Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа
В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.
Наблюдение
Самонаблюдение
Интервью
Анкетирование
Эксперимент
Анализ продуктов деятельности
План
1.Методы педагогической психологии
• Метод исследования
• Методика
• Методологические принципы
• Классификация методов педагогической психологии по Ананьеву
1.1Формирующий эксперимент
1.2.Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии
2.Проблема соотношения обучения и развития.
• Обучение
• Развитие
• Научение
• Биологизаторские теории психического развития
• Социалогизаторские теории психического развития
• Теория конвергенции двух факторов
• Теория культурно - исторического развития психики человека
• Условия развития
• Источник развития
• Силы
• Уровни психического развития
• Зона ближайшего развития
• Развивающее обучение
2.1.Анализ различных подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития.
2.2.Точка зрения Выготского на проблему соотношения обучения и развития.
2.3.Реализация идей развивающего обучения в современной педагогической психологии (Д.Б.Эльконин, П Я Гальперин, АВ Запорожец, Л.В.Занков и др.)
3.Психология обучения.
• Учение
• Учебная деятельность
• Усвоение
• Знание
• Умение
• Навык
• Мотивация учения
• Учебные задачи
• Учебные действия
• Действия контроля
• Действия самоконтроля
• Оценка
• Самооценка
3.1.Понятие предмета психологии обучения; ее задачи.
• Ассоциативная теория обучения
• Бихевиористская теория обучения
• Необихевиористские теории обучения
• Когнитивные теории обучения
• Гуманистические теории
3.2.Мотивация учения.
• Виды мотивов учения, их формирование и диагностика.
• Мотивация учения
3.3.Теория учебной деятельности В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.
3.4.Теория поэтапного формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина.
3.5.Теория развивающего обучения Занкова.
3.6.Теория проблемного и программированного обучения.
4.Психология воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Воспитание
• Объективные условия воспитания
• Субъективные условия воспитания
• Психокоррекционный подход к психологии воспитания
• Трансактный (трансакционный) анализ Берна
4.1.Предмет и задачи психологии воспитания.
• Предмет психологии воспитания
• Социализация и воспитание
• Развитие и коррекция
4.2.Формирующий подход как направление психологии воспитания
4.3.Трансактный анализ в психологии воспитания
4.4.Психокоррекционный подход в психологии воспитания.
5.Психология учителя.
• Предмет психологии учителя
• Педагогические способности и умения
• Психологическая характеристика педагогической деятельности
• Педагогическое общение
• Мотивы
• Результат.
5.1. Педагогические способности и умения.
5.2.Мотивация педагогической деятельности и ее развитие.
• Мотивация педагогической деятельности.
5.3.Педагогическое общение, его виды и этапы.
• Педагогическое общение
• Виды общения
• Этапы педагогического общения
Литература
- контроль за выполнением предыдущих действий;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Цель
учителя - вывести личность каждого
ученика в режим развития, пробудить потребность
в познании.
Л.В.Занков идею
оптимального развития школьников связал
с дидактическими принципами. Вместе
с тем предупредил, что не следует
смешивать принципы его экспериментальной
системы начального обучения с принципами
традиционной дидактики (наглядности,
сознательности и др.). Его система
принципов работает на достижение более
высокой эффективности в
Основные принципы.
Суть технологии.
В основе занятий
в школе, по Занкову, должно быть непринужденное
общение учителя с учащимися. Дидактическая
система Занкова акцентирует внимание
учителя на развитии у детей умения мыслить,
наблюдать, действовать практически. Некоторые
исследователи, однако, считают, что эта
система хорошо развивает эмпирическое
сознание и недостаточно теоретическое.
П. Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: --- описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию;
- создать условия для формирования этих свойств;
- разработать
систему ориентиров, необходимых
и достаточных для управления
правильностью формирования
Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая — исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее и «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой».
В результате проведенных П.Я. Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что:
«...а. Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса.
б. Умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является план речи.
в. Действие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части.
г. Перенос действия в идеальный, в частности в умственный план, совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия.
д. Перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну линию его изменений. Другие, неизбежные и не менее важные линии составляют изменения: полноты звеньев действия, меры их дифференцировки, меры овладения ими, темпа, ритма и силовых показателей.
Основной
характеристикой выполняемых
А.В.Запорожца об амплификации детского развития. Призыв «не вмешиваться» - утопичен: «вмешательство» другого (других) является непреложным условием самого развития, в том числе стихийного.
Не противоречит
ли идея амплификации развития другим
идеям, которую отстаивал А.В.Запорожец
– идеям самоценности детства и спонтанности
детского развития? Наверно не противоречит.
Дело в том, самоценный феномен детства,
равно как и многообразные феномены спонтанного
развития возникают не сами по себе. Они
складываются лишь в исторически сложившейся
почве целостной детско-взрослой общности,
внутри единой системы «ребенок – взрослый»,
которая, по Л.С.Выготскому, и есть подлинный
субъект развития. А потому взрослый всегда
будет оставаться активным действующим
лицом «пьесы» детского развития (не только
организованного, но и стихийного), что
само по себе вовсе не означает вытеснения
со сцены ее «главного героя». А.В.Запорожец
не просто абстрактно противопоставлял
амплификацию искусственной акселерации,
форсирование темпов детского развития.
Его волновал вопрос, каковы границы инициативного
действия ответственного взрослого в
перспективе детского развития? Однако
в иных случаях отсутствие такого действия
способно повлечь за собой критическую
остановку в развитии. Согласно А.В.Запорожцу,
в самом точном смысле слова амплификация
означает лишь одно: содействие в превращении
деятельности ребенка, заданной взрослым
через систему культурных образцов, в
детскую самодеятельность, направленную
на творческое переосмысление (переконструирование)
этих образцов, главным результатом которой
становится порождение у ребенка нового
образа себя и своих возможностей. Благодаря
этому сама деятельность (в ее многообразных
видах) из «инструмента педагогического
воздействия» трансформируется в средство
саморазвития и самореализации своего
субъекта - ребенка.
3.Психология
обучения.
Учение
- процесс приобретения и закрепления
(или изменения наличных) способов деятельности
индивида. Результаты учения — элементы
индивидуального опыта (знания, умения,
навыки); учение— необходимый компонент
любой деятельности и представляет
процесс изменения ее субъекта, обусловленный
ее предметным содержанием.
Учебная деятельность представляет собой систему учебных задач, содержание и последовательность их в каждом учебном предмете выстроена с точки зрения, выработанного в науке и культуре развитого взгляда на существо этих предметов.
В теоретической
концепции развивающего обучения (в
школе Эльконина—Давыдова.) это — один
из видов деятельности школьников и студентов,
направленный на усвоение ими посредством
диалогов и дискуссий теоретических знаний
и связанных с ними умений и навыков в
таких сферах общественного сознания,
как наука, искусство, нравственность,
право и религия.
Усвоение
– основной путь обретения индивидом
общественно-исторического опыта. В процессе
усвоения он овладевает социальными значениями
предметов и способами действия с ними,
нравственными основаниями поведения
и формами общения. Усвоение предполагает
овладение действием по установлению
нового значения предмета (в широком смысле
слова), что требует первоначальной объективации
условий осуществления этого действия
– в виде образца, орудий, плана выполнения
и пр.
Знание-
совокупность информации как результат
процесса познания, которой обладает,
какой-либо индивид или группа лиц. Это
продукт той или иной культуры.
Умение
- освоенный субъектом способ выполнения
действия, обеспечиваемый совокупностью
приобретенных знаний и навыков; способность
выполнять некое действие по определенным
правилам, причем действие еще не достигло
автоматизированности. Формируется путем
упражнений и создает возможность выполнения
действия не только в привычных, но и в
изменившихся условиях.
В совокупности с навыками и знаниями
умения обеспечивают правильное отражение
в представлениях и мышлении мира, законов
природы и общества, взаимоотношений людей,
места человека в обществе и его поведения.
Навык
- действие, сформированное путем повторения,
характерное высокой степенью освоения
и отсутствием поэлементной сознательной
регуляции и контроля.
Мотивация учения - определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, эта мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых, — организацией образовательного процесса;
в-третьих,—
субъектными особенностями
в-четвертых,—
субъектными особенностями
в-пятых,
— спецификой учебного предмета.
Учебные
задачи — задача, требующая от учащихся
открытия и освоения в учебной деятельности
общего способа (принципа) решения относительно
широкого круга частных практических
задач. Поставить учебные задачи— значит
ввести учащихся в ситуацию, требующую
ориентации на содержательно общий способ
ее решения во всех возможных частных
и конкретных условиях.
Учебные действия. В состав учебных действий входят:
1) принятие или
самостоятельная постановка
2) преобразование
условий учебной задачи с
3) моделирование выделенного отношения;
4) преобразование
модели этого отношения для
изучения его свойств в «
5) построение
системы частных задач,
6) контроль за выполнением предыдущих действий;
7) оценка усвоения
общего способа как результата
решения учебной задачи.
Действия
контроля. Действие контроля состоит
в сопоставлении воспроизводимого ребенком
действия и его результата с образцом
через предварительный образ. Прямое наложение
на образец невозможно потому, что образец,
данный учителем (даже если он и находится
перед глазами ребенка), - всегда лишь единичный
случай усваиваемого способа действия,
и как таковой он никогда не может совпадать
со столь же единичным случаем произведенного
ребенком действия. Поэтому образец способа
действия должен содержать в себе опорные
точки, на основе сопоставления с которыми
может быть произведено действие контроля
до того, как осуществлено, то искомое
действие, ради которого применялся данный
способ.
Действия
самоконтроля - осознание и оценка субъектом
собственных действий, психических процессов
и состояний. Его появление и развитие
определяется требованиями общества к
поведению человека. Формирование произвольной
саморегуляции предполагает возможность
человека осознавать и контролировать
ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает
наличие эталона и возможности получения
сведений о контролируемых действиях
и состояниях. Волевая регуляция основана
на самоконтроле как компоненте саморегуляции;
но и самоконтроль может быть объектом
волевой регуляции, например, в стрессовых
ситуациях.
Оценка
– определение, в какой степени соответствует
цель и результат. Оценочная активность
не должна подменяться мотивом отметки.
Самооценка
- одна из составляющих самосознания человека,
она связана с отношением к себе или отдельным
своим качествам. Самооценка рассматривается
рядом параметров. По уровню, она может
быть – высокая (завышенная), средняя (адекватная),
низкая (заниженная). По соотношению с
реальной успешностью, она может быть
– адекватная и негативная (низкий уровень
самоуважения, она формирует негативное
отношение к своей личности).
Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"