Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.
I. Введение
II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы
своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше
уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-
либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в
этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех
повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно
или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные
достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку
личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько
важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок
бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных
ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для
него основными, невозможно.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от
обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных
прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным
учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его
успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и
вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная
самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или
в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на
второй, план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными
достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может
обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не
являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая
самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную
роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом
идеального «Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный
«образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает
разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его
самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией
социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен
оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще
один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что
человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей
идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то
делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает
хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие
усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
Следует подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежит ли в ее основе
собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей,
индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит
субъективный характер.
III. Заключение
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его
существования, и история становления сознания не выходит, за рамки нескольких
десятков тысяч лет, которые
мы относим к истории
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является
совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.
Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия
людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми
участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе
коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для
того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен
ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть
определена и выражена в слове.
Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное
сознание человека. Для
его становления также
деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и
словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала филогенетического
и онтогенетического
субъективным носителем становиться речь, которая вначале выступает как
средство общения, а затем
становиться средством
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним
содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив
свое всеобщее значение, слово
затем проникает в
становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале
появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное
сознание человека формируется на базе и при условии существования
коллективного сознания путем его присвоения.
Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и
самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,
представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их
творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся
осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития
сознания человека через восприятие им своих собственных творений.
IV. Перечень использованной литературы
1. Немов Р.С. Психология: 1 т. – М., 2001. (Сознание человека: 132 – 142.)
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6 т. – Т. I. – М., 1982. (Сознание
как проблема психологии поведения: 78 – 98. Психика, сознание и
бессознательное: 132 – 148.)
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975).
(Теория сознания: 23 – 33.)
4. Леонтьев
А.Н. Избранные
М., 1983 (Возникновение и развитие сознания человека: 222 – 279.)
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2 т. – Т. I. – М., 1989.
(Сознание человека: 156 – 190.)
6. Фрейд З.
Введение в психоанализ.
действия: 7 – 48.)
7. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной
информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 – 403.)
8. Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)
9. Веккер Л.М. Психические процессы: 3 т. – Т. 3. – Л., 1981. (Психика –
речь – сознание: 285 – 325.)
Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции