Контрольная работа по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.
Наблюдение
Самонаблюдение
Интервью
Анкетирование
Эксперимент
Анализ продуктов деятельности

Содержание

План
1.Методы педагогической психологии
• Метод исследования
• Методика
• Методологические принципы
• Классификация методов педагогической психологии по Ананьеву
1.1Формирующий эксперимент
1.2.Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии
2.Проблема соотношения обучения и развития.
• Обучение
• Развитие
• Научение
• Биологизаторские теории психического развития
• Социалогизаторские теории психического развития
• Теория конвергенции двух факторов
• Теория культурно - исторического развития психики человека
• Условия развития
• Источник развития
• Силы
• Уровни психического развития
• Зона ближайшего развития
• Развивающее обучение
2.1.Анализ различных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.
2.2.Точка зрения Выготского на проблему соотношения обучения и развития.
2.3.Реализация идей развивающего обучения в современной педагогической психологии (Д.Б.Эльконин, П Я Гальперин, АВ Запорожец, Л.В.Занков и др.)
3.Психология обучения.
• Учение
• Учебная деятельность
• Усвоение
• Знание
• Умение
• Навык
• Мотивация учения
• Учебные задачи
• Учебные действия
• Действия контроля
• Действия самоконтроля
• Оценка
• Самооценка
3.1.Понятие предмета психологии обучения; ее задачи.
• Ассоциативная теория обучения
• Бихевиористская теория обучения
• Необихевиористские теории обучения
• Когнитивные теории обучения
• Гуманистические теории
3.2.Мотивация учения.
• Виды мотивов учения, их формирование и диагностика.
• Мотивация учения
3.3.Теория учебной деятельности В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
3.4.Теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.
3.5.Теория развивающего обучения Занкова.
3.6.Теория проблемного и программированного обучения.
4.Психология воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Воспитание
• Объективные условия воспитания
• Субъективные условия воспитания
• Психокоррекционный подход к психологии воспитания
• Трансактный (трансакционный) анализ Берна
4.1.Предмет и задачи психологии воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Социализация и воспитание
• Развитие и коррекция
4.2.Формирующий подход как направление психологии воспитания
4.3.Трансактный анализ в психологии воспитания
4.4.Психокоррекционный подход в психологии воспитания.
5.Психология учителя.
• Предмет психологии учителя
• Педагогические способности и умения
• Психологическая характеристика педагогической деятельности
• Педагогическое общение
• Мотивы
• Результат.
5.1. Педагогические способности и умения.
5.2.Мотивация педагогической деятельности и ее развитие.
• Мотивация педагогической деятельности.
5.3.Педагогическое общение, его виды и этапы.
• Педагогическое общение
• Виды общения
• Этапы педагогического общения
Литература

Работа содержит 1 файл

по педагогической психологии1.docx

— 128.47 Кб (Скачать)

Педагогическая  деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его  к жизни в современных социокультурных условиях.

В основе педагогической деятельности лежат  закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется  в образовательных учреждениях  и осуществляется специально подготовленными  и обученными людьми – педагогами.

В состав профессионально  обусловленных свойств и характеристик  учителя  входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:

  • организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
  • коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
  • перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
  • экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
  • профессиональная работоспособность;
  • физическое и психическое здоровье.

В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем. Среди важнейших из них можно выделить следующие:

  • Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.
  • Проблема профессионализма учителя.
  • Проблема психологической подготовки учителя.
  • Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.
  • Проблема повышения квалификации учителей и др.

Средствами  педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и  методическая литература; наглядность.

Способами передачи опыта общественного поведения  и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Выделяют следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

  • знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
  • научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
  • педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
  • высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней  продуктивности педагогической деятельности:

  • непродуктивный - педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
  • малопродуктивный - педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
  • среднепродуктивный - педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
  • продуктивный - педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
  • высокопродуктивный - педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
 

Педагогическое  общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. 

Мотивы - профессиональные мотивы педагога можно сгруппировать в три блока: мотивы выбора педагогической профессии; мотивы, проявляющиеся в процессе труда учителя; мотивы совершенствования педагогической деятельности. Для повышения мотивации педагога предлагаются различные меры его стимулирования. Их можно классифицировать в соответствии с тремя основными направлениями: удовлетворение материальных и социальных потребностей педагогов, а также их стремления к личностному росту и самоактуализации. 

Результатом педагогической деятельности как выполнения её основной цели является личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствования, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека. 

5.1. Педагогические способности  и умения. 

Педагогическим  способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. 
          Каждая
способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

  • педагогический такт;
  • наблюдательность;
  • любовь к детям;
  • потребность в передаче знаний.

Педагогические  умения представляют совокупность самых  различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Говоря об умениях учителя в целом, они сводятся к трем основным:

 1) умению переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации;

2) умению находить  для каждой педагогической ситуации  новое решение;

3) умению создавать  новые элементы педагогических  знаний и идей и конструировать  новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации. 

5.2.Мотивация  педагогической деятельности  и ее развитие. 

Мотивация педагогической деятельности. В структуре человеческой деятельности мотивации принадлежит особое место: "сильные" и "слабые" специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Экспериментально доказано, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность работы педагога-воспитателя. Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. Но не все параметры педагогической деятельности жестко зависят от уровня мотивации. Исследования показывают, что не существует значимой связи между мотивацией педагога и адекватностью представлений педагога о личности учащихся. Даже те, кто получает удовлетворение от самого педагогического труда, кто осознанно выбрал профессию, кто стремится к достижению высоких результатов - даже они далеки от полностью адекватного понимания своих подопечных. Чтобы правильно понимать своих учащихся, педагогу требуются высокоразвитые рефлексивно-перцептивные способности и умения.

А.К. Байметов, узучая мотивы педагогической деятельности, все их разнообразие объединил в три группы:

1) мотивы долженствования; 

2) мотивы заинтересованности  и увлеченности, преподаваемым предметом;

3) мотивы увлеченности  общением с детьми - "любовь  к детям".

По характеру  доминирования этих мотивов им были выделены четыре группы учителей:

  • с преобладанием мотивов долженствования (43%);
  • с доминированием интереса к преподаваемой дисциплине (39%);
  • с доминированием потребности общения с детьми (11%);
  • без ведущего мотива (7%).

Как оказалось, последние имеют самые высокие квалификацию и авторитет. Было выявлено, что тип мотивации влияет на характер и направленность педагогических требований учителя к учащимся. Разносторонняя мотивация учителя характеризуется малым числом и гармоничностью требований к поведению учащихся и усвоению ими учебного материала. Доминирование у учителя мотива долженствования приводит к предъявлению учащимся большого количества требований не только по усвоению учебного материала, но и дисциплинарного характера. Учитель с доминированием мотива увлеченности учебным предметом в основном предъявляет требования к усвоению учебного материала. Наконец, учитель с выраженной потребностью общения с детьми на фоне малого количества требований все же предъявляет больше требований к личности учащихся. 
          Доминирование мотива долженствования свойственно учителям, склонным к авторитаризму, доминирование мотива общения - учителям-либералам, а отсутствие доминирования того или иного мотива - учителям, склонным к демократическому стилю руководства. 
          У
точняя виды профессиональных мотивов учителя, из обширной области факторов называют следующие:

  • материальные стимулы;
  • побуждения, связанные с самоутверждением;
  • профессиональные мотивы;
  • мотивы личностной самореализации.

Развитие мотивации  педагогической деятельности педагогов  будет происходить достаточно успешно, если в организации этой деятельности: 
- будут учтены внутренние и внешние факторы развития мотивации педагогической деятельности в системе образования детей; 
- будут учтены особенности профессионально-педагогической деятельности в этой системе; 
- инновационная деятельность педагогического коллектива будет рассматриваться как ведущий фактор развития мотивации педагогической деятельности; 
- управление педагогической деятельностью будет включать целенаправленное формирование мотивации в единстве с саморазвитием мотивации педагогов. 
 

    

5.3.Педагогическое  общение, его виды  и этапы. 

Педагогическое  общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.

В число  наиболее сложных задач, встающих перед  педагогом, входит организация продуктивного  общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся.  

Выделяют два  вида общения:

     

Этапы педагогического  общения
 
1. Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно: 
· педагогическим целям и задачам; 
· общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории; 
· творческой индивидуальности самого педагога; 
· индивидуальным особенностям студентов; 
· предлагаемой системе методов обучения и воспитания. 
2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются: 
· конкретизация спланированной модели общения; 
· уточнение условий и структуры предстоящего общения; 
· осуществление изначальной стадии непосредственного общения. 
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней: 
· становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия студентами; 
· разработка психологически обоснованной партитуры лекции; 
· создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий; 
· управление познавательной деятельностью студентов; 
· единство делового и личностного аспектов; 
· целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов. 
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"