Кризис в подростковом периоде

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Цель моей работы – раскрыть некоторые общие закономерности протекания кризиса подросткового возраста, т.к.:
Эти кризисы важно вовремя выявить, правильно квалифицировать, и в случае необходимости прибегнуть к помощи специалистов.
Особенно бывает трудно отграничить кризисы, протекающие в рамках нормального возрастного развития, от являющихся проявлением психопатологического процесса.
Кризисы периода взросления – распространенное явление, но часто их воспринимают неверно (недооценивают или, напротив, считают очень опасными).

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Характеристика подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Понятие подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Классические исследования подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Пути протекания подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Половое созревание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
5. Формирование личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Формы подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения
подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

кризис в подростковом периоде1.doc

— 187.50 Кб (Скачать)
 

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

«ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ» 
 
 
 

Реферат

по  дисциплине «Социальная психология»

                  на тему: «Кризис в подростковом периоде» 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Москва 2010

 

   Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

Глава I. Характеристика подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

   1. Понятие подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

   2. Классические  исследования подросткового кризиса  . . . . . . . . . . . . . . . . 6

   3. Пути  протекания подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

    4. Половое  созревание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

   5. Формирование  личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  15

   6. Формы  подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения

подростков.  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  32

Литература   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 
Введение

   Анализ  литературы позволил мне выделить несколько  точек зрения на проблему подросткового  кризиса. Эта проблема представляется мне актуальной в настоящее время  в силу того, что, начиная со второй половины 80-х годов в России произошли  политические и социально-экономические изменения приведшие к кризису. Это существенно повлияло на психические особенности людей в особенности подростков, чей возраст и без того определяется, как кризисный, трудный, переходный.

   Кризис  подросткового возраста представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка.  По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости.

   В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние  отношения ребенка к миру и  самому себе (первая фаза подросткового  возраста 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет, ее часто называют периодом ранней юности).

   Кризис  подросткового возраста в отличие  от кризисов других возрастов более  затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях не достаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.

   Кризис  подросткового возраста отличается и еще в одном, весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, не изменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность и т.п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и прочее), часто мешающие подростку достичь желаемого и прежде всего им самим избранного образца.

   Цель  моей работы – раскрыть некоторые  общие закономерности  протекания кризиса подросткового возраста, т.к.:

  • Эти кризисы важно вовремя выявить, правильно квалифицировать, и в случае необходимости прибегнуть к помощи специалистов.
  • Особенно бывает трудно отграничить кризисы, протекающие в рамках нормального возрастного развития, от являющихся проявлением психопатологического процесса.
  • Кризисы периода взросления – распространенное явление, но часто их воспринимают неверно (недооценивают или, напротив, считают очень опасными).
  • Они могут стать причиной разных форм отклонения поведения и личностных нарушений.
  • В одних случаях они заканчиваются спонтанно, в других для стабильной интеграции личности бывает необходимо психотерапевтическое вмешательство, помогающее подростку справиться с новыми для него переживаниями.
  • Осложнение и бурное процесса развития в период взросления наблюдается у 20% населения.  Эти кризисы чреваты возникновением экстремальных ситуаций, если переживания и деятельность подростка приводят к искажению отношений с действительностью или делает его опасным для самого себя или для окружающих.

 

    Глава I. Характеристика подросткового кризиса.

      1. Понятие подросткового  кризиса

   Вопрос  о подростковом кризисе, о кризисном характере перехода от детства к взрослости до настоящего времени является достаточно спорным.

   Значение  понятия подросткового кризиса  прошло путь от «благотворного» в XIX веке, отражающего преодоление болезни и возвращения к здоровью, к «злокачественному», означающему сегодня какую-либо патологию. Это понятие одновременно имеет массу значений, свойственных самому понятию кризиса: перекресток дорог, решающий поворот, прыжок в неведомое, испытание, успех или катастрофа.

   Сегодня в психологической литературе можно найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе развития, влекущих за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях; с другой стороны - преобладает понимание кризиса, как психологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, короче целым рядом трудностей невротического характера, что обуславливает дезадаптацию  в повседневной жизни. В описаниях подросткового кризиса присутствует и то и другое понимание.

   Известно, что для подросткового кризиса  ранее применялась такая характеристика, как «нормальная патология». В свою очередь понятие «критический период» часто используется в общеязыковом смысле с целью подчеркнуть значимость этапа в общем ходе развития. Кроме того, оно применяется и в том смысле, в котором это понятие было заимствовано психологией из эмбриологии, где оно служит характеристикой периода онтогенеза, отличающегося повышенной уязвимостью, особой чувствительностью организма или его части к повреждающим воздействиям, что распространяется  и на психологические характеристики. Применительно к подростковому возрасту это образно объяснил Л.С. Выготский. Указывая, что все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания - социально-культурного, общеорганического и полового, он писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного воздействия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору».  

    2. Классические исследования  кризиса подросткового  возраста

   Разные  авторы по-разному понимают причины возникновения и характер протекания подросткового кризиса. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. [17]

   В соответствии с теорией рекапитуляции, ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и  собирательства и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами  и конфликтами, в котором доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию. Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность переходит в застенчивость и трусость и т.д. Ст. Холл по праву он  назвал этот период - периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает, как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».

   Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности  данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.

   Другой  крупный исследователь подросткового  возраста Э. Шпрангер рассматривал  подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста – собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости.

   Э. Шпангер разработал культурно-психологическую  концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждал вопросы о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска». Э. Шпангер описал три типа развития отрочества:

  • Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается, как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».
  • Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
  • Третий тип представляет собой такой процесс развития - когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодалевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

   Главным новообразованием этого периода, по Шпрангеру, - открытие «Я», возникновение  рефлексии, осознание собственной  индивидуальности, исходя из представлений  о том, что главной задачей  психологии является познание внутреннего  мира личности, тесно связанного с культурой и историей. Э. Шпангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков.

   Э. Шпангер, пытался понять одно из самых  глубоких переживаний в жизни  человека - любовь и ее проявление в подростковом возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Шпангеру,  принадлежат к разным слоям психики.

   Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности, по Бюлер - детство человека, а заключительная часть - юность. Фаза пубертатности, созревание обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Бюлер называет психической пубертатностью, которая проявляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.

   Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана  с вызреванием особой биологической  потребности - потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим , неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «Я» должно быть раскрыто для встречи с «ТЫ». Ш. Бюлер отличает психологическую пубертатность от телесной. По ее мнению с ростом культуры происходит удлинение периода психологической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.

Информация о работе Кризис в подростковом периоде