Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Провести сравнительный анализ концепций личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна.
Объект исследования - концепция личности.
Предмет исследования - концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна

Содержание

Введение
Глава I. Концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда
1.1 Возникновение и становление психоаналитической теории
1.2 Структура личности в концепции З. Фрейда
1.3 Механизмы психологической защиты
1.4 Развитие личности в психоаналитической теории З. Фрейда
Глава II. Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна
2.1 Структура личности в теории Э. Берна
2.2 Анализ влияния психоаналитической теории З. Фрейда на концепцию Э. Берна
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

основные положения.docx

— 77.77 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава I. Концепция  личности в классическом психоанализе З. Фрейда

1.1 Возникновение  и становление психоаналитической  теории

1.2 Структура личности  в концепции З. Фрейда

1.3 Механизмы психологической  защиты

1.4 Развитие личности  в психоаналитической теории  З. Фрейда

Глава II. Концепция  личности в трансактном анализе Э. Берна

2.1 Структура личности  в теории Э. Берна

2.2 Анализ влияния  психоаналитической теории З.  Фрейда на концепцию Э. Берна

Заключение

Список литературы

Введение

Психоанализ (или  глубинная психология) является одним  из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Появившиеся  в 1900 и 1901 годах книги З. Фрейда «Психология  сновидений» и «Психопатология  обыденной жизни» принято считать  условными вехами рождения этого  направления, так как в них  были сформулированы его основные постулаты. В отличие от предыдущих направлений, особенно гештальт-психологии, психоанализ кардинально пересмотрел не только предмет психологии, но и приоритеты, поставив на первое место не интеллект, но мотивацию. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования разработанный этой школой психоанализ.

В становлении этой школы ведущая роль принадлежит, безусловно, З. Фрейду. Без преувеличения  можно сказать, что австрийский  психолог и психиатр Зигмунд Фрейд  является одним из тех ученых, кто  во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а  может быть, и направил ее по определенному  пути развития. И это связано не только с содержанием его концепции, но и с его личными качествами. Его доказательства приоритета бессознательного в содержании психики, значения сексуальных  влечений и агрессии не были принципиально  новыми для психологии. Эти идеи носились в воздухе в то время, работы Жане, Шарко, Льебо свидетельствуют об этом. Но, хотя веяния этих новых тенденций и существовали в психологии, однако нужен был Фрейд с его настойчивостью и авторитарностью, его амбициями и невротическими переживаниями, с его трудными воспоминаниями детства и юности, и для того, чтобы систематизировать их, создав цельную теорию, и для того, чтобы они смогли утвердиться в науке. Без него, возможно, что концепция бессознательного, которая, конечно, была бы создана, не смогла бы завоевать такой популярности, так быстро утвердиться по всему миру. Возможно, что она была бы не только другой, но и более конформной, традиционной по содержанию. В то же время его нетерпимость, ревность к любым модификациям, привели к разрыву со всеми учениками и последователями. В результате практически невозможно говорить о фрейдизме как о каком-то направлении или школе, но только о психоанализе, так как концепции Юнга, Адлера, Берна, Хорни, Ранка и других ученых достаточно самостоятельны. Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальт-психологии, так и не стала школой, но скорее, набором отдельных теорий бессознательного. Однако в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам, и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему «Сравнительный анализ концепций личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна» актуальной.

Цель  работы: Провести сравнительный анализ концепций личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна.

Объект исследования - концепция личности.

Предмет исследования - концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна

Задачи  работы:

1. Изучить концепцию  личности в классическом психоанализе  З. Фрейда.

2. Рассмотреть концепцию  личности в трансактном анализе Э. Берна.

3. Проанализировать  влияние психоаналитической теории  З. Фрейда на концепцию Э.  Берна.

Гипотеза 1: Психоаналитическая теория личности З. Фрейда имела огромное значение для развития психологической науки и практики.

Гипотеза 2: Психоаналитическая концепция личности оказала влияние на концепцию личности в трансактном анализе Э. Берна.

Глава I. Концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда

1.1 Возникновение и  становление психоаналитической  теории

Основы психоаналитической концепции были заложены З. Фрейдом (1856-1939). Под влиянием Гете и Дарвина  Фрейд выбрал медицинский факультет  Венского университета, на который  и поступил в 1873 году. В эти годы он работал в физиологической  лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимания к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работает хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии, он заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венском университете.

При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Ж. Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, так как в сеансах гипноза Шарко наглядно демонстрировал роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром И. Брейером начинает исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отходит от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Также настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии - психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в своих отношениях с Брюке, Шарко и, особенно, с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Воспоминания детства и сложные семейные отношения, в которых Фрейд, боявшийся и уважавший авторитарного отца, всегда держал стороны мягкой и любящей матери, в значительной мере повлияли на содержание его теории. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям - с одной стороны восхищенное поклонение, а с другой - желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и Эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. - М.: ИНФРА-М - ФОРУМ, 1997. С. 47.. 

Впервые Фрейд заговорил  о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические  самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование  сновидений», в которой он впервые  опубликовал важнейшие положения  своей концепции, дополненные в  его последующих книгах «Психопатология  обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология  масс и анализ человеческого «Я» (1921). Постепенно его идеи приобретали  признание, в 1910 году Стенли Холл приглашает его прочитать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К. Юнг, А. Адлер, Ш. Ференци, О. Ранк, К. Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка.

По мере роста  известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После  захвата немцами Австрии положение  Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму  денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь  прогрессирует, не помогают никакие  операции и лекарства, и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный  им мир, уже полностью открытый для  толкований и критики Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. - М.: ИНФРА-М - ФОРУМ, 1997. С. 49..

1.2 Структура личности  в концепции З.  Фрейда

Взгляды Фрейда можно  разделить на три области - это  метод лечения функциональных психических  заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стрежнем всей системы  является его взгляды на развитие и структуру личности человека.

С его точки зрения развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно  враждебной среде. Эта биологическая  детерминация и направляет процесс  становления психики. Движущими  силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения (или чувства как у более  поздних психоаналитиков). С точки  зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), но эмоции и мотивы человека, а познавательное развитие есть как бы следствие мотивационного.

Фрейд считал, что  психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном  слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются  врожденные бессознательные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом  детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два  основных врожденных бессознательных  влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических  отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда врожденные влечения являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая  нашу деятельность. Поэтому и сам  Фрейд, и его последователи, иногда называли его теорию динамической (или  даже гидравлической), подразумевая, что  психическая энергия стремится  к разрядке (то есть удовлетворению влечений) и равномерному распределению  по всему континууму. Именно поэтому  фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка. На основании этих положений разрабатывалась  и идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа, и идея трансфера, то есть переноса, обмена энергией между пациентом и психоаналитиком.

Либидо, о котором  так много писал и сам Фрейд  и его ученики, и является той  специфической энергией, которая  связана с инстинктом жизни. Для  энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал  собственного имени, но постоянно говорил  о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно  расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать  в своей деятельности вытесняются  им в бессознательное, наполняя его  содержание.

Вторая структура  личности - Эго, по мнению Фрейда также  является врожденной и располагается  как в сознательном слое, так и  в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура  личности - Супер-эго не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами  личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

1.3 Механизмы психологической  защиты

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит  от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Так как желание вытесняется в бессознательное, то человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Информация о работе Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна