Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:20, курсовая работа
Цель работы - изучить особенности конфликтов и путей их разрешения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность конфликтов; - рассмотреть причины возникновения конфликтов;
- изучить особенности управления конфликтами; - проанализировать особенности конфликтов и пути их разрешения в организации - дать рекомендации по разрешению конфликтов в организации
Введение.............................................................................................................3
1.Теоретические основы конфликтов и путей их разрешения.....................5
1.1 Понятие и сущность конфликтов...............................................................5
1.2 Причины возникновения конфликтов.....................................................10
1.3 Особенности управления конфликтами..................................................12
2.Конфликты и пути их разрешения в ОАО «Казанский мясокомбинат»...........................................................................................................16
2.1Аналитическая характеристика ОАО «Казанский мясокомбинат»…..16
2.2 Анализ конфликтов на ОАО «Казанский мясокомбинат»....................18
2.3 Рекомендации по предупреждению и профилактике конфликтных ситуаций по ОАО «Казанский мясокомбинат»......................................................31
Заключение.......................................................................................................35
Список использованных источников.............................................................37
Приложение
В соответствии
с уставом предприятие
Сырье и
выпускаемая продукция
Предлагаемая АО "Казанский мясокомбинат" продукция является конкурентоспособной по качеству и по стоимости для покупателей г. Казани и близлежащих к нему районов и регионов. Коллектив неоднократно награжден дипломами и медалями на выставках пищевых предприятий РФ и РТ. ОАО "Казанский мясокомбинат" оснащен отечественным и импортным оборудованием, имеет долгосрочные и надежные связи с поставщиками сырья, необходимыми для производства мясных продуктов.
Организационная структура ОАО « Казанский мясокомбинат»
2.2 Анализ конфликтов на ОАО «Казанский мясокомбинат»
Любая производственная деятельность считается конфликтной сферой. В ОАО «Казанский мясокомбинат» ежедневно в процессе деятельности возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты. Конфликты проявляются как столкновения между:
- сотрудниками в результате получения недостоверной информации;
- руководителем и подчиненным;
- ОАО «Казанский мясокомбинат» и администрацией города;
- ОАО «Казанский мясокомбинат» и поставщиками;
- ОАО «Казанский мясокомбинат» и конкурентами;
- ОАО «Казанский мясокомбинат» и налоговой инспекцией.
По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами.
С целью анализа конфликтности на ОАО «Казанский мясокомбинат» было проведено эмпирическое исследование, состоящее из трех этапов:
1.Наблюдение;
2. Психологическое тестирование;
Исследуемым объектом является отдел сбытовой торговли, численность работников в котором составляет 74 человека. Из них: 69 чел. (93%) – рабочие и 5 чел. (7%) – руководители. В процессе исследования было опрошено 15 чел. или 20% работников анализируемого отдела: 13 рабочих и 2 руководителя.
В результате проведения первого этапа исследования – наблюдения, были составлены мнения о каждом респонденте, входящем в репрезентативную выборку, его личностных и поведенческих особенностях. Применялся метод включенного наблюдения (Таблица 2.2.1).
Результаты наблюдения за респондентами репрезентативной выборки отдела сбыта ОАО «Казанский мясокомбинат»
Испытуемые |
Личностные и поведенческие |
1 (руководитель) |
Добродушный, спокойный, открытый, общительный человек |
2 (руководитель) |
Общительный, немного суетливый, добродушный, веселый, с хорошим чувством юмора |
3 |
Напористый, скрытный, общительный, склонен |
4 |
Необщительный, упрямый, скрытный, хорошо знает свое дело, склонен к конфликтному поведению |
5 |
Любознательный, открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок |
6 |
«Себе на уме», общительный, но скрытный, уходит от конфликтов, всегда находит компромисс или оправдание |
7 |
Неуверенный, застенчивый, мягкотелый, пытается всем угодить |
8 |
Мягкий, спокойный, общительный, дружелюбный |
9 |
Резкий, необщительный, склонный к конфликтам |
10 |
Суетливый, общительный, добродушный, бесконфликтный |
11 |
Веселый, многословный, немного надоедливый, склонен к созданию конфликтных ситуаций |
12 |
Не терпеливый, вспыльчивый, общительный, конфликтный |
13 |
В общении настороженный, застенчивый, бесконфликтный |
14 |
Развязный, говорит с сарказмом, склонен к конфликтам |
15 |
Тихий, спокойный, добродушный, бесконфликтный |
Данные наблюдения свидетельствуют о том, что 6 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций: 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации; 2 человека являются общительными людьми, но в тоже время они развязны, многословны, отпускают неуместные шутки - неприятны в общении, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций; и 2 человек отличает необщительность, скрытность.
Далее охарактеризуем бесконфликтную группу сотрудников рассматриваемого отдела. В эту группу входят 9 человек, среди них можно выделить 4 человека, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 3 человека - спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 2 человека застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить. Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 40% людей, способных создавать конфликтные ситуации и 60% бесконфликтных в общении (Рисунок 2.2.1).
Рисунок 2.2.1 - Общий показатель по группе по результатам наблюдения в ОАО «Казанский мясокомбинат»
Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников предприятия (Таблица 2.2.2).
Задачи тестирования: выявить уровень общительности; определить уровень коммуникативного самоконтроля; определить стиль конфликтного поведения сотрудников.
Для описания типов поведения людей
в конфликтных ситуациях
Результаты тестирования в ОАО «Казанский мясокомбинат»
Испытуемые |
Стиль конфликтного поведения |
Самоконтроль в общении |
Общий вывод |
1 |
Сотрудничество Компромисс |
Средний уровень |
Чрезмерно общителен, способен на сотрудничество, компромисс; искренен, но не сдержан в эмоциональных проявлениях |
2 |
Соперничество |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
3 |
Сотрудничество |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение ситуации |
4 |
Избегание |
Средний уровень |
Необщителен, избегает конфликтов, гибко реагирует на изменение ситуации |
5 |
Сотрудничество Компромисс |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству и компромиссу, гибко реагирует на изменение ситуации |
6 |
Компромисс Избегание |
Низкий уровень |
Весьма общителен, склонен к поиску компромисса, не всегда сдержан в эмоциональных проявле-ниях |
7 |
Приспособление |
Низкий уровень |
Необщительный в конфликтной ситуации старается приспособиться; гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
8 |
Сотрудничество |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
9 |
Соперничество |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
10 |
Компромисс Избегание |
Высокий уровень |
Чрезмерно общительный, находит компромисс или избегает конфликта, гибко реагирует на изменение ситуации |
11 |
Компромисс Избегание |
Средний уровень |
Чрезмерно общителен, находит компромисс или избегает конфликта, не всегда сдержан в эмоциях |
12 |
Соперничество |
Высокий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
13 |
Сотрудничество |
Средний уровень |
Не общительный, способен к сотрудничеству в конфликтной ситуации; не сдержан в эмоциональных проявлениях |
14 |
Соперничество |
Низкий уровень |
Чрезмерно общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
15 |
Избегание компромисс |
Высокий уровень |
Необщительный, избегает конфликтов или
идет на компромисс; гибко реагирует
на изменение коммуникативной |
Анализируя показатели стиля конфликтного поведения у сотрудников предприятия отдела сбыта, было выявлено, что 7 человек предпочитают сотрудничество в конфликтной ситуации, характеризующееся тем, что участники конфликта приходят к альтернативе, удовлетворяющей интересы отдельных сторон. 3 человека из них помимо сотрудничества также могут пойти на компромисс в конфликтной ситуации, который проявляется как стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого (Таблица 2.2.2).
Соперничество в конфликте, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, характерно для 3 сотрудников, а 5 человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого не удается, 4 человека из них способны пойти на компромисс. Заметим, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Следует отметить, что в анализируемой группе 73% тестируемых способны урегулировать конфликт с помощью обоюдного согласия. Соответственно, 27% работников анализируемого цеха составляют конфликтные личности, которые выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации, и неконфликтные люди, предпочитающие уход от конфликта. Оба варианта являются причиной нарастания напряженности, как следствие ведущей к формированию неблагоприятного климата в коллективе.
Рисунок 2.2.2 - Характерные для группы стили конфликтного поведения
Для определения уровня коммуникативного контроля был использован тест, разработанный М.Снайдером. По его мнению люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты у них более устойчивое «Я» мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Такие люди обладают большей склонностью к созданию конфликтных ситуаций.
Результаты теста (Таблица 2.2.2) позволяют сделать вывод, что большинство сотрудников фирмы (6 человек) обладают высоким уровнем коммуникативного контроля, они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, в состоянии даже предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих. 4 человека обладают средним уровнем коммуникативного контроля, их отличает искренность, но не сдержанность в эмоциональных проявлениях. У 5-х выявлен низкий уровень самоконтроля в общении, что характеризует их поведение как устойчивое, они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуации, некоторые считают их «неудобными в общении» (Рисунок 2.2.3).
Рисунок 2.2.3 - Уровень коммуникативного контроля в группе
Таким образом, в общем, для группы характерен средний уровень общительности, высокий коммуникативный самоконтроль, свойственен поиск сотрудничества в конфликтной ситуации.
Завершающим этапом исследования является проведение интервью, основной целью которого является выявление причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе, а также условия преодоления конфликтных ситуаций.
На основании результатов проведенного опроса можно сделать вывод, что основные конфликты, происходящие на ОАО «Казанский мясокомбинат» возникают в общении с коллегами по работе (Рисунок 2.2.4).
Основные
причины возникновения