Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.
I. Введение
II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы
устанавливается не качественное различие, а полная противоположность двух
структур: нужно выйти из одной, для того чтобы войти во внешнюю ей другую.
Всякая преемственность, а не только непрерывность в развитии мышления
разрывается.
В результате у Леви-Брюля получается необъяснимый парадокс: примитивный
человек оказывается соединением двух гетерогенных существ — животного,
живущего инстинктом, и мистика, создающего идеологию.
4.
Психологические
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение
себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и
воображаемую действительность, контролировать собственные психические и
поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в
форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как
отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и
познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о
нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к
которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразить их в словах,
понятиях, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить,
воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате
сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная
психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным
образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и
воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием
воли человека.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или
вовсе не существующей (воображения, грезы, мечты, фантазия), выступает как
одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае
человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего,
от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо
идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то,
что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии
увидеть.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не
существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти
сознательное отражение
характеризуется рядом
них – осмысленность
понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с
человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и
не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики
предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и
отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к
коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек, с
помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у
многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным
обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о
своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении
животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е.
объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем
интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в
соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и храниться
информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включаю правила, понятия,
логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них
информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации,
отнесение ее к той или иной категории.
Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в
сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего
второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном.
Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем
становиться достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он
усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления.
Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального
сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека
немыслимо.
Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и
функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.
Значение слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями
языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и
лучше всего выражены в толковых общеупотребительских и специальных словарях.
Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в
знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно
взятого человека.
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения, которое слово
приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме
ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей,
ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного
человека.
Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком
случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и
преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного
человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также
выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это
свойственно науке, а в образной форме.
5. Теория сознания
К. Маркс заложил основы
конкретно-психологической
открыла для психологической науки совершенно новые перспективы.
Хотя прежняя субъективно-
о сознании, в действительности она никогда не была ею. Явления сознания
либо изучались в плане чисто описательном, с эпифеноменологических и
параллелистических позиций, либо вовсе исключались из предмета научно-
психологического знания, как того требовали наиболее радикальные
представители так называемой «объективной психологии». Однако связная
система психологической науки не может быть построена вне конкретно-научной
теории сознания. Именно об этом свидетельствуют теоретические кризисы,
постоянно возникавшие в психологии по мере накопления конкретно-
психологических знаний, объем которых, начиная со второй половины прошлого
столетия, быстро увеличивался.
Центральную тайну человеческой психики, перед которой останавливалось научно-
психологическое исследование, составляло уже само существование внутренних
психических явлений. Эта психологическая тайна не могла быть раскрыта в
домарксистской психологии; она остается нераскрытой и в современной
психологии, развивающейся вне марксизма.
Сознание неизменно выступало в психологии как нечто внеположное, лишь как
условие протекания психических процессов. Такова была, в частности, позиция
Вундта. «Сознание, – писал он, – заключается в том, что какие бы то ни было
психические состояния, мы находим в себе, и поэтому мы не можем познать
сущности сознания. Все попытки определить сознание... приводят или к
тавтологии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые
уже потому не суть сознание, что предполагают его». Ту же мысль в еще более
резком выражении мы находим у Наторпа: «сознание лишено собственной
структуры, оно лишь условие психологии, но не ее предмет. Хотя его
существование представляет собой основной и вполне достоверный
психологический факт, но оно не поддается определению и выводимо только из
самого себя».
«Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество — качество
психических явлений и процессов; это качество выражается в их
«презентированности» (представленности) субъекту» (Стаут). Качество это не
раскрываемо: оно может только быть или не быть.
Идея внеположности сознания заключалась и в известном сравнении сознания со
сценой, на которой разыгрываются события душевной жизни. Чтобы события эти
могли происходить, нужна сцена, но сама сцена не участвует в них.
Итак, создание есть нечто внепсихологическое, психологически бескачественное.
Хотя эта мысль не всегда высказывается прямо, она постоянно подразумевается.
С ней не вступает в противоречие ни одна прежняя попытка психологически
охарактеризовать сознание. Имеется в виду, прежде всего, та количественная
концепция сознания, которая с наибольшей прямотой была высказана еще Леддом:
«сознание есть то, что уменьшается или увеличивается, что отчасти
утрачивается во сне и вполне утрачивается при обмороке».
Это — своеобразное «свечение», перемещающийся световой зайчик или, лучше
сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его
перемещение по атому полю выражается в явлениях внимания, в которых сознание
единственно и получает свою
психологическую характе
лишь количественную и пространственную. «Поле сознания» (или «поле
внимания») может быть более узким, более концентрированным, или более
широким, рассеянным; оно может быть более устойчивым или менее устойчивым,
флюктуирующим. Но при всем том описание самого «поля сознания» остается
бескачественным, бесструктурным. Соответственно и выдвигавшиеся «законы
сознания» имели чисто формальный характер; таковы законы относительной
ясности сознания, непрерывности сознания, потока сознания.
К законам сознания иногда относят также такие, как закон ассоциации или
выдвинутые гештальт-психологией законы целостности, прегнатности и т. п.,
но законы эти относятся к явлениям в сознании, а не к сознанию как особой
форме психики, и поэтому одинаково действительны как по отношению к его
«полю», так и по отношению к явлениям, возникающим вне этого «поля»,— как на
уровне человека, так и на уровне животных.
Несколько особое положение занимает теория сознания, восходящая к
французской социологической школе (Дюркгейм, Де Роберти, Хальбвакс и другие).
Как известно, главная идея этой школы, относящаяся к психологической проблеме
сознания, состоит в том, что индивидуальное сознание возникает в результате
воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его психика
социализируется и интеллектуализируется. эта социализированная и
интеллектуализированная психика человека и есть его сознание. Но и в этой
концепции полностью сохраняется психологическая бескачественность сознания;
только теперь сознание представляется некоей плоскостью, на которой
проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного
сознания.
Другое направление попыток
психологически
в том, чтобы представить его как условие объединения внутренней психической
жизни.
Объединение психических функций, способностей и свойств — это и есть
сознание; оно поэтому, писал Липпс, одновременно есть и самосознание. Проще
всего эту идею выразил Джемс в письме к К.Штумпфу: сознание — это «общий
хозяин психических функций». Но как раз на примере Джемса особенно ясно
видно, что такое понимание сознания полностью остается в пределах учения о
его бескачественности и неопределимости. Ведь именно Джемс говорил о себе:
«Вот уже двадцать лет, как я усомнился в существовании сущего, именуемого
сознанием... Мне кажется, настало время всем открыто отречься от него».
Ни экспериментальная интроспекция вюрцбуржцев, ни феноменология Гуссерля и
экзистенционалистов не были в состоянии проникнуть в строение сознания.
Психология сознания полностью растворяется в феноменологии. Любопытно
отметить, что авторы, ставившие своей целью проникнуть «за» сознание и
развивавшие учение о бессознательной сфере психики, сохраняли это же
понимание сознания — как «связной организации психических процессов»
(Фрейд). Как и другие
представители глубинной
проблему сознания за сферу собственно психологии. Ведь главная инстанция,
представляющая сознание,–“
Метафизические позиции в подходе к сознанию, собственно, и не могли привести
психологию ни к какому иному его пониманию. Хотя идея развития и проникла в
домарксистскую психологическую мысль, особенно в послеспенсеровский период,
Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции