Кризис в подростковом периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Цель моей работы – раскрыть некоторые общие закономерности протекания кризиса подросткового возраста, т.к.:
Эти кризисы важно вовремя выявить, правильно квалифицировать, и в случае необходимости прибегнуть к помощи специалистов.
Особенно бывает трудно отграничить кризисы, протекающие в рамках нормального возрастного развития, от являющихся проявлением психопатологического процесса.
Кризисы периода взросления – распространенное явление, но часто их воспринимают неверно (недооценивают или, напротив, считают очень опасными).

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Характеристика подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Понятие подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Классические исследования подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Пути протекания подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Половое созревание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
5. Формирование личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Формы подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения
подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

кризис в подростковом периоде1.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

      5. Формирование личности 

   В подростковом возрасте особенно много  изменений наблюдается в плане  формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

   Многие  трудности и проблемы подростка  объясняются главным противоречием  его развития – движением к  обособлению и социализацией. Эти  взаимосвязанные процессы проходят нелегко: чаще всего они драматичны и для подростка, и для окружающих его людей.

   Под социализацией понимают освоение подростком новых для себя социальных ролей, восхождение во все более широкие  социальные отношения и то, что  для подростка новой психологической  реальностью становиться группа сверстников.

   Смысл процесса обособления – в поиске подростком своей автономии. Отстаивая  свое личное и физическое пространство, подросток еще не способен всерьез  и с уважением относиться к  автономии других людей. В семье  это свойство порождает немало трудностей для близких. Подросток требует уважения к своей интимности: не слушайте его разговоров, не расспрашивайте его о делах, не мешайте общению с товарищами. Однако он не допускает, что и другие члены семьи имеют право на тайну, обособленность. Он живет так, как будто другие должны посвящать ему свою жизнь, отдавая ее без остатка. Он занят только собой, все его чувства и мысли вертятся вокруг своего «Я» подросток как будто прикован к себе и оценивает происходящее исключительно со своей точки зрения.

   Подростковая  дружба неустойчива именно из-за того, что подростку еще не доступно понимание ценности автономии другого. В любом конфликте он считает  себя жертвой, не умеет понять свою долю вины. Эгоцентричное сознание порождает особое поведение подростка – сверхчувствительное, несдержанное, воинственное и обидчивое.

   Для подростка очень важно заявить  о себе, но столь же необходимо укрепить свою связь с другими. Подросток  находится в постоянном диалоге  с окружающими. Даже когда реальный круг общения очень ограничен, подросток создает воображаемых других, чтобы вести с ними диалог. Этот диалог необходим для построения нового образа «Я».

   В процессе социализации и обособления  есть еще один аспект: необходимость  для подростка быть связанным  с группой и поиск собственной идентичности.

   Подросток стремиться быть принятым той группой  сверстников, интересы которой он разделяет. Это может быть школьный класс, компания одноклассников или ребят со двора. Для подростка группа - не просто ребята, которых он считает интересными и необходимыми ему для досуга. Подростковая группа – сообщество со своими нормами, правилами, отличными от иных. Быть членом подростковой группы означает быть своим среди своих, жить по ее законам, вместе противостоять другим группам. Для подростка быть в группе – это не быть одному.

   Общение притягивает подростка и порождает  беспокойство – он не уверен в том, как на него будут реагировать  окружающие. Больше страшит отвержение – его не примут, он не понравиться, от него откажутся («больше меня пугает мысль, что я останусь один»). Отвержение группой воспринимается как умаление ценности его личности, а угроза остаться вне группы нередко воспринимается как трагедия. Поэтому подросток стремиться получить признание среди сверстников, своими действиями (и не только положительными) утвердиться в их глазах.

   Потребность подростка быть связанным с группой  вступает в противоречие с его  потребностью в самоопределении, с  желанием обрести свою идентичность.

   Нормальный  подросток не растворяется в группе, он интересен сам себе. У него есть представления о том, какой он сегодня, каким будет завтра.

   Советские психологи, начиная с Л.С. Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство  взрослости.

   Чувствуя  себя другим (новым и взрослым), подросток требует, чтобы и взрослые признавали это. Отношение подростков ко взрослым противоречиво: подросток стремиться быть независимым от оценок взрослого, от его воли и власти над собой, от контроля и опеки, и в то же время взрослый необходим подростку, как советчик, как старший товарищ и любимый родитель, знающий учитель.

   Без взрослого подростку не сориентироваться в запутанном мире человеческих отношений, не найти границ между добром и  злом, не разобраться в себе. Подросток  ищет во взрослом образцов, независимо от того, какие именно (положительные или отрицательные) образцы для него привлекательны.

   Чем старше подросток, тем болезненней  его борьба со взрослыми за свободу. Он сам хочет определить свой образ  жизни, интересы, формы досуга. С возрастом он все более нетерпим к авторитарному стилю учителей и родителей, к морализму взрослых, навязыванию подростков собственных представлений о том, что ему полезно или вредно. Подросток за равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую позицию».

   Один  из парадоксов подростничества –  несоответствие потребности подростка  к свободе и степени доступной  ему ответственности. В отечественной  практике воспитания до недавнего времени  отсутствовала простая и очень  важная для развития личности подростка установка: подросток ответственен за то, что делает и что выбирает. Разумеется соотношение свободы и ответственности должно быть по силам подростку, как по психологическим, так и по физическим возможностям.

   Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми, зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом он уже не считает такое положение нормальным, и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть  взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

   Одна  из важных причин конфликтов подросткового  возраста – убеждение подростка  в несправедливости взрослых. Нельзя отрицать, что найдется много подростков, которые в состоянии разобраться во многих сложных явлениях, ситуациях не хуже, а иногда и лучше взрослых. И очень часто бывает, что все это не имеет никакого значения между фактом недостаточного возраста подростка, когда дело доходит до какого-либо разногласия со взрослыми.

   Из  фактов социализации самым важным была и остается родительская семья, как  первичная ячейка общества, влияние  которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив.

   Значительное  влияние на личность подростка оказывает  стиль его взаимоотношения с  родителями. Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Однако взаимоотношения  с родителями зачастую обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

   К концу периода, примерно в 15 лет, ребенок  делает еще шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется  «Я - концепция» система внутренне согласованных представлений о себе, образов, идентификации «Я» материального и социального планов.

   Под «Я» подразумевается организованная система взглядов, установок и  мотивов, составляющих основу личности и обуславливающих ее неповторимость, тождественность самой себе. Как  и любая область психики, она развивается приобретая в период взросления по мере формирования ценностей, целей, идеалов, профессиональных и личных планов решающее значение для все дальнейшей жизни.

   Центральный психологический процесс в открытии своего внутреннего мира – это  формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, единства. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона (1968) .

   Понятия «Я - идентичности», по Эриксону, занимает центральное место в осмыслении процесса развития. Оно включает одновременно три аспекта:

  1. Идентичность основывается на сознании временной протяженности: «Я» охватывает принадлежащие ему прошлое и устремляется в будущее, осуществляя значимые выборы среди всех возможных путей развития личности.
  2. Идентичность определяется в терминах тождественности самому себе и противостоит «разделяющим» тенденциям.
  3. Я – идентичность соответствует наиболее глубинному функциональному единству, это те элементы, благодаря которым «я узнаю себя», в отличие от тех, кто «совершенно не похож на меня», ибо они отличаются от того, кем являюсь я и кем хочу быть.

   Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эту задачу, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

  1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
  2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то гланой деятельности;
  4. формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.

   Канадский психолог Джеймс Марша (1966) выделил  четыре этапа развития идентичности:

  1. «Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
  2. «Досрочная, преждевременная идентичность» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого им кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
  3. Для этапа «моратории» характерно то, что индивид находится в процессе нормального кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
  4. На этапе достигнутой, «зрелой идентичности», кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

   Статусы идентичности - это как бы и этапы развития личности, и, вместе с тем, типологическое понятие. Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне размытой идентичности или пройти по пути досрочной идентификации, отказавшись от активного выбора и самоопределения.

   «Я» - идентификации, которое создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают богатство его жизни. Материальное и социальное «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образую большой пласт «Я - концепции» - так называемое реальное «Я».

   Помимо  реального «Я», «Я - концепция» включает в себя «Я» - идеальное, как «Я» в будущем. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности к себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

   По  Поливановой (1996) структура кризисного периода представляет собой логическую последовательность этапов: открытие идеальной формы, ее мифологизация,  конфликт идеализированной формы и реальных условий, в которых она воплощается, рефлексия условий конфликта и, наконец, разрешение кризиса через принятия подлинной идеальной формы (возникновение мотивов новой ведущей деятельности). Одним из условий нормального хода кризиса является дифференциация сфер жизни или жизненных ситуаций, в которых новая идеальная (или идеализируемая) форма опробуется. Разрешение кризиса с необходимостью требует такой дифференциации, поскольку, пока она не произошла, попытки воплотить новую идеальную форму в старых ситуациях оказывается бесплодными и конфликтными.

   Вообще, несовпадение реального и идеального «Я» - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и  необходимая предпосылка  целенаправленного  самовосприятия.

   Развитие  самосознания  - это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний, на которые обращали внимание буквально все психологи, занимавшиеся этим возрастом. Важнейшей стороной этого процесса является развитие самооценки.

Информация о работе Кризис в подростковом периоде