Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.
I. Введение
II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы
она не была распространена на решение проблемы о природе человеческой
психики, так что последняя продолжала рассматриваться как нечто
предсуществующее и лишь «наполняющееся» новыми содержаниями. Эти-то
метафизические позиции
и были разрушены диалектико-
воззрением, открывшим перед психологией сознания совершенно новые
перспективы.
Исходное положение марксизма о сознании состоит в том, что оно представляет
собой качественно особую форму психики. Хотя сознание и имеет свою
длительную предысторию в эволюции животного мира, впервые оно возникает у
человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознание с
самого начала есть общественный продукт.
Марксистское положение о необходимости и о реальной функции сознания
полностью исключает возможность рассматривать в психологии явления сознания
лишь как эпифеномены, сопровождающие мозговые процессы и ту деятельность,
которую они реализуют. Вместе с тем психология, конечно, не может просто
постулировать активность сознания.
Задача психологической науки
том, чтобы научно объяснить действенную роль сознания, а это возможно лишь
при условии коренного изменения самого подхода к проблеме и прежде всего при
условии отказа от того ограниченного антропологического взгляда на
сознание, который заставляет искать его объяснение в процессах,
разыгрывающихся в голове индивида под влиянием воздействующих на него
раздражителей,— взгляда, неизбежно возвращающего психологию на
параллелистические позиции.
Действительное объяснение сознания лежит не в этих процессах, а в
общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его
необходимость,— в деятель
тем, что происходит ее овеществление, ее «угасание», по выражению Маркса, в
продукте.
«То,— пишет Маркс в «Капитале»,—что на стороне рабочего проявлялось в форме
деятельности, теперь на стороне продукта выступает в форме покоящегося
свойства, в форме бытия». Ниже: «Во время процесса труда, труд постоянно
переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму
предметности».
В этом процессе происходит опредмечивание также и тех представлений, которые
побуждают, направляют и регулируют деятельность субъекта. В ее продукте они
обретают новую форму существования в виде внешних, чувственно воспринимаемых
объектов. Теперь в своей внешней, экстериоризованной или экзотерической форме
они сами становятся объектами отражения. Соотнесение с исходными
представлениями и есть процесс их осознания субъектом — процесс, в
результате которого они получают в его голове свое удвоение, свое идеальное
бытие.
Такое описание процесса осознания является, однако, неполным. Для того,
чтобы этот процесс мог осуществиться, объект должен выступить перед
человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, т.е.
своей идеальной стороной. Выделение этой последней, однако, не может быть
понято в отвлечении от общественных связей, в которые необходимо вступают
участники труда, от их общения. Вступая в общение между собой, люди
производят также язык, служащий для означения предмета, средств и самого
процесса труда. Акты означения и суть не что иное, как акты выделения
идеальной стороны объектов, а присвоение индивидами языка — присвоение
означаемого им в форме его осознания. «...Язык,— замечают Маркс и Энгельс,—
есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым
существующее также и для меня самого, действительное сознание...»
Это положение отнюдь не может быть истолковано в том смысле, что сознание
порождается языком. Язык является не его демиургом, а формой его
существования. При этом слова, языковые знаки — это не просто заместители
вещей, их условные субституты. За словесными значениями скрывается
общественная практика, преобразованная и кристаллизованная в них
деятельность, в процессе которой только и раскрывается человеку объективная
реальность.
Конечно, развитие сознания у каждого отдельного человека не повторяет
общественно-исторического процесса производства сознания. Но сознательное
отражение мира не возникает у него и в результате прямой проекции на его мозг
представлений и понятий, выработанных предшествующими поколениями. Его
сознание тоже является продуктом его деятельности в предметном мире. В этой
деятельности, опосредованной общением с другими людьми, и осуществляется
процесс присвоения им духовных богатств, накопленных человеческим родом и
воплощенных в предметной чувственной форме. При этом само предметное бытие
человеческой деятельности (Маркс говорит — промышленности, поясняя, что вся
человеческая деятельность была до сих пор трудом, т. е. промышленностью)
6. «Я-концепция»
«Я-концепция» — это совокупность всех представлений человека о себе,
сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя,
составляют:
1) «образ Я» — представление индивида о самом себе;
2) самооценку – эмоционально
окрашенную оценку этого
3) потенциальную поведенческую
реакцию — те конкретные
могут быть
вызваны «образом Я» и самооценкой.
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными
независимо от того, основываются ли они на объективном знании или
субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые
мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними
не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд
объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь
разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Скажем,
достижение сорокалетнего возраста один считают порой расцвета, а другие —
началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый,
даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных
оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими той или иной
социальной среде.
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками,
является социально
ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся),
сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом
случае на пути развития позитивной «Я-концепции» могут возникать серьезные
затруднения.
Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к
самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами
негативной «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, неприятие
себя, ощущение своей неполноценности.
«Я-концепция» играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению
внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного
опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.
Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности.
Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его
представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к
ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней
гармонии, человек готов
предпринимать различные
способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими
представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной
оболочки, в которую заключена «Я-концепция». Если же новый опыт не
вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся «Я-
концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская
чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Противоречивый
опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с
помощью механизмов психологической защиты личности.
У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о
себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. «Я-
концепция» здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который
определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот
фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее
представлениям человека о себе.
«Я-концепция» определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том,
что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться
о своих успехах в школе, часто говорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком»
или «Я знаю, что плохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью таких
суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его
реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение
определяются в конечном счете его представлениями о себе.
В «Я-концепции» запрограммировано, каким должно быть поведение человека. «Я-
концепция» — это
неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в
бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. «Я-концепция»
дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем
«Я» запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть все
соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое
«Я». Однако если в моем «Я» жестко записано, что я «беспощадный и сильный»,
то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление
великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.
Самосознание работает путем
постоянного сравнения реаль
концепцией» и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование
между «Я-концепцией» и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей
черта, запрограммированная в «Я», тем сильнее переживается рассогласование.
Неподкрепление «Я-концепции» настолько мучительно, что человек реагирует на
него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об
этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не
мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.
Слишком жесткая структура «Я-концепции» вначале кажется силой характера, а на
поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые
могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая «Я-концепция
делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных
усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга
также тем, как они реагируют на рассогласование между «Я-концепцией» и
реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень
чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их
быстро. Их жесткая структура не может «гнуться» и изменяться под влиянием
обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность
переживает кризис, иногда необратимый.
В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между «Я-
концепцней» и реальным поведением, эта «Я-концепция» настолько искажена и
деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о
низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что
рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность
достичь согласия с самим собой.
Хотя понятие «Я» предполагает внутреннее единство и тождественность
личности, фактически индивид имеет множество разных «образов Я».
«Образ Я» – одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди
испытывают потребность в положительном «образе Я»: отрицательное отношение к
себе, неприятие собственного «Я», каковы бы ни были его истоки и причины,
всегда переживаются болезненно. «Образ Я» ассоциируется с такими
специфическими чувствами, как гордость или унижение.
Вопрос об истинности «образа Я» правомерен только относительно когнитивных
его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим,
ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.
7. Самооценка
Наши самооценки — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают
прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного
аспекта «Я». Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях
и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень
притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в
отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с
учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством
самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о
себе.
Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1)
путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами
Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции