Этапы развития психики в процессе эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.

Содержание

I. Введение


II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

она не была распространена на решение проблемы о природе  человеческой

психики, так что по­следняя продолжала рассматриваться как нечто

предсуществующее и лишь «наполняю­щееся» новыми содержаниями. Эти-то

метафизические позиции  и были разрушены диалектико-материалистическим

воззрением, открывшим перед  психологией сознания со­вершенно новые

перспективы.

Исходное положение марксизма  о созна­нии состоит в том, что оно представляет

со­бой качественно особую форму психики. Хотя сознание и имеет свою

длительную предысторию  в эволюции животного мира, впервые  оно возникает у

человека в процессе станов­ления труда и общественных отношений. Сознание с

самого начала есть общественный продукт.

Марксистское положение  о необходимости и о реальной функции сознания

полностью исключает возможность  рассматривать в психологии явления  сознания

лишь как эпифе­номены, сопровождающие мозговые процессы и ту деятельность,

которую они реализуют. Вместе с тем психология, конечно, не может просто

постулировать активность сознания. Задача психологической науки заключается  в

том, чтобы научно объяснить  действенную роль сознания, а это  возможно лишь

при ус­ловии коренного изменения самого подхода к проблеме и прежде всего при

условии от­каза от того ограниченного антропологиче­ского взгляда на

сознание, который застав­ляет искать его объяснение в процессах,

разыгрывающихся в голове индивида под влиянием воздействующих на него

раздра­жителей,— взгляда, неизбежно возвращаю­щего психологию на

параллелистические по­зиции.

Действительное объяснение сознания ле­жит не в этих процессах, а в

общественных условиях и  способах той деятельности, кото­рая создает его

необходимость,— в деятель­ности трудовой. Эта деятельность характери­зуется

тем, что происходит ее овеществление, ее «угасание», по выражению Маркса, в

про­дукте.

«То,— пишет Маркс в  «Капитале»,—что на стороне рабочего проявлялось в форме

дея­тельности, теперь на стороне про­дукта выступает в форме покоящегося

свой­ства, в форме бытия». Ниже: «Во время процесса труда, труд постоянно

переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы дви­жения в форму

предметности».

В этом процессе происходит опредмечивание также и тех представлений, которые

по­буждают, направляют и регулируют деятель­ность субъекта. В ее продукте они

обретают новую форму  существования в виде внешних, чувственно воспринимаемых

объектов. Теперь в своей  внешней, экстериоризованной или экзотерической форме

они сами стано­вятся объектами отражения. Соотнесение с исходными

представлениями и есть процесс  их осознания субъектом — процесс, в

ре­зультате которого они получают в его голове свое удвоение, свое идеальное

бытие.

Такое описание процесса осознания  яв­ляется, однако, неполным. Для того,

чтобы этот процесс мог  осуществиться, объект дол­жен выступить  перед

человеком именно как запечатлевший  психическое содержание дея­тельности, т.е.

своей идеальной стороной. Выделение этой последней, однако, не может быть

понято в отвлечении от общественных связей, в которые необходимо вступают

уча­стники труда, от их общения. Вступая в об­щение между собой, люди

производят также язык, служащий для означения предмета, средств и самого

процесса труда. Акты озна­чения и суть не что иное, как акты выделе­ния

идеальной стороны объектов, а присвое­ние индивидами языка — присвоение

озна­чаемого им в форме его осознания. «...Язык,— замечают Маркс и Энгельс,—

есть практиче­ское, существующее и для других людей и лишь тем самым

существующее также и  для меня самого, действительное сознание...»

Это положение отнюдь не может  быть истолковано в том смысле, что сознание

порождается языком. Язык является не его демиургом, а формой его

существования. При этом слова, языковые знаки — это не просто заместители

вещей, их условные субституты. За словесными значениями скрывается

обще­ственная практика, преобразованная и кри­сталлизованная в них

деятельность, в про­цессе которой только и раскрывается чело­веку объективная

реальность.

Конечно, развитие сознания у каждого от­дельного человека не повторяет

общественно-исторического  процесса производства сознания. Но сознательное

отражение мира не возникает  у него и в результате прямой проекции на его мозг

представлений и поня­тий, выработанных предшествующими поко­лениями. Его

сознание тоже является про­дуктом его деятельности в предметном мире. В этой

деятельности, опосредованной обще­нием с другими людьми, и осуществляется

процесс присвоения им духов­ных богатств, накопленных человеческим родом и

воплощенных в предметной чувственной форме. При этом само предметное бытие

человеческой дея­тельности (Маркс говорит — промышленно­сти, поясняя, что вся

человеческая деятель­ность была до сих пор трудом, т. е. промыш­ленностью)

     6. «Я-концепция»

«Я-концепция» — это совокупность всех представлений человека о себе,

сопряженная с их оценкой. Установ­ки, направленные на самого себя,

составляют:

1) «образ Я» — представление  индивида о самом себе;

2) самооценку – эмоционально  окрашенную оценку этого представления;

3) потенциальную поведенческую  реакцию — те конкретные действия, которые

могут быть

вызваны «образом Я» и самооценкой.

Представления человека о  самом себе, как правило, кажутся  ему убедительными

независимо от того, основываются ли они на объективном знании или

субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые

мы приписываем собственной  личности, далеко не всегда объективны, и с ними

не всегда готовы согласиться  другие люди. Даже такие на первый взгляд

объективные показатели, как  рост или возраст, могут для разных людей иметь

разное значение, обусловленное  общей структурой их «Я-концепции». Скажем,

достижение сорокалетнего  возраста один считают порой расцвета, а другие —

началом  старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как  приемле­мый,

даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая  часть подобных

оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими той или иной

социальной среде.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими  недостатками,

является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он

ощущает негативные реакции  окружающих (часто тоже только кажущиеся),

сопровождаю­щие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом

случае на пути развития позитивной «Я-концепции» могут возни­кать серьезные

затруднения.

Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к

самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами

негативной  «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, неприятие

себя, ощуще­ние своей неполноценности.

«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению

внутренней согласованности  личности, определяет интерпретацию  приобретенного

опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности.

Представления, чувства или  идеи, вступающие в противоречие с  другими его

представлениями, чувствами  или идеями, приводят к дегармонизации личности, к

ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность  во внутренней

гармонии, человек готов  предпринимать различные действия, ко­торые

способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.

Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с су­ществующими

представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной

оболочки, в которую заключена «Я-концепция». Если же новый опыт не

вписывается в существую­щие представления, противоречит уже имеющейся «Я-

концепции», то оболочка срабатывает  как защитный экран, не допуская

чуже­родное тело внутрь этого сбалансированного организма. Проти­воречивый

опыт, вносящий рассогласование  в структуру лично­сти, может усваиваться с

помощью механизмов психологической  защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на ос­нове представлений о

себе не только свое поведение, но и интер­претацию собственного опыта. «Я-

концепция» здесь действует  как своего рода внутренний фильтр, который

определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя  сквозь этот

фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответст­вующее

представлениям человека о себе.

«Я-концепция» определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том,

что должно произойти. Так, например, де­ти, которым свойственно беспокоиться

о своих успехах в школе, часто говорят: «Я знаю, что окажусь  полным дураком»

или «Я знаю, что плохо  напишу эту контрольную». Иногда с  помощью таких

суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они  отражают его

реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение

определяются в конечном счете его представлениями о себе.

В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть по­ведение человека. «Я-

концепция» — это представление  о «Я», ко­торое может быть верным или

неверным, искаженным. Она  ча­стично осознана, но частично существует и в

бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция»

да­ет поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем

«Я» запрограммировано, что  я хороший ученик, то я могу преодолеть все

соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы  подтвердить свое

«Я». Однако если в моем «Я»  жестко записано, что я «беспощадный и сильный»,

то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление

великодушия и любви я  буду рассматривать как слабость, достой­ную презрения.

Самосознание работает путем  постоянного сравнения реаль­ного поведения с «Я-

концепцией» и тем самым  осуществляет ре­гуляцию поведения. Рассогласование

между «Я-концепцией» и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей

черта, запрограммированная  в «Я», тем сильнее переживается рассогла­сование.

Неподкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реагирует на

него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об

этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не

мог защищаться против них  с помощью механизмов психологической  защиты.

Слишком жесткая структура  «Я-концепции» вначале кажется силой  характера, а на

поверку часто становится источником му­чительных рассогласований, которые

могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая «Я-концепция

делает нас бесхарактерными  и непригодными для длительных и  напряжен­ных

усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отли­чаться друг от друга

также тем, как они реагируют  на рассо­гласование между «Я-концепцией» и

реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень

чувствитель­ны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь лома­ет их

быстро. Их жесткая структура  не может «гнуться» и из­меняться под влиянием

обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию  она ломается; личность

переживает кризис, иногда необратимый.

В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между «Я-

концепцней» и реальным поведением, эта «Я-концепция» настолько искажена и

деформирована, что дости­жение согласования невозможно. Когда мы говорим о

низкой са­мооценке личности, то под этим подразумеваем то, что

рассогла­сование настолько сильно, что человек потерял всякую возмож­ность

достичь согласия с самим  собой.

Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тожде­ственность

личности, фактически индивид  имеет множество раз­ных «образов Я».

«Образ Я» – одна из самых  важных для личности социальных установок. Все люди

испытывают потребность  в положительном «образе Я»: отрицательное  отношение к

себе, неприятие собст­венного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины,

всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими

специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Вопрос об истинности «образа  Я» правомерен только относи­тельно когнитивных

его компонентов. Знание человеком  самого себя не может быть ни исчерпывающим,

ни свободным от оценоч­ных характеристик и противоречий.

     7. Самооценка

Наши самооценки — это  своеобразные когнитив­ные схемы, которые обобщают

прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного

аспекта «Я». Вместе с тем  самооценка, особенно если речь идет о  способностях

и потенциальных возможностях личности, выражает и определен­ный уровень

притязаний. А он зависит  от множества условий. Мальчик, хвастливый в

отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать  себя в разговоре с

учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством

самоутверждения, создания у  окружающих более благоприятного впечатления  о

себе.

Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1)

путем сопоставления уровня своих притяза­ний с объективными результатами

Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции