Этапы развития психики в процессе эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.

Содержание

I. Введение


II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

своей деятельности и 2) путем  сравнения себя с другими людьми. Чем выше

уровень притязаний, тем труднее  их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-

либо деятельности существенно  влияют на оценку индивидом своих  способностей в

этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех

повышает их. Не менее важен  и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно

или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные

достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку

личности сильно влияют также  ее индивидуальные особенности и  то, насколько

важно для нее оцениваемое  качест­во или деятельность. Частных самооценок

бесконечно много. Су­дить по ним о человеке, не зная системы его личных

ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для

него основными, невозможно.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости  от

обстоятельств. Усвоение новых  оценок может изменять значение усвоенных

прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает  себя способным

учеником. Он горд и доволен  собой, поскольку это признается другими: его

успехи вызывают положительные  реакции учителей, встречают поддержку  в семье и

вообще имеют благоприятный  социальный резонанс. Однако эта позитивная

самооценка может оказаться  поколебленной в результате срыва  на экзаменах или

в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на

второй, план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными

достижениями. Кроме того, по мере взросления способ­ный школьник может

обнаружить, что успехи в  учебе сами по себе еще не приносят счастья и не

являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В  этом случае общая

самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную

роль в ее формировании играет сопоставление образа реального  «Я» с образом

идеального «Я», т. е. с  пред­ставлением о том, каким человек хотел бы быть.

Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный

«образ Я», тот должен иметь  высокую самооценку. Если же чело­век ощущает

разрыв между этими  характеристиками и реаль­ностью своих достижений, его

самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для  формирования самооценки, свя­зан с интериоризацией

социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен

оценивать себя так, как, по его  мнению, его оценивают другие. Наконец, еще

один взгляд на природу  и формирование самооценки заключается  в том, что

че­ловек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей

идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то

делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и  именно его делает

хорошо. В целом картина  выглядит таким образом, что люди прилагают большие

усилия для того, чтобы  с наибольшим успехом «вписаться»  в структуру общества.

Следует подчеркнуть, что  самооценка, независимо от того, лежит  ли в ее основе

собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей,

индивидуальные идеалы или  культурно заданные стандарты, всегда носит

субъективный характер.

                             III. Заключение                            

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его

существования, и история  становления сознания не выходит, за рамки нескольких

десятков тысяч лет, которые  мы относим к истории человеческого  общества.

Главным условием возникновения  и развития человеческого сознания является

совместная продуктивная опосредованная речью орудийная  деятельность людей.

Это такая деятельность, которая  требует кооперации, общения и  взаимодействия

людей друг с другом. Она  предполагает создание такого продукта, который всеми

участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе

коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для

того чтобы вместе людям  заниматься каким-либо делом, каждый из них должен

ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть

определена и выражена в слове.

Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться  индивидуальное

сознание человека. Для  его становления также необходимы совместная

деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и

словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала филогенетического

и онтогенетического возникновения  и развития человеческого сознания его

субъективным носителем  становиться речь, которая вначале  выступает как

средство общения, а затем  становиться средством мышления.

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово  и связанное с ним

содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив

свое всеобщее значение, слово  затем проникает в индивидуальное сознание и

становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале

появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное

сознание человека формируется  на базе и при условии существования

коллективного сознания путем  его присвоения.

Сознание предполагает осознание  человеком не только внешнего мира, но и

самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,

представления и чувства  людей материально воплощаются  в предметах их

творческого труда и при  последующем восприятии этих предметов  становятся

осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития

сознания человека через  восприятие им своих собственных  творений.

                

IV. Перечень использованной  литературы

 

                

     1. Немов Р.С. Психология: 1 т. – М., 2001. (Сознание человека: 132 – 142.)

     2. Выготский  Л.С. Собрание сочинений: 6 т. –  Т. I. – М., 1982. (Сознание

как проблема психологии поведения: 78 – 98. Психика, сознание и

бессознательное: 132 – 148.)

     3. Леонтьев  А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975).

(Теория сознания: 23 – 33.)

     4. Леонтьев  А.Н. Избранные психологические  произведения: 2 т. – Т. I. –

М., 1983 (Возникновение и  развитие сознания человека: 222 – 279.)

     5. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии: 2 т. – Т. I. – М., 1989.

(Сознание человека: 156 –  190.)

     6. Фрейд З.  Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991. (Ошибочные

действия: 7 – 48.)

     7. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной

информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 – 403.)

     8. Дубровина  И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание  и самосознание: 147 – 157.)

     9. Веккер Л.М. Психические процессы: 3 т. – Т. 3. – Л., 1981. (Психика –

речь – сознание: 285 – 325.)

    


Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции