Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:21, реферат
Цель моей работы – раскрыть некоторые общие закономерности протекания кризиса подросткового возраста, т.к.:
Эти кризисы важно вовремя выявить, правильно квалифицировать, и в случае необходимости прибегнуть к помощи специалистов.
Особенно бывает трудно отграничить кризисы, протекающие в рамках нормального возрастного развития, от являющихся проявлением психопатологического процесса.
Кризисы периода взросления – распространенное явление, но часто их воспринимают неверно (недооценивают или, напротив, считают очень опасными).
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Характеристика подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Понятие подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Классические исследования подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Пути протекания подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Половое созревание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
5. Формирование личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Формы подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения
подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»
Реферат
по дисциплине «Социальная психология»
на тему: «Кризис в подростковом периоде»
Москва 2010
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Характеристика подросткового кризиса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Понятие подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Классические
исследования подросткового
3. Пути
протекания подросткового
4. Половое созревание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
5. Формирование личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Формы подросткового кризиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава II. Делинквентность как одна из форм асоциального поведения
подростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Литература
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Введение
Анализ литературы позволил мне выделить несколько точек зрения на проблему подросткового кризиса. Эта проблема представляется мне актуальной в настоящее время в силу того, что, начиная со второй половины 80-х годов в России произошли политические и социально-экономические изменения приведшие к кризису. Это существенно повлияло на психические особенности людей в особенности подростков, чей возраст и без того определяется, как кризисный, трудный, переходный.
Кризис подросткового возраста представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости.
В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста 12-15 лет) и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста 15-17 лет, ее часто называют периодом ранней юности).
Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях не достаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.
Кризис подросткового возраста отличается и еще в одном, весьма существенном отношении. Дело в том, что в младших возрастах депривация вновь возникших потребностей связана преимущественно с внешними препятствиями (запретами взрослых, не изменившимся образом жизни ребенка, сковывающим его активность и т.п.); в кризисе же подросткового возраста не меньшую роль играют и внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и прочее), часто мешающие подростку достичь желаемого и прежде всего им самим избранного образца.
Цель
моей работы – раскрыть некоторые
общие закономерности протекания
кризиса подросткового
Глава I. Характеристика подросткового кризиса.
1. Понятие подросткового кризиса
Вопрос о подростковом кризисе, о кризисном характере перехода от детства к взрослости до настоящего времени является достаточно спорным.
Значение понятия подросткового кризиса прошло путь от «благотворного» в XIX веке, отражающего преодоление болезни и возвращения к здоровью, к «злокачественному», означающему сегодня какую-либо патологию. Это понятие одновременно имеет массу значений, свойственных самому понятию кризиса: перекресток дорог, решающий поворот, прыжок в неведомое, испытание, успех или катастрофа.
Сегодня в психологической литературе можно найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе развития, влекущих за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях; с другой стороны - преобладает понимание кризиса, как психологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, короче целым рядом трудностей невротического характера, что обуславливает дезадаптацию в повседневной жизни. В описаниях подросткового кризиса присутствует и то и другое понимание.
Известно,
что для подросткового кризиса
ранее применялась такая
2. Классические исследования кризиса подросткового возраста
Разные авторы по-разному понимают причины возникновения и характер протекания подросткового кризиса. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. [17]
В соответствии с теорией рекапитуляции, ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминирует нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию. Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность переходит в застенчивость и трусость и т.д. Ст. Холл по праву он назвал этот период - периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает, как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».
Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.
Другой
крупный исследователь
Э.
Шпангер разработал культурно-психологическую
концепцию подросткового
Главным новообразованием этого периода, по Шпрангеру, - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание собственной индивидуальности, исходя из представлений о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей. Э. Шпангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков.
Э. Шпангер, пытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявление в подростковом возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Шпангеру, принадлежат к разным слоям психики.
Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш. Бюлер. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности, по Бюлер - детство человека, а заключительная часть - юность. Фаза пубертатности, созревание обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Бюлер называет психической пубертатностью, которая проявляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.
Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим , неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «Я» должно быть раскрыто для встречи с «ТЫ». Ш. Бюлер отличает психологическую пубертатность от телесной. По ее мнению с ростом культуры происходит удлинение периода психологической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.