Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа
В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.
Наблюдение
Самонаблюдение
Интервью
Анкетирование
Эксперимент
Анализ продуктов деятельности
План
1.Методы педагогической психологии
• Метод исследования
• Методика
• Методологические принципы
• Классификация методов педагогической психологии по Ананьеву
1.1Формирующий эксперимент
1.2.Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии
2.Проблема соотношения обучения и развития.
• Обучение
• Развитие
• Научение
• Биологизаторские теории психического развития
• Социалогизаторские теории психического развития
• Теория конвергенции двух факторов
• Теория культурно - исторического развития психики человека
• Условия развития
• Источник развития
• Силы
• Уровни психического развития
• Зона ближайшего развития
• Развивающее обучение
2.1.Анализ различных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.
2.2.Точка зрения Выготского на проблему соотношения обучения и развития.
2.3.Реализация идей развивающего обучения в современной педагогической психологии (Д.Б.Эльконин, П Я Гальперин, АВ Запорожец, Л.В.Занков и др.)
3.Психология обучения.
• Учение
• Учебная деятельность
• Усвоение
• Знание
• Умение
• Навык
• Мотивация учения
• Учебные задачи
• Учебные действия
• Действия контроля
• Действия самоконтроля
• Оценка
• Самооценка
3.1.Понятие предмета психологии обучения; ее задачи.
• Ассоциативная теория обучения
• Бихевиористская теория обучения
• Необихевиористские теории обучения
• Когнитивные теории обучения
• Гуманистические теории
3.2.Мотивация учения.
• Виды мотивов учения, их формирование и диагностика.
• Мотивация учения
3.3.Теория учебной деятельности В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
3.4.Теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.
3.5.Теория развивающего обучения Занкова.
3.6.Теория проблемного и программированного обучения.
4.Психология воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Воспитание
• Объективные условия воспитания
• Субъективные условия воспитания
• Психокоррекционный подход к психологии воспитания
• Трансактный (трансакционный) анализ Берна
4.1.Предмет и задачи психологии воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Социализация и воспитание
• Развитие и коррекция
4.2.Формирующий подход как направление психологии воспитания
4.3.Трансактный анализ в психологии воспитания
4.4.Психокоррекционный подход в психологии воспитания.
5.Психология учителя.
• Предмет психологии учителя
• Педагогические способности и умения
• Психологическая характеристика педагогической деятельности
• Педагогическое общение
• Мотивы
• Результат.
5.1. Педагогические способности и умения.
5.2.Мотивация педагогической деятельности и ее развитие.
• Мотивация педагогической деятельности.
5.3.Педагогическое общение, его виды и этапы.
• Педагогическое общение
• Виды общения
• Этапы педагогического общения
Литература
Педагогическая
деятельность – это целенаправленное,
мотивированное воздействие педагога,
ориентированное на всестороннее развитие
личности ребенка и подготовку его
к жизни в современных
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
В состав профессионально
обусловленных свойств и
В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие:
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Выделяют следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
Педагогическое
общение - специфическое межличностное
взаимодействие педагога и воспитанника
(учащегося), опосредующее усвоение знаний
и становление личности в учебно-воспитательном
процессе.
Мотивы
- профессиональные мотивы педагога можно
сгруппировать в три блока: мотивы выбора
педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся
в процессе труда учителя; мотивы совершенствования
педагогической деятельности. Для повышения
мотивации педагога предлагаются различные
меры его стимулирования. Их можно классифицировать
в соответствии с тремя основными направлениями:
удовлетворение материальных и социальных
потребностей педагогов, а также их стремления
к личностному росту и самоактуализации.
Результатом
педагогической деятельности как выполнения
её основной цели является личностное,
интеллектуальное развитие обучающегося,
совершенствования, становление его как
личности, как субъекта учебной деятельности.
Результат диагностируется сопоставлением
качеств ученика в начале обучения и по
его завершении во всех планах развития
человека.
5.1.
Педагогические способности
и умения.
Педагогическим
способностями называют совокупность
индивидуально-психологических особенностей
личности учителя, отвечающих требованиям
педагогической деятельности и определяющих
успех в овладении этой деятельностью.
Отличие педагогических способностей
от педагогических умений заключается
в том, что педагогические способности
- это особенности личности, а педагогические
умения - это отдельные акты педагогической
деятельности, осуществляемые человеком
на высоком уровне.
Каждая способность имеет свою структуру,
в ней различают ведущие и вспомогательные
свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Говоря об умениях учителя в целом, они сводятся к трем основным:
1) умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации;
2) умению находить
для каждой педагогической
3) умению создавать
новые элементы педагогических
знаний и идей и
5.2.Мотивация
педагогической деятельности
и ее развитие.
Мотивация педагогической деятельности. В структуре человеческой деятельности мотивации принадлежит особое место: "сильные" и "слабые" специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Экспериментально доказано, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность работы педагога-воспитателя. Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. Но не все параметры педагогической деятельности жестко зависят от уровня мотивации. Исследования показывают, что не существует значимой связи между мотивацией педагога и адекватностью представлений педагога о личности учащихся. Даже те, кто получает удовлетворение от самого педагогического труда, кто осознанно выбрал профессию, кто стремится к достижению высоких результатов - даже они далеки от полностью адекватного понимания своих подопечных. Чтобы правильно понимать своих учащихся, педагогу требуются высокоразвитые рефлексивно-перцептивные способности и умения.
А.К. Байметов, узучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы:
1) мотивы долженствования;
2) мотивы заинтересованности и увлеченности, преподаваемым предметом;
3) мотивы увлеченности общением с детьми - "любовь к детям".
По характеру доминирования этих мотивов им были выделены четыре группы учителей:
Как оказалось,
последние имеют самые высокие квалификацию
и авторитет. Было выявлено, что тип мотивации
влияет на характер и направленность педагогических
требований учителя к учащимся. Разносторонняя
мотивация учителя характеризуется малым
числом и гармоничностью требований к
поведению учащихся и усвоению ими учебного
материала. Доминирование у учителя мотива
долженствования приводит к предъявлению
учащимся большого количества требований
не только по усвоению учебного материала,
но и дисциплинарного характера. Учитель
с доминированием мотива увлеченности
учебным предметом в основном предъявляет
требования к усвоению учебного материала.
Наконец, учитель с выраженной потребностью
общения с детьми на фоне малого количества
требований все же предъявляет больше
требований к личности учащихся.
Доминирование мотива долженствования
свойственно учителям, склонным к авторитаризму,
доминирование мотива общения - учителям-либералам,
а отсутствие доминирования того или иного
мотива - учителям, склонным к демократическому
стилю руководства.
Уточняя виды
профессиональных мотивов учителя, из
обширной области факторов называют следующие:
Развитие мотивации
педагогической деятельности педагогов
будет происходить достаточно успешно,
если в организации этой деятельности:
- будут учтены внутренние и внешние факторы
развития мотивации педагогической деятельности
в системе образования детей;
- будут учтены особенности профессионально-педагогической
деятельности в этой системе;
- инновационная деятельность педагогического
коллектива будет рассматриваться как
ведущий фактор развития мотивации педагогической
деятельности;
- управление педагогической деятельностью
будет включать целенаправленное формирование
мотивации в единстве с саморазвитием
мотивации педагогов.
5.3.Педагогическое
общение, его виды
и этапы.
Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся.
Выделяют два вида общения:
Этапы
педагогического
общения:
1. Прогностический
этап: в процессе моделирования педагогом
общения с группой, потоком в процессе
подготовки к педагогической деятельности
осуществляется планирование коммуникативной
структуры будущей деятельности соответственно:
· педагогическим целям и задачам;
· общей педагогической и нравственно-психологической
ситуации в аудитории;
· творческой индивидуальности самого
педагога;
· индивидуальным особенностям студентов;
· предлагаемой системе методов обучения
и воспитания.
2. Начальный период
общения: организация непосредственного
общения с аудиторией, группой. Важнейшими
элементами этого этапа являются:
· конкретизация спланированной модели
общения;
· уточнение условий и структуры предстоящего
общения;
· осуществление изначальной стадии непосредственного
общения.
3. Управление общением в развивающемся
педагогическом процессе. Кроме дидактических
и методических требований к лекции, существует
ряд социально-психологических требований
к ней:
· становление психологического контакта
с группой для передачи информации и ее
личностного восприятия студентами;
· разработка психологически обоснованной
партитуры лекции;
· создание обстановки коллективного
поиска и совместных раздумий;
· управление познавательной деятельностью
студентов;
· единство делового и личностного аспектов;
· целостная, педагогически целесообразная
система взаимоотношений педагога и студентов.
4. Анализ осуществленной
системы общения и моделирование общения
в предстоящей деятельности.
Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"