Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.
I. Введение
II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы
Содержание:
I. Введение
II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы
I. Введение
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.
Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей
деятельности и идеального
представительства в ней
Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого
себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может
существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его
реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его
психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой
формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических
позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей
проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или
идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало
множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря
на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении
человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.
Независимо от того, каких
философских позиций
сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность,
т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.
Наличие у человека такой способности является основанием для существования и
развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы
закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления
о том, что у него есть психика.
Осознание.
Осознанием является акт
деятельность сознания. В основе осознания лежит обобщение собственных
психических процессов, приводящее к овладению ими.
Для осознания справедливы следующие законы:
Закон Клапареда (закон осознания): чем больше мы пользуемся каким-либо
отношением, тем меньше мы его осознаем. Или иначе: мы осознаем лишь в меру
нашего неумения приспособиться. Чем более какое-нибудь отношение
употребляется автоматически, тем труднее его осознать.
Закон сдвига или смещения: осознать какую-нибудь операцию— значит перевести
ее из плоскости действия в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в
воображении, чтобы можно было выразить ее словами.
Самая общая характеристика сознаваемости (сознательности) психических
процессов состоит в следующем: 1) человек может осознать то, что
воспринимает; то, что он вспоминает, о чем мыслит, к чему внимателен, какую
эмоцию испытывает; 2) человек может осознать, что именно он воспринимает,
вспоминает, мыслит, чувствует.
Осознаваемость психических процессов не означает ни то, что человек всегда
сознает содержимое своего восприятия, мышления, памяти, внимания, ни то, что
он всегда сознает себя в этом процессе. Речь идет лишь о том, что человек
может осознать себя и этом процессе.
Поле сознания.
Сознание может уменьшаться
утрачиваться во сне, полностью утрачиваться при обмороке. Это своеобразное
«свечение», перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч
которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю
выражается в явлениях внимания. «Поле внимания», или, что то же самое, «поле
сознания», может быть более узким, более концентрированным, или более широким,
рассеянным; оно может быть более устойчивым или менее устойчивым,
флуктуирующим.
Содержание поля сознания определяется следующим законом: актуально
сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом
как предмет, на который непосредственно направлено то или иное действие.
Иначе говоря, для того чтобы воспринимаемое содержание было осознано, нужно,
чтобы оно заняло в деятельности
субъекта структурное место
цели действия и таким образом вступило бы и соответствующее отношение к
мотиву этой деятельности.
Сознание, подсознание и сверхсознание. Психическая деятельность человека
имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и
сверхсознание (надсознание).
Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это
возможность в речи или другим способом передать свое знание другому. К сфере
подсознания относится все то, что когда-то было осознаваемым или может стать
осознаваемым в определенных условиях. Это — хорошо автоматизированные
навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты,
тягостные для субъекта. Подсознание защищает сознание от излишней работы и
Психических перегрузок. К подсознанию относятся и проявления интуиции, не
связанные, с порождением новой информации, а основанные лишь на использовании
ранее накопленного опыта. Подсознание формируется также на основе имитации
поведения. Поэтому пример взрослых и сверстников, непосредственно
воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое
влияние на формирование личности ребенка.
Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) проявляется в виде
первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и
волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от
консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта.
Только затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логического
анализа. Важнейшим средством тренировки и развития сверхсознания является
детская игра. Будучи свободна от достижения утилитарных и социально
престижных целей (до определенного возраста), игра обладает той
самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач.
Детская игра мотивируется исключительно потребностями познания и
приобретения знаний, умений и навыков (вооруженности), которое понадобится в
дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая
каждого ребенка фантазером, первооткрывателем и творцом. Недаром подлинно
великие умы характеризуются сохранением отдельных черт детскости.
Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое
противоречие между
наследственными задатками, условиями воспитания, окружающей средой и
субъективно ощущаемой им свободой выбора. Эта иллюзия свободы является
чрезвычайно важной, поскольку обеспечивает чувство личной ответственности,
побуждающее всесторонне
анализировать и прогно
того или иного поступка.
С точки зрения внешнего наблюдателя человек несвободен, ибо все его поступки
могут быть объяснены его характером, обстоятельствами и т. д. В то же время
с позиции внутреннего
наблюдателя — его
свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный
поступок.
Становление морального сознания. Становление морального сознания проходит
через три главных уровня по степени осознанности, обобщенности и
ннтериоризованности норм: доморальный уровень, когда ребенок выполняет
установленные правила исходя из эгоистических соображений; конвенциональную
мораль, когда
поведение ориентировано на внешние нормы и мнения окружающих; автономную
мораль — ориентацию на определенную внутреннюю, автономную систему принципов.
Сначала в своем поведении ребенок ориентируется на внешнее начало: он должен
вести себя хорошо, чтобы избегать наказаний и получать, поощрения, свои
поступки он оценивает по их прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее
поощряется). Постепенно внешняя система правил и норм интериоризуется:
ребенок старается вести себя хорошо уже из потребности и одобрении со стороны
значимых для него лиц и в поддержании определенного порядка. «Хорошее»
осознается как то, что одобряют значимые для ребенка другие (родители,
учителя и, т. д.), а затем — как то, что соответствует определенным правилам.
Однако понимание морали как совокупности правил и ожиданий окружающих
означает, что источник моральных предписаний все еще мыслится как нечто
внешнее, формальное. Эта ориентация не на осознанный принцип, а на внешний
авторитет. Отсюда — определенная неустойчивость поведения ребенка, его
зависимость от внешних влияний. Только с развитием абстрактного мышления
личность обретает осознанные моральные принципы, имеющие общую
мировоззренческую основу. В осуществлении этих принципов человек начинает
ориентироваться прежде всего на собственную совесть.
Уже Л. С. Выготский связывал развитие морального сознания и самосознания
личности с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. Новейшие
исследования в частности работы американского психолога Л. Колберга,
убедительно доказывают наличие такой связи.
Идеал. Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения.
Иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные
черты, — образ, который служит образцом. Идеалы формируются под особенно
большим и непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере
определяются идеологией, миросозерцанием.
Самосознание.
Совокупность психических
индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется
самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный
«образ Я».
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не
зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно.
Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед
самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно
осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда
отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не
дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для
которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.
По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только
открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое
переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю
жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его
внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл
тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать
то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для
решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни
так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто
бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим
запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.
Обобщение практического знания человека о других людях является главным
источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает
отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано.
Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его
сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений,
ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с
помощью оценок взрослых. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у
ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не
только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые
возникают раньше, чем представления о «Я», и заключаются в представлениях о
себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе
обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле
этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.
Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой,
личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение
Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции