Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Провести сравнительный анализ концепций личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна.
Объект исследования - концепция личности.
Предмет исследования - концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна

Содержание

Введение
Глава I. Концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда
1.1 Возникновение и становление психоаналитической теории
1.2 Структура личности в концепции З. Фрейда
1.3 Механизмы психологической защиты
1.4 Развитие личности в психоаналитической теории З. Фрейда
Глава II. Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна
2.1 Структура личности в теории Э. Берна
2.2 Анализ влияния психоаналитической теории З. Фрейда на концепцию Э. Берна
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

основные положения.docx

— 77.77 Кб (Скачать)

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность  хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной  ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку  или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек  приписывает другим те желания и  чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную  проекцию, этот защитный механизм действует  достаточно успешно, так как человек  может осознать эти чувства как  реальные, действительные, но внешние  по отношению к нему, и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма дало возможность в дальнейшем разработать  так называемые «проективные методы»  исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить  неоконченные фразы или рассказы, либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам, явились существенным вкладом в экспериментальное  исследование личности.

Наиболее эффективным  механизмом защиты является сублимация, так как помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в  другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом  сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или  очищение человека от нее. На основе этого  подхода к сублимации позднее  в психоанализе были разработаны  основы терапии искусством - арт-терапии.

1.4 Развитие личности  в психоаналитической  теории З. Фрейда

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создает свою периодизацию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет три больших этапа, распадающиеся на несколько стадий.

Первый этап - либидо-объект, характерен тем, что ребенок нуждается  в постороннем объекте для  реализации либидо. Этот этап длится до 1 года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в  том случае, когда ребенок в  этот период не смог реализовать свои либидозные желания, например ему не давали соски. Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.

Второй этап, который  длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется  тем, что для удовлетворения своих  инстинктов ребенку не требуется  никакой внешний объект. Иногда Фрейд  называл также этот этап и нарциссизмом, считая, что для всех людей, у которых  произошла фиксация на этом этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных  нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит  из нескольких стадий. Первая, которая  длится примерно до 3-х лет - анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью.

С трех лет ребенок  переходит на следующую, фаллическую  стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд  считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи  с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. Во многом это связано с тем, что в  этот период нарастает напряженность  в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к 6 годам, когда наступает латентная  стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

В подростковом возрасте дети переходят на последний этап, который также называется либидо-объект, так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.

Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, полученные при  общении со взрослым в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться и значительно позднее.

Либидозную энергию Фрейд считал основой не только развития индивидуального человека, но и человеческого общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходит вражда, кровь и междоусобица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Писалось в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуре общества, являются основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные причины и формирования личности ребенка и развития культуры и общества в целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения  и подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со временем получал все более широкую  популярность.

Психоанализ занимал  важнейшее место в теории Фрейда. Именно для объяснения работы этого  метода и были созданы остальные  части его теории.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1. - Ростов н/д.: Феникс, 1996. С. 156.:

1. воссоздать из  данных конкретных проявлений  группу сил, которые вызывают  болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение  человека;

2. реконструировать  прошлое травматическое событие,  высвободить подавленную энергию  и использовать ее для конструктивных  целей (сублимация), придать этой  энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса  освободить изначально подавленные  детские сексуальные устремления -- превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности).

Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: «Превратить  чрезмерные страдания невроза в  нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности».

В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место  родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис, так как принимая позицию врача пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Так как основа такого выздоровления связана с внушением, такая терапия была названа директивной, в отличие от той, которая основана на равноправном отношении пациента и врача.

Недостатком фрейдизма  является преувеличение роли сексуальной  сферы в жизни и психике  человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное  существо, которое находится в  состоянии непрерывной тайной войны  с обществом, заставляющим подавлять  сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии: Экспресс-справ. для студентов вузов. - Ростов н/Д: - МарТ, 2002. C. 142..

Хотя не все аспекты  теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний  день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической  науке, невозможно не признать, что  его идеи повлияли на развитие мировой  культуры, не только психологии, но и  искусства, медицины, социологии. Фрейд  открыл целый мир, который лежит  за пределами нашего сознания и в  этом его огромная заслуга перед  человечеством.

Глава II. Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна

2.1 Структура личности  в теории Э.  Берна

Э. Берн в своей  теории опирался на традиционный психоанализ. Трансакционный анализ, основателем которого он был, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний Я, а единица взаимодействия была названа трансакцией.

Согласно концепции  Берна, каждый человек представляет собой хранилище стереотипов, обусловленных  спецификой воспитания в самом широком  смысле этого слова. И одновременно есть в каждом человеке нечто такое, что толкает его на спонтанные поступки и действия, обусловленные детским «хочу» или «не хочу» (эмоции, импульсы и т.д.). В реальной жизни люди пытаются соотносить «хочу» и «должно», причем те, кому это удается сделать в наилучшей степени, более гармонично вписываются в окружающий мир. Они предстают перед окружающими чаще всего разумными и преуспевающими людьми, могут занимать в жизни хорошее социальное положение. Совокупность устоявшихся стереотипов Э. Берн называет состоянием «Родитель», трезвого «весовщика», соизмеряющего «хочу - нужно», - словом «Взрослый», а наши эмоции и импульсы - «Ребенком».

Так же, как и у  З. Фрейда, структура личности у Э. Берна трехкомпонентна. В каждом человеке самым сложным образом переплетены эти три состояния: «Взрослого», «Родителя», «Ребенка» Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Специальная литература, 1995. С. 367..

Общение с людьми (начальником на работе, продавцом  в магазине, другом, сослуживцем  и т.д.) может строиться по- разному, в зависимости от психологического состояния человека, от темы общения и - что очень важно - от того, является ли взаимодействие бескорыстным или человек хочет чего-то добиться от своего собеседника. Надо учитывать, что при этом включаются различные психологические механизмы, которые вызывают у человека доминирование того или иного состояния, каждое из которых пользуется своим особенным «языком» слов, жестов и поступков.

При обмене трансакциями, я сигнализирую о том, что признаю  вас, а вы возвращаете это признание. В языке трансактного анализа любой акт признания называется поглаживанием. Люди нуждаются в поглаживаниях для поддержания своего физического и психического здоровья.

Коммуникация может  быть эффективной в том случае, если она ведется на одном и  том же «языке», то есть (по терминологии Э. Берна), когда «Ребенок» разговаривает  с «Ребенком», «Родитель» с «Родителем», а «Взрослый» со «Взрослым». Ажурная конструкция общения приобретает хаотические черты Вавилонской башни, если один из собеседников говорит на языке «Родителя», а другой - на языке «ребенка» и т.д. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Специальная литература, 1995. С. 265.. Например, если один из собеседников, будучи типичным бюрократом, говорит на языке «Родителя», а другой -- на языке «Взрослого», то будет вполне естественным взаимное непонимание. Оно может быть разрешено двумя способами: либо «Родитель» поймет, что язык стереотипов безнадежно устарел, и попытается (может быть, и безуспешно) приблизить свое мышление и высказывания к реальности, либо (это пессимистический вариант) «Взрослый» во избежание конфликта сумеет найти в себе «Родителя» и постарается на родительском языке закончить беседу, для того чтобы благополучно выйти из сложной ситуации. В жизни людей, особенно в семейной сфере, в кругу дружеских контактов, часто бывают столкновения «Ребенка» и «Взрослого», «Ребенка» и «Родителя». Например, бесстрастный разговор супругов после длительной разлуки, постоянные упреки со стороны любимого человека -- примеры подобных столкновений.

Информация о работе Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна