Контрольная работа по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.
Наблюдение
Самонаблюдение
Интервью
Анкетирование
Эксперимент
Анализ продуктов деятельности

Содержание

План
1.Методы педагогической психологии
• Метод исследования
• Методика
• Методологические принципы
• Классификация методов педагогической психологии по Ананьеву
1.1Формирующий эксперимент
1.2.Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии
2.Проблема соотношения обучения и развития.
• Обучение
• Развитие
• Научение
• Биологизаторские теории психического развития
• Социалогизаторские теории психического развития
• Теория конвергенции двух факторов
• Теория культурно - исторического развития психики человека
• Условия развития
• Источник развития
• Силы
• Уровни психического развития
• Зона ближайшего развития
• Развивающее обучение
2.1.Анализ различных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.
2.2.Точка зрения Выготского на проблему соотношения обучения и развития.
2.3.Реализация идей развивающего обучения в современной педагогической психологии (Д.Б.Эльконин, П Я Гальперин, АВ Запорожец, Л.В.Занков и др.)
3.Психология обучения.
• Учение
• Учебная деятельность
• Усвоение
• Знание
• Умение
• Навык
• Мотивация учения
• Учебные задачи
• Учебные действия
• Действия контроля
• Действия самоконтроля
• Оценка
• Самооценка
3.1.Понятие предмета психологии обучения; ее задачи.
• Ассоциативная теория обучения
• Бихевиористская теория обучения
• Необихевиористские теории обучения
• Когнитивные теории обучения
• Гуманистические теории
3.2.Мотивация учения.
• Виды мотивов учения, их формирование и диагностика.
• Мотивация учения
3.3.Теория учебной деятельности В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
3.4.Теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.
3.5.Теория развивающего обучения Занкова.
3.6.Теория проблемного и программированного обучения.
4.Психология воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Воспитание
• Объективные условия воспитания
• Субъективные условия воспитания
• Психокоррекционный подход к психологии воспитания
• Трансактный (трансакционный) анализ Берна
4.1.Предмет и задачи психологии воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Социализация и воспитание
• Развитие и коррекция
4.2.Формирующий подход как направление психологии воспитания
4.3.Трансактный анализ в психологии воспитания
4.4.Психокоррекционный подход в психологии воспитания.
5.Психология учителя.
• Предмет психологии учителя
• Педагогические способности и умения
• Психологическая характеристика педагогической деятельности
• Педагогическое общение
• Мотивы
• Результат.
5.1. Педагогические способности и умения.
5.2.Мотивация педагогической деятельности и ее развитие.
• Мотивация педагогической деятельности.
5.3.Педагогическое общение, его виды и этапы.
• Педагогическое общение
• Виды общения
• Этапы педагогического общения
Литература

Работа содержит 1 файл

по педагогической психологии1.docx

— 128.47 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «МПСИ»  в  г. Йошкар – Оле РМЭ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по  педагогической психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

факультета  психологии

группа 07ПП/8

Осипова Ольга Борисовна

Проверила: к.п.н.

Белянина Виктория

Борисовна  
 
 
 
 
 

Йошкар – Ола 2010г. 

План 

1.Методы педагогической психологии

  • Метод исследования
  • Методика
  • Методологические принципы
  • Классификация методов педагогической психологии по Ананьеву

1.1Формирующий  эксперимент

1.2.Формирующий  эксперимент как основной метод  педагогической психологии

2.Проблема соотношения обучения и развития.

  • Обучение
  • Развитие
  • Научение
  • Биологизаторские теории психического развития
  • Социалогизаторские теории психического развития
  • Теория конвергенции двух факторов
  • Теория культурно - исторического развития психики человека
  • Условия развития
  • Источник развития
  • Силы
  • Уровни психического развития
  • Зона ближайшего развития
  • Развивающее обучение

2.1.Анализ различных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.

2.2.Точка зрения  Выготского на проблему соотношения  обучения и развития.

2.3.Реализация  идей развивающего обучения  в  современной  педагогической  психологии (Д.Б.Эльконин, П Я Гальперин, АВ Запорожец, Л.В.Занков и др.)

3.Психология обучения.

  • Учение
  • Учебная деятельность 
  • Усвоение
  • Знание
  • Умение
  • Навык
  • Мотивация учения
  • Учебные задачи
  • Учебные действия
  • Действия контроля
  • Действия самоконтроля
  • Оценка
  • Самооценка

3.1.Понятие предмета  психологии обучения; ее задачи.

