Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа
Цель работы: Провести сравнительный анализ концепций личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна.
Объект исследования - концепция личности.
Предмет исследования - концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна
Введение
Глава I. Концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда
1.1 Возникновение и становление психоаналитической теории
1.2 Структура личности в концепции З. Фрейда
1.3 Механизмы психологической защиты
1.4 Развитие личности в психоаналитической теории З. Фрейда
Глава II. Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна
2.1 Структура личности в теории Э. Берна
2.2 Анализ влияния психоаналитической теории З. Фрейда на концепцию Э. Берна
Заключение
Список литературы
Семья пациента, в отличие от вышерассмотренных случаев, не имела заметных патологий. В результате анализа, проведенного Фрейдом, были вскрыты основные причины формирования невроза навязчивости у пациента, среди них - соблазнение гувернанткой в 3-4 года, вызвавшее сильную сексуализацию ребенка, а также наказание его отцом, предположительно в 4 года, совпавшее со смертельной болезнью его сестры. Данное наказание привело пациента в ярость, но с того времени он стал трусом - из-за страха перед насилием за собственный гнев. Доподлинно причина наказания не известна, на в процессе анализа стало ясно, что отец выступил в роли сексуального оппонента и помехи аутоэротической активности.
В навязчивом неврозе пациента постоянно прослеживается тема амбивалентности, борьбы между любовью и ненавистью, садизмом и стремлением защитить любимый объект. В его обсессивных мыслях по поводу отца и дамы, интенсификация либидо склоняла его к возобновлению былой борьбы против отцовской власти и он отваживался размышлять о возможности сексуальных отношений с другими женщинами. Его лояльность к отцу слабела, его сомнения относительно достоинств своей дамы возрастали. В рамках этих чувств он позволял себе вовлекаться в оскорбление их обоих и затем наказывать себя за это. Делая так, он постоянно копировал старую инфантильную модель. Говоря об этиологии обсессивных неврозов, Фрейд отмечал, что такая интенсивная любовь, как у пациента к своему отцу и даме, есть условие вытесненной ненависти.
В данной истории
болезни интерес вызывает также
то, что пациент был
Психическое здоровье пациента было возвращено ему при помощи психоанализа. Как и многие другие стоящие и обещающие молодые люди, он погиб на Великой Войне.
Классический психоанализ
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа 5
1.1. Источники психоанализа 5
1.2. Этапы создания
теории классического
Глава 2. Создание и сущность теории психоанализа 9
3. Методы психоанализа 18
Заключение 26
Литература 27
Введение
Актуальность настоящего курсового исследования. В энциклопедической статье 1922 года Фрейд определил психоанализ как способ исследования психических процессов, иными путями недоступных, а также как метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании, использующий ряд понятий психологии, опирающихся на вышеназванные методы исследования и лечения. Таким образом, Фрейдом был заложен принцип нерасторжимой связи лечения и исследования. Как писал Фрейд: «Наша аналитическая процедура является единственной, где это драгоценное соединение непременно» . Согласно определению науки, данному А. Пуанкаре, что «наука - это прежде всего некоторая классификация, способ сближать между собой факты, которые представляются разделенными, хотя они связаны некоторым естественным скрытым родством. Иными словами, наука есть система отношений» - можно сказать, что Фрейд смог представить исследование бессознательных процессов психики на уровне научных возможностей своего времени. Однако впоследствии психоанализ столкнулся с многочисленными трудностями как в лечении пациентов, так и в деле обоснования истинности своих предпосылок, что привело к перманентному кризису теории и практики психоанализа.
Следует сказать, что
предпосылки такого кризиса коренились
уже в самих основах
Цель данной работы исследование классического психоанализа.
Задачи работы:
- изучить источники зарождения психоанализа,
- рассмотреть особенности психоанализа,
- исследовать методы психоанализа.
Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа
1.1. Источники психоанализа
Ясное понимание цели, сущности, основных технических приемов и правил, психологических элементов (механизмов) психоаналитического метода психотерапии затруднено без знания основных источников его происхождения.
А один из его первых соратников, создатель аналитической психологии - К. Юнг не менее справедливо подчеркивал: «Даже самая оригинальная и самостоятельная идея не с неба падает, а произрастает на уже имеющейся, объективно заданной интеллектуальной почве, корневая система которой - независимо от того, хотим мы того или нет, - представляет собой теснейшее переплетение» .
Можно привести еще ряд высказываний - психоаналитиков, психологии - К. Юнг не менее справедливо подчеркивал: «Даже самая оригинальная и самостоятельная идея не с неба падает, а произрастает на уже имеющейся, объективно заданной интеллектуальной почве, корневая система которой - независимо от того, хотим мы того или нет, - представляет собой теснейшее переплетение» .
Можно привести еще
ряд высказываний - психоаналитиков,
психологов, философов, врачей, других
ученых - по поводу происхождения
Были даже заявления о том, что Фрейд вместе с Брейером использовали учение французского психолога П. Жане. Представители французского гипнотизма утверждали, что психоанализ как метод психотерапии стал наследником только гипноза .
Наиболее интересной представляется точка зрения французских психоаналитиков Л. Шертока и Р. де Соссюра, которые полагали, что: «...Фрейд находился под впечатлением некоторых методов и понятий XIX века. Однако его творческий дух наделял их новым смыслом, и в итоге все, что было заимствовано им из прошлого, приобретало совершенно новый облик. Он связан все эти заимствования в единое целостное учение - настолько оригинальное, что его психоанализ стал революционным переворотом, как в области психотерапии, так и в исследовании человеческого духа вообще» .
Аналогичных взглядов придерживались и наиболее последовательные представители классического («ортодоксального») психоанализа - Э. Джонс, Ш. Ференци, К. Абрахам и др.
Изучение этого
вопроса позволяет
Как известно, сам Фрейд полагал, что основными источниками психоанализа как метода психотерапии были классический гипноз Ж. М. Шарко и Нансийской школы, катартический метод И. Брейера и закон образования ассоциаций - один из древнейших в психологии .
Рассмотрение каждого из них в динамике, в логике развития позволит проследить: с чего началось «движение» к методу; каковы причины отхода основателя психоаналитической терапии от гипнотерапии, а затем и катартического метода; как именно от интереса к истерии («самой загадочной из всех нервных болезней»), гипнозу Фрейд подошел к своему методу свободных ассоциаций.
1.2. Этапы создания теории классического психоанализа
Созидание Фрейдом теории можно довольно грубо подразделить на четыре этапа, содержание которых отражено в таблице 2.1.:
Таблица 2.1. Этапы создания З.Фрейдом теории психоанализа
1 Период от 1886 до
1895 года мы хотели бы
2 На период от 1895 до 1899 выпадает самоанализ Зигмунда Фрейда, когда Фрейд еще более тонко разработал видение структуры и функций неврозов. Таковое могло быть действительно осуществлено только на этом этапе, так как техника лечения у Фрейда теперь могла существенно измениться. Он полностью отказался от гипноза, перейд к применению свободных ассоциаций пациента в качестве необходимого средства подступа к его бессознательным представлениям, конфликтам и психическим травмам. В ноябре 1899 года появилось знаменитое «Толкование сновидений» (Traumdeutung), в VII. главе которого впервые предпринимается попытка обобщения теоретических представлений в форме топографической модели.
3 С 1900 по 1914 год перед нами третий период созидания психоаналитической теории. Разрабатывается первый психоаналитический подход в теории, который можно без преувеличения (учитывая дальнейшие тенденции в развитии теоретических представлений) назвать временем господства психологии сферы Оно. Именно на эту фазу выпадают исследования, посвященные теории бессознательной сферы и сексуальной теории, причем клинические находки, связанные с выявлением роли психосексуального развития ребенка, нашли для себя свое первое систематическое обобщение в теории либидо. В этот период Фрейд публикует наиболее знаменитые истории болезней пациентов.
4 Четвертый период созидания психоаналитической теории Фрейдом простирается от 1914 до 1939 года. Этот период можно назвать этапом структурной теории и созидания психологии сферы Я, а также интегральной теории личности. В работе «О необходимости введения понятия нарцизм» Фрейд еще в 1914 году существенно модифицирует и расширяет свою теорию либидо, позволяя включить в последнюю накопленный им опыт, говорящий о том, что и Я может либидозно оккупироваться. А до этого Я понималась исключительно в качестве рациональной части личности. Именно на этом этапе Фрейд выделяет два вида влечений, так называемые влечения Я, служащие самосохранению, и влечение либидо, принадлежащее сексуальному влечению. Новое понимание нарцизма и возможность либидозно оккупировать Я, которое довольно сильно отличается от появившегося позднее понятия «сферы Я», рассматривавшейся в качестве инстанции психического аппарата, безотлагательно привело к изменению прежних теоретических представлений. Пока, наконец, в статье «Сфера Я и сфера Оно» (1923) Фрейд не представил новую теоретическую модель, которая подразумевала разделение психического аппарата на три инстанции, на три сферы: Оно, Я и Сверх-Я. При этом от топографической модели никто не отказывался, хотя в то же время и не старался полностью интегрировать её в новую структурную модель. Представление о Я как инстанции психического аппарата существенно продолжение таблицы 2.1.
отличается от определения,
даваемого Я, в прежних работах,
так как Я в качестве психической
инстанции (сферы) представляет собой
абстрактную конструкцию, одну из теоретических
концепций в рамках трехчленной
концепции личности, в то время
как ранее термин «Я» можно
было использовать и для переживаний
своей собственной самости, что
привело к некоторым
Информация о работе Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна