Контрольная работа по "Педагогической психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.
Наблюдение
Самонаблюдение
Интервью
Анкетирование
Эксперимент
Анализ продуктов деятельности

Содержание

План
1.Методы педагогической психологии
• Метод исследования
• Методика
• Методологические принципы
• Классификация методов педагогической психологии по Ананьеву
1.1Формирующий эксперимент
1.2.Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии
2.Проблема соотношения обучения и развития.
• Обучение
• Развитие
• Научение
• Биологизаторские теории психического развития
• Социалогизаторские теории психического развития
• Теория конвергенции двух факторов
• Теория культурно - исторического развития психики человека
• Условия развития
• Источник развития
• Силы
• Уровни психического развития
• Зона ближайшего развития
• Развивающее обучение
2.1.Анализ различных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.
2.2.Точка зрения Выготского на проблему соотношения обучения и развития.
2.3.Реализация идей развивающего обучения в современной педагогической психологии (Д.Б.Эльконин, П Я Гальперин, АВ Запорожец, Л.В.Занков и др.)
3.Психология обучения.
• Учение
• Учебная деятельность
• Усвоение
• Знание
• Умение
• Навык
• Мотивация учения
• Учебные задачи
• Учебные действия
• Действия контроля
• Действия самоконтроля
• Оценка
• Самооценка
3.1.Понятие предмета психологии обучения; ее задачи.
• Ассоциативная теория обучения
• Бихевиористская теория обучения
• Необихевиористские теории обучения
• Когнитивные теории обучения
• Гуманистические теории
3.2.Мотивация учения.
• Виды мотивов учения, их формирование и диагностика.
• Мотивация учения
3.3.Теория учебной деятельности В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
3.4.Теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.
3.5.Теория развивающего обучения Занкова.
3.6.Теория проблемного и программированного обучения.
4.Психология воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Воспитание
• Объективные условия воспитания
• Субъективные условия воспитания
• Психокоррекционный подход к психологии воспитания
• Трансактный (трансакционный) анализ Берна
4.1.Предмет и задачи психологии воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Социализация и воспитание
• Развитие и коррекция
4.2.Формирующий подход как направление психологии воспитания
4.3.Трансактный анализ в психологии воспитания
4.4.Психокоррекционный подход в психологии воспитания.
5.Психология учителя.
• Предмет психологии учителя
• Педагогические способности и умения
• Психологическая характеристика педагогической деятельности
• Педагогическое общение
• Мотивы
• Результат.
5.1. Педагогические способности и умения.
5.2.Мотивация педагогической деятельности и ее развитие.
• Мотивация педагогической деятельности.
5.3.Педагогическое общение, его виды и этапы.
• Педагогическое общение
• Виды общения
• Этапы педагогического общения
Литература

Работа содержит 1 файл

по педагогической психологии1.docx

— 128.47 Кб (Скачать)

Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога.          

В основу общей  теории программированного обучения положено программирование процесса усвоения материала. Данный подход к обучению предполагает изучение познавательной информации определенными  дозами, являющимся логически завершенными, удобными и доступными для целостного восприятия. 
         В соответствии с бихевиористской теорией обучающие программы должны решать задачи получения и закрепления правильной реакции. Для выработки правильной реакции используются принцип разбивки процесса на мелкие шаги и принцип системы подсказок..
 

4.Психология воспитания. 

Предмет психологии воспитания- изучает

- эмоциональную сферу;

- эмоционально-ролевую;

- сферу общения.

Психология воспитания изучает поступок и механизм личностного  развития. 

Воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта.  

Объективные условия воспитания - среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных  факторов относятся:

• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

• социальная и  культурная принадлежность семьи, оказывающая  влияние на его непосредственное окружение;

• обстоятельства биографии;

• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

• особенности  страны и исторической эпохи.  

Субъективные  условия воспитания (психологические) - группу субъективных факторов составляют:

• психические  особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитуемого;

• система отношений  с социумом;

• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества 

Психокоррекционный подход к психологии воспитания - это индивидуальные беседы с ребенком. Эффективным психокоррекционным средством могут быть игры, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, и особенно режиссерские игры, рисование с использованием известных заданий: "нарисуй папу; маму; семью; группу".  

  Трансактный (трансакционный) анализ Берна - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми. Основы теории трансактного анализа были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Берн  начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования еще в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к Трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы. 
Трансактный анализ рассматривает человека, прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках: 
1. Все люди ОК (О`кей); 
2. Люди обладают способностью мыслить (исключение - лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен); 
3. Люди сами определяют собственную судьбу, а потому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь. 
Согласно трансакционному анализу в каждом из нас можно выделить три Эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

4.1.Предмет  и задачи психологии  воспитания.

Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.  
          Исследования в этой области направлены на изучение:

- содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;

-различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;

-структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;

Социализация  и воспитание. Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности.  
Воспитание в отличие от социализации, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. 
В силу этого воспитанию присущи две основные функции:

  • упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность,
  • создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

А. В. Мудрик условно  выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:

  • Естественно-культурные задачи связаны с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития, которое характеризуется некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.).
  • Социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме. Они определяются обществом в целом, региональным и ближайшим окружением человека.
  • Социально-психологические задачи связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Формирование  личности - это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и  качеств. Формировать - значит придавать  форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип.  

Развитие  и коррекция – две составляющих единого процесса, позволяющего ребенку встроиться в учебный процесс, происходящий в классе. Для такой коррекционно-развивающей работы очень хорошо использовать разные виды работ, в зависимости от проблемы ребенка.  

