Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Провести сравнительный анализ концепций личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна.
Объект исследования - концепция личности.
Предмет исследования - концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна

Содержание

Введение
Глава I. Концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда
1.1 Возникновение и становление психоаналитической теории
1.2 Структура личности в концепции З. Фрейда
1.3 Механизмы психологической защиты
1.4 Развитие личности в психоаналитической теории З. Фрейда
Глава II. Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна
2.1 Структура личности в теории Э. Берна
2.2 Анализ влияния психоаналитической теории З. Фрейда на концепцию Э. Берна
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

основные положения.docx

— 77.77 Кб (Скачать)

Семья пациента, в  отличие от вышерассмотренных случаев, не имела заметных патологий. В результате анализа, проведенного Фрейдом, были вскрыты  основные причины формирования невроза  навязчивости у пациента, среди них - соблазнение гувернанткой в 3-4 года, вызвавшее сильную сексуализацию ребенка, а также наказание его отцом, предположительно в 4 года, совпавшее со смертельной болезнью его сестры. Данное наказание привело пациента в ярость, но с того времени он стал трусом - из-за страха перед насилием за собственный гнев. Доподлинно причина наказания не известна, на в процессе анализа стало ясно, что отец выступил в роли сексуального оппонента и помехи аутоэротической активности.

В навязчивом неврозе  пациента постоянно прослеживается тема амбивалентности, борьбы между  любовью и ненавистью, садизмом и  стремлением защитить любимый объект. В его обсессивных мыслях по поводу отца и дамы, интенсификация либидо склоняла его к возобновлению былой борьбы против отцовской власти и он отваживался размышлять о возможности сексуальных отношений с другими женщинами. Его лояльность к отцу слабела, его сомнения относительно достоинств своей дамы возрастали. В рамках этих чувств он позволял себе вовлекаться в оскорбление их обоих и затем наказывать себя за это. Делая так, он постоянно копировал старую инфантильную модель. Говоря об этиологии обсессивных неврозов, Фрейд отмечал, что такая интенсивная любовь, как у пациента к своему отцу и даме, есть условие вытесненной ненависти.

В данной истории  болезни интерес вызывает также  то, что пациент был осфресиоланьяк. По его собственным словам, будучи ребенком, он узнавал каждого по его запаху, как собака; и даже когда он вырос, он оставался более чувствителен к запахам, чем большинство людей. Это позволило Фрейду предположить, что тенденция к осфресиолании, угасшей с возрастом, может играть роль в генезисе неврозов, а также дает некоторые объяснения того, почему по мере продвижения цивилизации (прямохождение и связанная с ним атрофия нюха) именно сексуальной жизни уготовано стать жертвой подавления. Ибо мы имеем хорошо известную в организации животных тесную связь между сексуальным инстинктом и функцией обонятельного органа.

Психическое здоровье пациента было возвращено ему при  помощи психоанализа. Как и многие другие стоящие и обещающие молодые  люди, он погиб на Великой Войне.

Классический  психоанализ

Содержание работы

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа 5

1.1. Источники психоанализа 5

1.2. Этапы создания  теории классического психоанализа 7

Глава 2. Создание и  сущность теории психоанализа 9

3. Методы психоанализа 18

Заключение 26

Литература 27

Введение 

Актуальность  настоящего курсового  исследования. В энциклопедической статье 1922 года Фрейд определил психоанализ как способ исследования психических процессов, иными путями недоступных, а также как метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании, использующий ряд понятий психологии, опирающихся на вышеназванные методы исследования и лечения. Таким образом, Фрейдом был заложен принцип нерасторжимой связи лечения и исследования. Как писал Фрейд: «Наша аналитическая процедура является единственной, где это драгоценное соединение непременно» . Согласно определению науки, данному А. Пуанкаре, что «наука - это прежде всего некоторая классификация, способ сближать между собой факты, которые представляются разделенными, хотя они связаны некоторым естественным скрытым родством. Иными словами, наука есть система отношений» - можно сказать, что Фрейд смог представить исследование бессознательных процессов психики на уровне научных возможностей своего времени. Однако впоследствии психоанализ столкнулся с многочисленными трудностями как в лечении пациентов, так и в деле обоснования истинности своих предпосылок, что привело к перманентному кризису теории и практики психоанализа.