  • Ассоциативная теория обучения
  • Бихевиористская теория обучения
  • Необихевиористские теории обучения
  • Когнитивные теории обучения
  • Гуманистические теории

3.2.Мотивация  учения.

  • Виды мотивов учения, их формирование и диагностика.
  • Мотивация  учения

3.3.Теория учебной  деятельности В.В. Давыдова и  Д.Б. Эльконина.

3.4.Теория поэтапного  формирования умственной деятельности  П.Я. Гальперина.

3.5.Теория развивающего  обучения Занкова.

3.6.Теория проблемного  и программированного обучения.

4.Психология  воспитания.

  • Предмет психологии воспитания
  • Воспитание
  • Объективные условия воспитания
  • Субъективные условия воспитания
  • Психокоррекционный подход к психологии воспитания
  • Трансактный (трансакционный) анализ Берна

4.1.Предмет и  задачи психологии воспитания.

  • Предмет психологии воспитания
  • Социализация и воспитание
  • Развитие и коррекция

4.2.Формирующий  подход как направление психологии воспитания

4.3.Трансактный анализ в психологии воспитания

4.4.Психокоррекционный  подход в психологии воспитания.

5.Психология   учителя.

  • Предмет психологии учителя
  • Педагогические способности и умения
  • Психологическая характеристика педагогической деятельности
  • Педагогическое общение
  • Мотивы
  • Результат.

5.1. Педагогические  способности и умения.

5.2.Мотивация  педагогической деятельности и  ее развитие.

  • Мотивация педагогической деятельности.

5.3.Педагогическое  общение, его виды и этапы.

  • Педагогическое общение
  • Виды общения
  • Этапы педагогического общения

Литература 
 
 
 
 
 

    1. Методы  педагогической психологии
 

    В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.

  • Наблюдение
  • Самонаблюдение
  • Интервью
  • Анкетирование
  • Эксперимент
  • Анализ продуктов деятельности
 

Метод исследования- путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления. 

Методика- конкретное воплощение метода, как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования, на основе конкретного материала и конкретной процедуры. 

Методологические  принципы в психологии личности определяют границы и правила построения теории личности, определяют круг научных проблем, косвенно влияют на формулировку теоретических и экспериментальных гипотез. 

Классификация методов педагогической психологии по Ананьеву

1. Организационные  методы. 
1.1 Сравнительный. Цель и организация связаны с тем, чтобы сравнить две группы людей по результатам (наиболее часто в дипломах). Сравнение может быть внешним (две группы изначально) и внутренним (делится группы после тестирования). 
1.2 Лонгитюдный. Продолжительное исследования во времени. Как изменяются характеристики во времени. 
1.3 Комплексный. Исследование характеристик в комплексе. Например, исследуется агрессивность в совокупности с другими качествами, то есть, исследуется личность в комплексе. Когда нельзя исследовать личность в одном параметре, а нужно в комплексе. 
2. Эмпирические методы. 
2.1 Обсервационные. 
2.1.1 Наблюдение. Чаще всего применяется в педагогической психологии 
2.1.2 Самонаблюдение. 
2.2 Экспериментальные методы 
2.2.1 Лабораторный. Есть достоинства - точность. И недостатки - обследуемый знает о том, что проводится эксперимент. 
2.2.2 Полевой. Испытуемый также знает о эксперименте. 
2.2.3 Естественный. Испытуемый ведёт себя естественно, так как не знает о проводимом эксперименте. 
2.2.4 Формирующий. Если нужно оценить какое-либо психолого-педагогическое воздействие, организуется формирующий эксперимент. В одной группе дети учатся по экспериментальной программе, в другой - так же, как и учились до эксперимента (контрольная группа). 
2.3 Психодиагностические методы. 
2.3.1 Стандартизированные тесты. Различные опросники. 
2.3.2 Прожективные (проективные) тесты - в них используется как основной материал проекция личности. (Люшера, пятен Роршеха и пр.) 
2.3.3 Анкетирование. Может быть не только дополнительным, а и основным методом. 
2.3.4 Социометрия. Взаимоотношения в группе. Этот метод достаточно часто используется в исследованиях, связанных с обучением в группе. 
2.3.5 Интервью. Устное или записывающееся на аудио или видео. Составляется в виде списка вопросов. 
2.3.6 Беседа. Исследователь предлагает порассуждать на какой-нибудь вопрос в рамках определённой темы. 
2.4 Праксиметрические (приёмы анализа процессов и продуктов деятельности). 
2.4.1 Хронометрия. 
2.4.2 Циклография. 
2.4.3 Профессиограмма. 
2.4.4 Оценка работы (например, психологическая оценка рисунка, сочинения). 
2.5 Методы моделирования. 
2.5.1 Математическое моделирование (линейные процессы). 
2.5.2 Кибернетическое моделирование (нелинейные процессы). 
2.6 Биографические. Анализ фактов. Анализ дат. Анализ событий. Иногда это полная биография. 
3. Методы обработки данных. 
3.1 Количественный анализ. 
3.2 Качественный анализ. 
4. Интерпретационные методы. 
4.1 Генетический метод. Установление причинно-следственных связей - что от чего произошло. 
4.2 Структурный метод. Из чего состоит, как что с чем связано, какова структура.

1.1Формирующий  эксперимент 

К формирующим  исследовательским методам в  психологии относятся различные  разновидности так называемого  социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п.

Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния  различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

Формирующий эксперимент это:

1. Массовый  эксперимент, т.е. статистически  значимый (это значит, что его  ареалом является минимум - школа,  педагогический коллектив).

2. Длительный, пролонгированный эксперимент.

3. Эксперимент  не ради эксперимента, а ради  реализации той или иной общетеоретической  концепции в определенной области  психологии (возрастной, детской, педагогической  и других отраслях).

4. Эксперимент  комплексный, требующий совместных  усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков,  психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому  это есть эксперимент, протекающий  в особых учреждениях, где все  это можно организовать.

Таким образом, формирующий эксперимент  является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих  характеристик данный тип исследовательских  методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает  новые психологические особенности  испытуемых. Поэтому формирующие  и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они  позволяют направленно формировать  особенности таких психических  процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. 

1.2.Формирующий  эксперимент как  основной метод  педагогической психологии 

В области  педагогической психологии особенно важен  формирующий эксперимент. Как было указано, педагогическая психология призвана изучать закономерности учения. Главный  путь для этого - прослеживать усвоение новых знаний и действий при введении различных условий в процесс  их формирования, т.е. использовать формирующий  эксперимент. Естественно, что метод  эксперимента, как и метод наблюдения, зависит от того, как понимается предмет науки. Исследователь должен знать объективный состав той  деятельности, которую собирается формировать. Если содержание интересующей деятельности известно (описано в социальном опыте), то с решением данной задачи трудностей нет. Однако огромное число видов  человеческой деятельности не раскрыто. В этом случае исследователь должен провести специальную работу. Она, в  свою очередь, предполагает использование  соответствующих методов. 

 (План    предполагаемой    курсовой    или    дипломной    работы, выполненный с помощью формирующего эксперимента.)

«Неуспевающий ребенок как психолого-педагогическая проблема» 

Введение

Глава I. Основы проблемы неуспеваемости младших школьников

     1.1 Общая характеристика детей младшего  школьного возраста

    1.2 Особенности  познавательной сферы детей младшего  школьного            возраста

     1.3 Причины школьной неуспеваемости

         а) Классификация причин школьной неуспеваемости

         б) Психологические причины неуспеваемости

         г) Социальные причины неуспеваемости

Глава II. Пути преодоления  неуспеваемости младшего школьника

     2.1 Предупреждение нежелания учиться

    2.2 Ранняя профилактика  и коррекция социально и педагогически  запущенных учащихся

     2.3 Рекомендации педагогам при работе  с неуспевающими детьми

     2.4 Оказание помощи неуспевающему  ученику на уроке

     2.5 Помощь семьи неуспевающему ребенку

Глава III. Опытно-экспериментальная  часть

     3.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика

     3.2 Формирующий эксперимент. 

     3.3Коррекционно-развивающая  работа

     3.4 Констатирующий эксперимент.

     Контрольно-проверочный  этап

Заключение

Библиография

Приложение 
 

2.Проблема соотношения обучения и развития. 

Обучение - процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков. Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности.  

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"