4.2.Формирующий  подход как направление психологии воспитания 

     Выготский называл свой метод «экспериментально-генетическим в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетически  процесс психического развития». Изучение образования инструментальных актов, таким образом, выступает средством изучения психического развития ребенка. Гуткина обращает внимание на иной аспект инструментального метода и предлагает использовать его не как исследовательский, а как формирующий метод детской практической психологии. Автор высказывает гипотезу, что инструментальный метод может обеспечить развитие познавательной мотивации и произвольного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста.  
 Успех воспитания, подчеркивает автор, определяется методами воспитания, к которым относится использование различных психологических инструментов, опосредующих поведение ребенка. В качестве такого эффективного психологического инструмента может выступать эмоциональное общение взрослого с ребенком.  
 К сожалению, довольно часто имеет место тактика воспитания, при которой ребенка-дошкольника ругают за проступки, а успехи остаются незамеченными. В результате ребенок перестает стремиться постигать новое и расширять спектр своих умений, избегая отрицательной реакции со стороны взрослых. Следствием этого является не только слабое развитие познавательного интереса у детей, но и отсутствие добрых, эмоционально окрашенных отношений с близкими взрослыми.  
Автор обращает внимание на то, что дошкольники, которые не привыкли осваивать новое, не хотят учиться и в дальнейшем не становятся субъектами учения. Последнее своим результатом имеет отсутствие произвольного поведения. 
Таким образом, от того, как взрослые общаются с детьми — реагируют, или нет, на их попытки узнать что-то новое, зависит, захотят ли первоклассники учиться. Иначе говоря, мотивационная готовность к школе опосредуется сложившимися отношениями со взрослыми.  
Однако одного желания учиться для достижения положительного результата явно недостаточно. Необходимой составляющей готовности дошкольника к обучению в школе является определенный уровень произвольности психических процессов.  
В качестве актуальной автором ставится задача разработки методов развития учебной мотивации и произвольности поведения.
 

4.3.Трансактный анализ в психологии воспитания 

Это - направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э.Берном, включающее:

1) структурный  анализ (теория эго-состояний);

2) собственно трансактный анализ деятельности и общения, основанный на понятии “трансакция” как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов;

3) анализ психологических  “игр”; 

4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — “скрипта”).

Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования  Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: “Родитель”, “Ребенок” и “Взрослый”. Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние “Родитель” обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Кроме того, эго-состояние “Родитель” содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: “заботящийся” (советы, поддержка, опека и т. п.) и “контролирующий” (запреты, санкции и т. п.). Эго-состояние “Ребенок” содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка “естественного” (“свободного”) и “адаптированного”. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как “бунтующий” (против Родителя), “соглашающийся” и “отчуждающийся”. Эго-состояние “Взрослый” включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует “здесь-и-теперь” и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о “переключении” или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как родитель, то как взрослый, то как ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. Следующее фундаментальное понятие трансактного анализа — “игры”, трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть “хорошими”, когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и “плохими”, когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: “супружеские игры”, “игры в кабинете врача”, “игры преступного мира”, “игры жизни” и т. д. В основе многих игр лежат скрипты, или “скрипт-программы” жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии “Ребенок”, плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Психотерапия, разработанная Берном на основе трансактного анализа, призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономного “Взрослого”, в первую очередь его деконтаминации, а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития трансактного анализа- абсолютизация роли Взрослого в интеграции личности в последнее время сменилась признанием необходимого участия в этом процессе Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование “новых” эго-состояний “Родитель” и “Ребенок” в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм в трансактном анализе разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, “энергетическую наполненность” эго-состояний и их форм. Несмотря на свою распространенность, эти методы подвергаются критике, как клиницистами, так и теоретиками трансактный анализ за узкий подход, не учитывающий особенностей отношений между эго-состояниями. Возможность более широкого подхода к диагностике эго-состояния дает разработка проективных, в частности рисуночных методик, а также метод трансактной реинтерпретации личных опросников (например, опросников Р. Кеттела, MMPI и др.). 

4.4.Психокоррекционный  подход в психологии  воспитания. 

Прежде  всего, это индивидуальные беседы с ребенком, которые требуют предварительной подготовки и сценария, которые должны проводиться без свидетелей, с чувствами доверия и симпатии к переживаниям ребенка. Эффективным психокоррекционным средством могут быть игры, в первую очередь подвижные, с преобладанием циклических (беговых и прыжковых) упражнений и способствующие появлению положительных эмоций. Сходное действие оказывают сюжетно-ролевые, игры-драматизации, и особенно режиссерские игры. Последние имеют наибольший эффект у детей с выраженными аффективными проявлениями. Для диагностики и коррекции нервно-психической сферы детей могут успешно применяться продуктивные виды деятельности, в первую очередь рисование с использованием известных заданий: "нарисуй папу; маму; семью; группу". Восприятие детьми картин выдающихся художников также должно входить в арсенал психокоррекционных методов. В комплексе этих средств и методов важнейшая роль принадлежит музыке, прежде всего классической, которая, как доказано в последние годы, может оказывать выраженное психо-эмоциональное оздоровительное влияние в детских садах.  
 

5.Психология   учителя. 

Предмет психологии учителя- психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:

  • определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
  • изучение эмоциональной устойчивости учителя;
  • выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других
 

Педагогические  способности и  умения. Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. 

Психологическая характеристика педагогической деятельности.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"