Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Провести сравнительный анализ концепций личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна.
Объект исследования - концепция личности.
Предмет исследования - концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна

Содержание

Введение
Глава I. Концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда
1.1 Возникновение и становление психоаналитической теории
1.2 Структура личности в концепции З. Фрейда
1.3 Механизмы психологической защиты
1.4 Развитие личности в психоаналитической теории З. Фрейда
Глава II. Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна
2.1 Структура личности в теории Э. Берна
2.2 Анализ влияния психоаналитической теории З. Фрейда на концепцию Э. Берна
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

основные положения.docx

— 77.77 Кб (Скачать)

Таковы сложные  процессы трансформации субъективных взглядов, теоретических представлений  в объективную реальность.

В свое время успех  психоанализа объяснялся тем, что З. Фрейд и его последователи  едва ли не первыми в истории психологической  мысли обратились к изучению основополагающих вех человеческой жизни: рождения, взросления, любви и смерти. Это, конечно, было прорывом к новым горизонтам. З. Фрейд  разрушил стену между реальностью  жизненных проявлений и как бы камуфлирующей, затушевывающей остроту  их проявлений общественной моралью, по-своему выражающейся в науке, философии, в  религиозной мысли и в других формах общественного сознания.

Апелляция к универсальным  фактам человеческой жизни сделала  труды Фрейда и его последователей интересными и важными для  любого человека. Любовь есть любовь, смерть есть смерть -- это понятно каждому, точно так же как и слова «родитель», «ребенок», «взрослый». Темы эти вечны, хотя это, разумеется, еще не залог вечности написанных на эти темы трудов. Но это уже вопрос индивидуального научного и литературного таланта. А в книгах Эрика Берна талант присутствует Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Специальная литература, 1995. С. 386..

Идеи Берна сочетаются с психоанализом, но отнюдь не сводятся к нему. А гуманистический пафос  его книг, стремление наделить человека ясным пониманием своей жизненной  ситуации, помочь ему стать, честным  с самим собой и с другими  людьми, пройти жизнь рыцарем без  страха и упрека -- разве это само по себе не искупает недостатков его труда? Это относится прежде всего ко второму разделу книги, имеющему подзаголовок «Психология человеческой судьбы». Но эти слова справедливы и по отношению к первому разделу («Игры, в которые играют люди»), цель которого -- научить человека меньше «играть», а больше быть самим собой, искать подлинной интимности и подлинной свободы.

Моральный пафос  книг Берна характеризуется его  непроизвольным восклицанием: «Только  ради бога, не бейте ребенка!» Теория, ведущая к такому выводу, не может  быть вредной. Иногда людям не хватает  целой жизни, чтобы прийти к такой  вроде бы немудреной истине. А иногда они приходят к ней слишком поздно. Для того чтобы как можно больше людей скорее поняли эту и многие другие истины, необходимые для более полной и счастливой жизни, и писал свои книги Эрик Берн.

Заключение

Психоаналитическая  концепция человека и человеческих взаимоотношений, в частности концепция  Эрика Берна, теоретически неверна, но в то же время цели ее автора гуманны и благородны, а некоторые его теоретические соображения интересны и полезны.

Если в первые десятилетия существования психоанализа критика его велась в основном с моральных или абстрактно-идеологических позиций (это-де покушение на самое святое, разрушение моральных и идейных устоев и т. д. и т. п.), то последние двадцать лет ознаменовались и в нашей стране, и на Западе усилением чисто научной критики.

Итоги критики обычно сводят к следующему. Во-первых, «тройственная» структура психического аппарата, как  она изображалась 3. Фрейдом («Я», «Оно», «Сверх-Я») и как она, с соответствующими изменениями, изображена Берном («Взрослый», «Ребенок», «Родитель»), представляет собой весьма примитивную конструкцию, не находящую никакого соответствия в изучаемом невропсихологами материальном субстрате человеческой психики и в происходящих в ней процессах. Во-вторых, биофизики показали, что созданная З. Фрейдом и усвоенная многими из позднейших психоаналитиков теория влечения (любой из человеческих мотивов представляет собой в конечном счете превращенную форму полового влечения) ориентирована на чересчур простую «гидравлическую» модель. Это устаревший, давно пройденный наукой уровень понимания биологической энергии. В-третьих, современные психологи с помощью самых тонких экспериментов не смогли обнаружить сколько-нибудь устойчивых доказательств того (как это считали З. Фрейд и Э. Берн), что содержание снов обнаруживает суть вытесняемых бессознательных стремлений. В-четвертых, 3. Фрейд, а за ним буквально все представители психоанализа (как показали долговременные эмпирические исследования в рамках возрастной психологии) непомерно преувеличили роль ранних детских переживаний в становлении человеческой психики. Они далеко не всегда оказывают «судьбоносное» влияние. Этот факт подрывает едва ли не главные составные части психоанализа -- учение о неврозах и концепцию психоаналитической терапии.

В-пятых, большинство  современных психологов и психиатров видят в психоаналитических терминах, таких, как «Эдипов комплекс» (Берн пополняет этот перечень терминами  «сценарий», «футболка» и др.) не столько  научные понятия, пригодные для  описания психических структур и  функций, сколько цветистые метафоры, более приличествующие художественному  словоупотреблению. В-шестых, социологи  справедливо указывают, что психоанализ, претендующий на создание общей концепции  человека и человеческой судьбы (Берн в этом отношении не менее амбициозен, чем сам основатель психоанализа), абсолютно упустил из виду формирующее  влияние на человека крупномасштабных социальных структур, по-своему отражающихся в приемах воспитания, механизмах социализации и т. п Марцинковская Т.Д. Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в ХХ веке. - М.: Проспект, 2003. С. 335..

Это, разумеется, далеко не все критические претензии, которые  можно высказать в адрес психоанализа. Но это, пожалуй, главные из них. Все  они могут быть отнесены и к  берновскому варианту психоанализа (к его сценарной теории).

История науки неоднократно показывала, как научные теории, будучи опровергнуты фактами и, казалось бы, навсегда похороненные, воскресали порой через весьма солидный период времени. Так же в истории науки  известно множество ошибок ученых и  значительно меньше гениальных прозрений. Недалеко бы ушло наше познание человека и мира, если бы главной нормой суждения в науке стала нетерпимость -- нетерпимость к ошибкам, альтернативным мнениям, к отличающейся от общепринятой форме изложения материала.

Все эти соображения  применимы и к психоаналитической теории, и к книгам Эрика Берна. Но даже признавая данные теории неверными, еще не повод пренебрегать трудами Фрейда и Берна. Ведь, отвергнув эти концепции, мы откажемся от одного из способов ближе подойти к решению «вечных проблем» и «последних вопросов».

Список  литературы

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые  играют в игры. - СПб.: Специальная  литература, 1995. - 388 с.

2. Берн Э. Введение  в психиатрию и психоанализ  для непосвященных. - Симферополь, 1998. - 358 с.

3. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите «Здравствуйте». - М.: Прогресс, 1984. - 290 с.

4. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л.: ЭГО, 1991. - 198 с.

5. Ильенков Э.В. Что же такое личность? - М.: РГУ, 2004. - 88 с.

6. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск: Изд. ТГУ, 1992. - 376 с.

7. Марцинковская  Т.Д. Глубинная психология (психоанализ)  и ее развитие в ХХ веке. - М.: Проспект, 2003. - 340 с.

8. Овчаренко В.И.  Психоаналитический глоссарий. - Минск:  СПК ИНФО, 1994. - 218 с.

9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1. - Ростов н/д.: Феникс, 1996. - 416 с.

10. Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. - М.: ИНФРА-М - ФОРУМ, 1997. - 352 с.

11. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов  по психологии: Экспресс-справ. для студентов вузов. - Ростов н/Д: - МарТ, 2002. - 288 с.

12. Фрейд З. Введение  в психоанализ: лекции. - М.: ЭГО, 1991. - 326 с.

13. Хрестоматия по  глубинной психологии / Редактор-составитель  Хегай Л.А. - М.: ЧеРо, 1996. - 248 с.

14. Хрестоматия по  психологии. /Сост. В.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.

15. Шерток Л., Соссюр Р., де. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. - М.: Прогресс, 1991. - 288 с.

Классический  психоанализ З.Фрейда

Работа Зигмунда Фрейда, начавшаяся в специализированных областях неврологии и психиатрии, выработала представления о личности, которые оказали огромное влияние  на всю западную культуру. Его точка  зрения на человека и его положение, резко расходившаяся с общепринятыми  взглядами его современников, представляет собой сложный и убедительный способ рассмотрения нормального и  ненормального развития.

Работа Фрейда противоречила  культурным, религиозным, социальным и  научным запретам. Он создал новые  подходы в лечении душевнобольных. Постоянно пересматривал и перерабатывал  свои взгляды. Попытаемся в доступной  форме изложить основные положения  учения Фрейда.

Все мышление Фрейда строится на предпосылке, что тело –  единственный источник душевного опыта.

Психический детерминизм. З.Фрейд полагал, что в душевной жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждое возникшее воспоминание, мысль, чувство или действие имеют свою причину.  Каждое душевное событие  вызывается сознательным или бессознательным  намерением и определяется предшествующими  событиями. Некоторые события “кажутся”  возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим.

Сознательное, бессознательное, предсознательное. Топографическая модель. В психической жизни индивида З. Фрейд выделял три основных уровня, связанных между собой по вертикали: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознательное отделены от сознания особой психической инстанцией – “цензурой”, которая вытесняет из сознания и оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.

Фрейд сравнивал  личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, невидимую, - бессознательное. В этой нижней части айсберга находятся  основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Все психические  процессы связаны  между собой  по вертикали и горизонтали. 

Карл Юнг писал, что “нет необходимости характеризовать  то, что мы называем “сознанием”. Оно  соответствует “сознанию” философов  и обыденного смысла”.

Бессознательное. Фрейд  считал, что если мысли или чувства  кажутся не связанными с предшествующими  мыслью или чувствами, то связь нужно  искать в бессознательном.

К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными  и вообще недоступны сознанию, а  также мысли и чувства, подвергнутые “цензуре” и “подавляемые”. Этот материал не утерян, не забыт, но он не допускается к воспоминанию, а  поэтому проявляется в сознании не прямо, а опосредованно, окольными  путями – в описках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах и т.д.

Бессознательный материал обладает жизненностью и непосредственностью. Допущенные в сознание воспоминания о происшедшем десятилетия назад, не теряют своей эмоциональной силы. Они не организуются хронологически, время ничего  в них не меняет, идея времени не применима к ним.

Предсознание. Предсознание – часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Доступные фрагменты памяти – часть предсознания. Это может быть память о том, что вы делали вчера, ваши любимые мелодии, улицы, на которых вы жили и другие воспоминания. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. Оно находится между сознанием и бессознательным.

Побуждения, инстинкты  и принцип равновесия. Инстинкты  – это те напряжения, которые  направляют организм к определенным целям. Физические аспекты инстинкта  Фрейд называл потребностями, психические  – желаниями. Инстинкты – это  силы, побуждающие людей к действиям.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель, импетус (импульс), объект.

Источником, в котором  возникает потребность, может быть часть тела или все тело целиком.

Цель состоит в  уменьшении потребности до такой  степени, когда дальнейшее действие, направленное на удовлетворение потребности, перестает быть нужным. 

Импетус (импульс) – то количество энергии, силы или напряжения, которое используется, чтобы удовлетворить инстинкт; определяется силой или настоятельностью потребности.  

Объект инстинкта  – те предметы или действия, которые  удовлетворяют первоначальную цель.

Рассмотрим, как проявляются  эти компоненты у человека, испытывающего  жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости; источник –  насущная потребность в жидкости. По мере усиления она может быть осознана как “жажда”. Если она  не удовлетворяется, она становится все более выраженной: ее интенсивность  растет, т.е. растет импетус энергии, которая может быть использована на то, что может устранить жажду. Цель состоит в том, чтобы уменьшить напряжение, ликвидировать жажду. Объект – это не только жидкость, он включает все действия, которые направлены на уменьшение напряжения – вставание, хождение в кладовую, выбор питья и т.д.

Информация о работе Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна