Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Провести сравнительный анализ концепций личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна.
Объект исследования - концепция личности.
Предмет исследования - концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна

Содержание

Введение
Глава I. Концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда
1.1 Возникновение и становление психоаналитической теории
1.2 Структура личности в концепции З. Фрейда
1.3 Механизмы психологической защиты
1.4 Развитие личности в психоаналитической теории З. Фрейда
Глава II. Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна
2.1 Структура личности в теории Э. Берна
2.2 Анализ влияния психоаналитической теории З. Фрейда на концепцию Э. Берна
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

основные положения.docx

— 77.77 Кб (Скачать)

Глава 2. Создание и сущность теории психоанализа

Одна из довольно значительных трудностей при изучении теоретических концепций психоанализа заключается в том, что даже при  жизни Фрейда они подвергались постоянным изменениям. Это приводило к все  более усложненным представлениям, причем, хотя от прежних теоретических  воззрений приходилось иногда отказываться, делалось это далеко не всегда в явном виде. А это означает, что некоторые концепции из фрейдовских работ с течением времени незаметно довольно сильно изменили свое значение. Так что не может удивлять то, что даже научно искушенные читатели трудов Фрейда при игнорировании ими времени появления какой-либо из научных статей, будут приходить к ложным выводам. Некоторыми критиками психоанализа (на мой взгляд, почти всегда намеренно) это используется для опровержения научности психоанализа, внося и без того большую путаницу в его понимание. При цитировании работ Фрейда, для того чтобы доказать или опровергнуть какое-либо мнение, необходимо не забывать указывать год выхода соответствующей работы. Только тогда и можно будет быть уверенным в том, что точно знаешь, на каком этапе создания психоаналитической теории находишься.

Диапазон трактовок  психоанализа велик. Если взять за исходное определение какую-то одну трактовку, то ускользает почва для адекватного  понимания психоанализа.

3. Методы психоанализа 

Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: «Где было Ид, там  будет Эго», т. е. психические процессы, протекающие на бессознательном  уровне, должны быть максимально глубоко  раскрыты и представлены сознанию для  интеграции в экзистенциальную организацию. Человек должен договориться с реальностью. 3. Фрейд писал о сублимации (от лат. sublimo - возношу) защитном механизме (защита от выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов), дающем возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. 3. Фрейд считал этот механизм единственным конструктивным защитным механизмом. В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:

1. Метод свободных  ассоциаций. Клиент расслабляется,  устраивается на кушетке или  в кресле и проговаривает вслух  все мысли и воспоминания, которые  приходят ему в голову, безотносительно  к тому, насколько тривиальными, абсурдными или нелогичными они  могут показаться. Терапевт находится  вне поля зрения клиента, чтобы  у него уменьшилось напряжение. Считается, что одна ассоциация  влечет за собой другую, более  глубоко расположенную в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных эмоций и чувств. Таким образом, свободные ассоциации вовсе не являются свободными. В процессе работы с клиентом методом свободных ассоциаций высвобождается психическая энергия, которую можно использовать в целях лучшей адаптации.

Ассоциации (лат. associare)- соединение, объединение, союз; в психологии - это ассоциация идей - связь представлений, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое.

Ассоциировать - соединять; (психологически) - мысленно соединять, сближать представления. Понятие «ассоциации» считается одним из древнейших в  психологии. Его можно встретить (впрочем, как и понятно о катарсисе) у Платона и Аристотеля.

Начало классическому  ассоцианизму было положено концепцией бессознательного английского врача  Гартли, центральной идеей которого была универсальная категория ассоциации (человеческое познание представало как ассоциация идей).

Во всех случаях  экспериментального изучения ассоциаций в психологии в основном решалась задача исследования работы сознания. Фрейд же первым среди клиницистов (врачей) и психологов использовал материал ассоциаций с другой целью - проникновение в бессознательное; и в этом была его огромная заслуга перед медициной, психологией, философией. Он искал в этом материале путь в область неосознаваемых побуждений, намеки на то, что происходит в «кипящем котле» аффектов, влечений. Для этого, полагал он, следует вывести ассоциации из-под контроля сознания. Они должны стать свободными. Так родилась главная процедура психоанализа, его основной технический прием.

Доктор Дж. Гарт-Вилкинсон, более известный как поэт и мистик направления Сведенборга, применил в 1857 г. для сочинения своих вольных мистических стихотворений новый метод, названный им «Впечатление», который соответствовал «бесконтрольному течению мыслей», «требованию проявления себя, «направленному к самым глубоким бессознательным душевным движениям. При этом необходимо было отстранить волю и всякое размышление, довериться вдохновению, и оказывалось, что «душевные способности направляются к незнакомым целям» .

Другой пример, известный  знатокам психоаналитической литературы, - это прекрасное место из письма Шиллера к Кернеру, в котором  великий поэт и мыслитель советует всякому, кто хочет быть продуктивным, обращать внимание на свободно приходящие в голову мысли.

Безусловно, ни Гарт-Вилкинсон, ни Шиллер не имели прямого влияния на выбор психоаналитической техники.

Но отношения «более личного характера» на открытие Фрейдом  свободных ассоциаций все-таки были. Обратимся вновь к тем же «Заметкам  из ранней истории психоаналитической техники». В 1862 г. вышла статья Л. Бьерна «Искусство стать в три дня  оригинальным писателем» об известных  особенностях стиля Жана Поля, перед  которым преклонялся Бьерн. В  ней предлагалось взять «лист  бумаги и записать три дня подряд без фальши и льстивости все, что  вам придет в голову» , все что вы думаете о себе, своей жене, исторических событиях и др.

После побуждения Фрейда его учениками прочесть статью Бьерна, он признал, что «это был первый писатель, в произведения которого он углубился» .

Этот факт сыграл свою роль в последующем применении 3. Фрейдом в катарсисе свободных  ассоциаций. К такому же выводу приходит один из ближайших учеников создателя  психоанализа Ф. Виттельс в своей книге «Фрейд, его личность, учение и школа»: «Фрейд сам признает, что эта статья могла играть большое значение в истории возникновения идей об использовании в психоанализе свободно возникающих мыслей больного, так как еще с дней своей ранней юности он охотно перечитывал Бьерна» .

В автобиографическом исследовании в 1924 г. Фрейд, возвращаясь  мысленно во времена применения «процедуры надавливания», вспомнил об имеющихся  проблемах ее использования: «Первоначальный  способ преодолевать сопротивление, применяя напор и убеждение, был необходим, чтобы врач мог для начала сориентироваться, чего здесь следует ожидать.Но применять его долго было слишком утомительно для обоих участников, и были некоторые очевидные сомнительные стороны» . Еще раньше в своих лекциях «О психоанализе» он ссылался на утомительность этой процедуры и на то, что она требовала много усилий. Бывали сеансы, когда проходили часы, а «пациент не открывал рта». Фрейд пришел в результате к убеждению, что лечение продвигалось быстрее всего в тот момент, когда он предоставлял пациентам свободу говорить все, что им было угодно («важное, неважное, нелепости, всякую тарабарщину»).

Пациенты «затапливали»  его своим многословием, потоком  сообщений, против которого безуспешно было воздвигать «плотину». Вначале  они особенно усердствовали в  этом отношении, пока еще не подозревали  о соседстве врача с «дьяволом», не позволяли прерывать себя. Фрейд  же в это время спокойно сидел  и прислушивался с пристальным  вниманием («человек изобрел язык, чтобы  скрывать свои мысли»), меньше к тому, что пациенты говорили, а больше к тому, о чем говорили дважды, что произносили в особенных  выражениях, или когда молчали. При этом возникали «пробелы», где открывались комплексы пациентов. Фрейд должен был слушать, и слушал до конца, пока не выявлялось то неизвестное, что «пациент старался скрыть своим многословием».

Информация о работе Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна