Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 11:51, курсовая работа
Цель работы: Провести сравнительный анализ концепций личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна.
Объект исследования - концепция личности.
Предмет исследования - концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда и трансактном анализе Э. Берна
Введение
Глава I. Концепция личности в классическом психоанализе З. Фрейда
1.1 Возникновение и становление психоаналитической теории
1.2 Структура личности в концепции З. Фрейда
1.3 Механизмы психологической защиты
1.4 Развитие личности в психоаналитической теории З. Фрейда
Глава II. Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна
2.1 Структура личности в теории Э. Берна
2.2 Анализ влияния психоаналитической теории З. Фрейда на концепцию Э. Берна
Заключение
Список литературы
Таковы сложные процессы трансформации субъективных взглядов, теоретических представлений в объективную реальность.
В свое время успех
психоанализа объяснялся тем, что З.
Фрейд и его последователи
едва ли не первыми в истории
Апелляция к универсальным фактам человеческой жизни сделала труды Фрейда и его последователей интересными и важными для любого человека. Любовь есть любовь, смерть есть смерть -- это понятно каждому, точно так же как и слова «родитель», «ребенок», «взрослый». Темы эти вечны, хотя это, разумеется, еще не залог вечности написанных на эти темы трудов. Но это уже вопрос индивидуального научного и литературного таланта. А в книгах Эрика Берна талант присутствует Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Специальная литература, 1995. С. 386..
Идеи Берна сочетаются с психоанализом, но отнюдь не сводятся к нему. А гуманистический пафос его книг, стремление наделить человека ясным пониманием своей жизненной ситуации, помочь ему стать, честным с самим собой и с другими людьми, пройти жизнь рыцарем без страха и упрека -- разве это само по себе не искупает недостатков его труда? Это относится прежде всего ко второму разделу книги, имеющему подзаголовок «Психология человеческой судьбы». Но эти слова справедливы и по отношению к первому разделу («Игры, в которые играют люди»), цель которого -- научить человека меньше «играть», а больше быть самим собой, искать подлинной интимности и подлинной свободы.
Моральный пафос книг Берна характеризуется его непроизвольным восклицанием: «Только ради бога, не бейте ребенка!» Теория, ведущая к такому выводу, не может быть вредной. Иногда людям не хватает целой жизни, чтобы прийти к такой вроде бы немудреной истине. А иногда они приходят к ней слишком поздно. Для того чтобы как можно больше людей скорее поняли эту и многие другие истины, необходимые для более полной и счастливой жизни, и писал свои книги Эрик Берн.
Заключение
Психоаналитическая концепция человека и человеческих взаимоотношений, в частности концепция Эрика Берна, теоретически неверна, но в то же время цели ее автора гуманны и благородны, а некоторые его теоретические соображения интересны и полезны.
Если в первые десятилетия существования психоанализа критика его велась в основном с моральных или абстрактно-идеологических позиций (это-де покушение на самое святое, разрушение моральных и идейных устоев и т. д. и т. п.), то последние двадцать лет ознаменовались и в нашей стране, и на Западе усилением чисто научной критики.
Итоги критики обычно сводят к следующему. Во-первых, «тройственная» структура психического аппарата, как она изображалась 3. Фрейдом («Я», «Оно», «Сверх-Я») и как она, с соответствующими изменениями, изображена Берном («Взрослый», «Ребенок», «Родитель»), представляет собой весьма примитивную конструкцию, не находящую никакого соответствия в изучаемом невропсихологами материальном субстрате человеческой психики и в происходящих в ней процессах. Во-вторых, биофизики показали, что созданная З. Фрейдом и усвоенная многими из позднейших психоаналитиков теория влечения (любой из человеческих мотивов представляет собой в конечном счете превращенную форму полового влечения) ориентирована на чересчур простую «гидравлическую» модель. Это устаревший, давно пройденный наукой уровень понимания биологической энергии. В-третьих, современные психологи с помощью самых тонких экспериментов не смогли обнаружить сколько-нибудь устойчивых доказательств того (как это считали З. Фрейд и Э. Берн), что содержание снов обнаруживает суть вытесняемых бессознательных стремлений. В-четвертых, 3. Фрейд, а за ним буквально все представители психоанализа (как показали долговременные эмпирические исследования в рамках возрастной психологии) непомерно преувеличили роль ранних детских переживаний в становлении человеческой психики. Они далеко не всегда оказывают «судьбоносное» влияние. Этот факт подрывает едва ли не главные составные части психоанализа -- учение о неврозах и концепцию психоаналитической терапии.
В-пятых, большинство
современных психологов и психиатров
видят в психоаналитических терминах,
таких, как «Эдипов комплекс» (Берн
пополняет этот перечень терминами
«сценарий», «футболка» и др.) не столько
научные понятия, пригодные для
описания психических структур и
функций, сколько цветистые метафоры,
более приличествующие
Это, разумеется, далеко
не все критические претензии, которые
можно высказать в адрес
История науки неоднократно показывала, как научные теории, будучи опровергнуты фактами и, казалось бы, навсегда похороненные, воскресали порой через весьма солидный период времени. Так же в истории науки известно множество ошибок ученых и значительно меньше гениальных прозрений. Недалеко бы ушло наше познание человека и мира, если бы главной нормой суждения в науке стала нетерпимость -- нетерпимость к ошибкам, альтернативным мнениям, к отличающейся от общепринятой форме изложения материала.
Все эти соображения
применимы и к
Список литературы
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Специальная литература, 1995. - 388 с.
2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - Симферополь, 1998. - 358 с.
3. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите «Здравствуйте». - М.: Прогресс, 1984. - 290 с.
4. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л.: ЭГО, 1991. - 198 с.
5. Ильенков Э.В. Что же такое личность? - М.: РГУ, 2004. - 88 с.
6. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск: Изд. ТГУ, 1992. - 376 с.
7. Марцинковская Т.Д. Глубинная психология (психоанализ) и ее развитие в ХХ веке. - М.: Проспект, 2003. - 340 с.
8. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. - Минск: СПК ИНФО, 1994. - 218 с.
9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1. - Ростов н/д.: Феникс, 1996. - 416 с.
10. Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. - М.: ИНФРА-М - ФОРУМ, 1997. - 352 с.
11. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии: Экспресс-справ. для студентов вузов. - Ростов н/Д: - МарТ, 2002. - 288 с.
12. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М.: ЭГО, 1991. - 326 с.
13. Хрестоматия по глубинной психологии / Редактор-составитель Хегай Л.А. - М.: ЧеРо, 1996. - 248 с.
14. Хрестоматия по психологии. /Сост. В.В. Мироненко. - М.: Просвещение, 1987. - 432 с.
15. Шерток Л., Соссюр Р., де. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. - М.: Прогресс, 1991. - 288 с.
Классический психоанализ З.Фрейда
Работа Зигмунда
Фрейда, начавшаяся в специализированных
областях неврологии и психиатрии,
выработала представления о личности,
которые оказали огромное влияние
на всю западную культуру. Его точка
зрения на человека и его положение,
резко расходившаяся с
Работа Фрейда противоречила
культурным, религиозным, социальным и
научным запретам. Он создал новые
подходы в лечении
Все мышление Фрейда строится на предпосылке, что тело – единственный источник душевного опыта.
Психический детерминизм.
З.Фрейд полагал, что в душевной
жизни нет перерывов и
Сознательное, бессознательное, предсознательное. Топографическая модель. В психической жизни индивида З. Фрейд выделял три основных уровня, связанных между собой по вертикали: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное и предсознательное отделены от сознания особой психической инстанцией – “цензурой”, которая вытесняет из сознания и оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся проявиться в сознании.
Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, невидимую, - бессознательное. В этой нижней части айсберга находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Все психические процессы связаны между собой по вертикали и горизонтали.
Карл Юнг писал, что “нет необходимости характеризовать то, что мы называем “сознанием”. Оно соответствует “сознанию” философов и обыденного смысла”.
Бессознательное. Фрейд считал, что если мысли или чувства кажутся не связанными с предшествующими мыслью или чувствами, то связь нужно искать в бессознательном.
К области бессознательного
принадлежат инстинктивные
Бессознательный материал
обладает жизненностью и непосредственностью.
Допущенные в сознание воспоминания
о происшедшем десятилетия
Предсознание. Предсознание – часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Доступные фрагменты памяти – часть предсознания. Это может быть память о том, что вы делали вчера, ваши любимые мелодии, улицы, на которых вы жили и другие воспоминания. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы. Оно находится между сознанием и бессознательным.
Побуждения, инстинкты и принцип равновесия. Инстинкты – это те напряжения, которые направляют организм к определенным целям. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические – желаниями. Инстинкты – это силы, побуждающие людей к действиям.
Инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель, импетус (импульс), объект.
Источником, в котором возникает потребность, может быть часть тела или все тело целиком.
Цель состоит в
уменьшении потребности до такой
степени, когда дальнейшее действие,
направленное на удовлетворение потребности,
перестает быть нужным.
Импетус (импульс) –
то количество энергии, силы или напряжения,
которое используется, чтобы удовлетворить
инстинкт; определяется силой или настоятельностью
потребности.
Объект инстинкта – те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.
Рассмотрим, как проявляются эти компоненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости; источник – насущная потребность в жидкости. По мере усиления она может быть осознана как “жажда”. Если она не удовлетворяется, она становится все более выраженной: ее интенсивность растет, т.е. растет импетус энергии, которая может быть использована на то, что может устранить жажду. Цель состоит в том, чтобы уменьшить напряжение, ликвидировать жажду. Объект – это не только жидкость, он включает все действия, которые направлены на уменьшение напряжения – вставание, хождение в кладовую, выбор питья и т.д.
Информация о работе Концепция личности в трансактном анализе Э. Берна