Следует сказать, что  предпосылки такого кризиса коренились уже в самих основах психоаналитического  учения. Частично они коренились в  личных взглядах Фрейда, частично - в  недостатках научного знания того времени. Так, например, говоря о личности Фрейда, Э.Джонс писал: «Его великой силой, хотя иногда также его слабостью, было совершенно необычное уважение, которое он питал к единичному факту... Завладевая простым, но важным фактом, Фрейд пытался доказать его  универсальность или общность с  другими фактами. Мысль о собирании  статистических данных по каждому вопросу  была для него неприемлема» .

Цель  данной работы исследование классического психоанализа.

Задачи  работы:

- изучить источники  зарождения психоанализа,

- рассмотреть особенности  психоанализа,

- исследовать методы  психоанализа.

Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа

1.1. Источники психоанализа 

Ясное понимание  цели, сущности, основных технических  приемов и правил, психологических  элементов (механизмов) психоаналитического  метода психотерапии затруднено без  знания основных источников его происхождения.

А один из его первых соратников, создатель аналитической  психологии - К. Юнг не менее справедливо  подчеркивал: «Даже самая оригинальная и самостоятельная идея не с неба падает, а произрастает на уже имеющейся, объективно заданной интеллектуальной почве, корневая система которой - независимо от того, хотим мы того или нет, - представляет собой теснейшее переплетение» .

Можно привести еще  ряд высказываний - психоаналитиков, психологии - К. Юнг не менее справедливо  подчеркивал: «Даже самая оригинальная и самостоятельная идея не с неба падает, а произрастает на уже имеющейся, объективно заданной интеллектуальной почве, корневая система которой - независимо от того, хотим мы того или нет, - представляет собой теснейшее переплетение» .

Можно привести еще  ряд высказываний - психоаналитиков, психологов, философов, врачей, других ученых - по поводу происхождения психоаналитического  метода Фрейда, в одних из которых  Фрейда упрекали в единоличном присвоении и узурпации открытия психоанализа, в других умаляли роль и значение заслуги Й. Брейера в области психоаналитического метода и т. д .

Были даже заявления  о том, что Фрейд вместе с Брейером использовали учение французского психолога П. Жане. Представители французского гипнотизма утверждали, что психоанализ как метод психотерапии стал наследником только гипноза .

Наиболее интересной представляется точка зрения французских  психоаналитиков Л. Шертока и Р. де Соссюра, которые полагали, что: «...Фрейд находился под впечатлением некоторых методов и понятий XIX века. Однако его творческий дух наделял их новым смыслом, и в итоге все, что было заимствовано им из прошлого, приобретало совершенно новый облик. Он связан все эти заимствования в единое целостное учение - настолько оригинальное, что его психоанализ стал революционным переворотом, как в области психотерапии, так и в исследовании человеческого духа вообще» .

Аналогичных взглядов придерживались и наиболее последовательные представители классического («ортодоксального») психоанализа - Э. Джонс, Ш. Ференци, К. Абрахам и др.

Изучение этого  вопроса позволяет предположить, что психоаналитический метод оформился  на благодатной почве его предшественников, имел свои генетические корни в психотерапевтических методах, философских и психологических  учениях.

Как известно, сам  Фрейд полагал, что основными  источниками психоанализа как метода психотерапии были классический гипноз Ж. М. Шарко и Нансийской школы, катартический метод И. Брейера и закон образования ассоциаций - один из древнейших в психологии .

Рассмотрение каждого  из них в динамике, в логике развития позволит проследить: с чего началось «движение» к методу; каковы причины отхода основателя психоаналитической терапии от гипнотерапии, а затем и катартического метода; как именно от интереса к истерии («самой загадочной из всех нервных болезней»), гипнозу Фрейд подошел к своему методу свободных ассоциаций.

1.2. Этапы создания  теории классического  психоанализа 

Созидание Фрейдом  теории можно довольно грубо подразделить на четыре этапа, содержание которых  отражено в таблице 2.1.:

Таблица 2.1. Этапы  создания З.Фрейдом теории психоанализа

1 Период от 1886 до 1895 года мы хотели бы рассматривать  как этап нахождения новых  путей в понимании психопатологии  неврозов. В это время Фрейд  занимался исследованием неврозом, той деятельностью, к которой  волей-неволей его принуждали  проблемы с пациентами, которые  были у него в частной практике. С методом гипноза Шарко Фрейд познакомился в Париже, а от Йозефа Бройера он узнал, что гипнотическое лечение можно с большой пользой использовать в лечении истерических пациентов.

2 На период от 1895 до 1899 выпадает самоанализ Зигмунда Фрейда, когда Фрейд еще более тонко разработал видение структуры и функций неврозов. Таковое могло быть действительно осуществлено только на этом этапе, так как техника лечения у Фрейда теперь могла существенно измениться. Он полностью отказался от гипноза, перейд к применению свободных ассоциаций пациента в качестве необходимого средства подступа к его бессознательным представлениям, конфликтам и психическим травмам. В ноябре 1899 года появилось знаменитое «Толкование сновидений» (Traumdeutung), в VII. главе которого впервые предпринимается попытка обобщения теоретических представлений в форме топографической модели.

3 С 1900 по 1914 год перед нами третий период созидания психоаналитической теории. Разрабатывается первый психоаналитический подход в теории, который можно без преувеличения (учитывая дальнейшие тенденции в развитии теоретических представлений) назвать временем господства психологии сферы Оно. Именно на эту фазу выпадают исследования, посвященные теории бессознательной сферы и сексуальной теории, причем клинические находки, связанные с выявлением роли психосексуального развития ребенка, нашли для себя свое первое систематическое обобщение в теории либидо. В этот период Фрейд публикует наиболее знаменитые истории болезней пациентов.

4 Четвертый период созидания психоаналитической теории Фрейдом простирается от 1914 до 1939 года. Этот период можно назвать этапом структурной теории и созидания психологии сферы Я, а также интегральной теории личности. В работе «О необходимости введения понятия нарцизм» Фрейд еще в 1914 году существенно модифицирует и расширяет свою теорию либидо, позволяя включить в последнюю накопленный им опыт, говорящий о том, что и Я может либидозно оккупироваться. А до этого Я понималась исключительно в качестве рациональной части личности. Именно на этом этапе Фрейд выделяет два вида влечений, так называемые влечения Я, служащие самосохранению, и влечение либидо, принадлежащее сексуальному влечению. Новое понимание нарцизма и возможность либидозно оккупировать Я, которое довольно сильно отличается от появившегося позднее понятия «сферы Я», рассматривавшейся в качестве инстанции психического аппарата, безотлагательно привело к изменению прежних теоретических представлений. Пока, наконец, в статье «Сфера Я и сфера Оно» (1923) Фрейд не представил новую теоретическую модель, которая подразумевала разделение психического аппарата на три инстанции, на три сферы: Оно, Я и Сверх-Я. При этом от топографической модели никто не отказывался, хотя в то же время и не старался полностью интегрировать её в новую структурную модель. Представление о Я как инстанции психического аппарата существенно продолжение таблицы 2.1.

отличается от определения, даваемого Я, в прежних работах, так как Я в качестве психической  инстанции (сферы) представляет собой  абстрактную конструкцию, одну из теоретических  концепций в рамках трехчленной  концепции личности, в то время  как ранее термин «Я» можно  было использовать и для переживаний  своей собственной самости, что  привело к некоторым неточностям  и неясностям. Появлению теории сферы (инстанции) Я предшествовал постулат о существовании двух основных влечений, сексуального влечения и влечения к смерти (1920 год). Новая теория влечений, речь о которой впервые возникает в работе «По ту сторону принципа наслаждения», вызвала большое замешательство среди тогдашних психоаналитиков. Да и сегодня немногие психоаналитики способны к тому, чтобы присоединиться к созданной Фрейдом дуалистической теории. Хотя идея об агрессивном влечении принимается многими психоаналитиками, сама концепция о существовании влечения к смерти в полном объеме фрейдовской идеи разделяется далеко немногими. В связи с появлением теории о двух фундаментальных влечениях и концепцией сложной структуры сферы Я в качестве одной из психических инстанций прежние теории, объясняющие происхождение неврозов и базировавшиеся на теории либидо 1905 года, подверглись изменению. Модификация прежних взглядов осуществлялась с большим трудом, Дальнейшие трудности в теоретических разработках были вызваны появлением в наше время новых теоретических баз интересов, например, теории объект-отношений или теории нарцизма.

Информация о работе Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна