проявляет отношению к ним асоциальность поведения. Например, в подростковых бандах, совершающих кражи и наносящие ущерб чужой собственности, не допускаются такого рода деяния внутри группы.

  В немецком языке понятие «делинквентность» включает все случаи нарушения норм, предусмотренных уголовным кодексом, т.е. все юридические наказуемые действия. В англосаксонском словоупотреблении этот термин часто трактуется более широко.

  Наиболее  распространенные правонарушения, совершаемые  подростками - кражи, затем следуют  нанесение ущерба чужой собственности, хулиганства, преступления, связанные  с наркотиками, нарушение общественного  порядка и сексуальные преступления.

  Результаты  анонимных опросов свидетельствуют  о чрезвычайно широком распространении  делинкветных поступков  в период взросления. Нужно иметь ввиду, что  эта деятельность часто служит проявлением  осознанного противостояния социальным нормам. С другой стороны, у подростков и молодежи 18-21 лет  встречаются очень тяжкие преступления (сексуальное насилие, убийства, нанесение тяжелых телесных повреждений ), которые хотя и провоцируются специфическими для возраста конфликтными ситуациями, обнаруживают все признаки преступлений, совершаемых взрослыми.

  Группами  подростков совершаются акты вандализма, включая нанесение ущерба чужому имуществу, умышленное создание опасных  дорожно-транспортных ситуаций, поджоги. Особенность таких групп - происходящее в них взаимное психическое заражение их членов. Особую форму представляет футбольный вандализм: совершаемые болельщиками во время матчей и после их окончания бессмысленные разрушительные действия, а не редко и акты агрессии в отношении болельщиков команды-соперницы.

  Среди асоциальных проявлений целесообразно  выделить так называемый докриминальный уровень, когда подросток еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких проступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности. Социальные отклонения, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляет более серьезную общественную опасность и относятся к криминальным преступным проявлениям.

  Сопоставление психологических характеристик  нескольких групп подростков (обычные  подростки, допустившие правонарушение и состоящие на учете в инспекции  по делам несовершеннолетних, отбывающие наказание в колонии за допущенные серьезные нарушения) показано, что по мере выраженности у них склонности к делинкветному поведению обнаруживаются следующие изменения в особенностях их личности:

1. По отдельным параметрам  развития личности:

а) Отношение  к будущему: тенденции к преобладанию бессодержательных ориентаций, выражающих отрицание настоящего («будет по-другому»), что свидетельствует о практически полной несформулированности представлений о будущем.

б) Социальные отношения: от в целом адекватных отношений со сверстниками  и педагогами и разнообразных отношений с родителями - к преобладанию конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляции межличностных отношений в деликветной группе сверстников в сочетании с высоким конфорилизмом  в применении внутри групп норм.

в) Черты  характера: преобладание истероидного, эпилептоидного и лабильного  типов  акцентуации в сочетании с  различными неразрешенными внутриличностными  конфликтами и зачастую низким уровнем  самосознания с несформированным «Я - образом». 

    2. По обобщенной характеристике перечисленных изменений:

а) Постоянный рост степени тяжести дефектов  в развитии личностных качеств (к  сочетанию качеств криминогенных  и свидетельствующих об общих  трудностях в развитии при практически  полном отсутствии качеств, свидетельствующих о нормальном развитии).

б)  Уменьшение степени разнообразия в личностных качествах, тенденция к их типизации  по ряду параметров (например,  стереотипизация  видов ориентации на будущее). 

3. По особенностям  взаимосвязей между  различными качествами личности:

а)  Резкое увеличение количества сочетаний негативных качеств.

б)  Рост взаимосвязей между криминогенными качествами и качествами, свидетельствующими об общих трудностях в развитии личности (к преобладанию качеств криминогенных, дополняемых качествами, свидетельствующими о трудностях и  отставании в развитии. 

  На  основании результатов исследований (Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина  А.С.) разработано следующее представление  о механизмах деформированного развития личности подростков с отклонениями в поведении:

  1. Постепенное усиление, усугубление отдельных изолированных негативных качеств личности, как правило, не выступают механизмом ее деформированного развития: локальное, пусть даже весьма существенное нарушение, не приводит к делинкветному поведению.
  2. Непосредственной личностной особенностью, выступающей в качестве основного усиления отклоняющегося поведения, является сочетание в структуре личности ряда различных негативных криминогенных качеств - криминальный комплекс (не менее трех).
  3. Возникновению такого комплекса, по-видимому, способствует особое стечение обстоятельств, когда на подростка действуют факторы, приводящие к практически одновременному образованию нескольких криминогенных качеств, затрагивающих разные аспекты развития личности. В дальнейшем осуществляется их взаимодействие и «сонадстройка» в целостной структуре личности, и они модифицируются таким образом, что первое качество начинает предполагать и предопределять другое, и наоборот. В результате в целостной структуре развивающейся личности формируется подсистема взаимосвязных криминогенных качеств.
  4. Фоновым уровнем для образования и развития криминогенного комплекса является наличие у подростка качеств, свидетельствующих об общих трудностях и отставаний в развитии личности. Сами по себе эти качества, по-видимому, не приводят к делинкветному поведению (для 37% обычных школьников характерно сочетание многих таких качеств), однако они могут способствовать образованию и развитию криминогенного комплекса.

Информация о работе Кризис в подростковом периоде