Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.
I. Введение
II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы
очень относительна: различные зоны переслаиваются.
3. Развитие сознания
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого
мозга. Но самый мозг человека и вообще его природные особенности – продукт
исторического развития. В процессе становления человека отчетливо выступает
основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон
биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных,
заключается в положении о единстве строения и функции. На основе изменяющегося
в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика
формируется в процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического
развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается,
трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности —
практической и теоретической — предметное бытие очеловеченной природы,
культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную
психическую природу. Основной принцип развития — единство строения и функции —
получает применительно к историческому развитию психики свое классическое
выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека;
он создал и его сознание. В процессе созидания культуры духовные способности
человека, ею сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые
для создания человеческой — материальной и духовной — культуры высшие формы
человеческого сознания в процессе ее созидания и развивались; будучи
предпосылкой специфически человеческих форм трудовой деятельности, сознание
является и ее продуктом.
Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей
человеческой психики, как и становление человека в целом, было длительным
процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности.
Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и
первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение
человека к природе.
В трудовом действии, поскольку оно направляется на производство предмета, а
не непосредственно на удовлетворение потребности, расчленяется, с одной
стороны, предмет, который является целью действия, с другой — побуждение. Это
последнее перестает действовать как непосредственная природная сила. Из
предмета и побуждения начинает выделяться отношение субъекта к окружающему и
собственной деятельности. Выделение этого отношения происходит в процессе
длительного исторического развития. Разделение труда с необходимостью
приводит к тому, что деятельность человека непосредственно направляется на
удовлетворение не собственных потребностей, а общественных; для того чтобы
были удовлетворены его потребности, человек должен сделать прямой целью своих
действий удовлетворение общественных потребностей. Таким образом, цели
человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с его
потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые.
Деятельность человека становится сознательной деятельностью. В ходе ее и
формируется, и проявляется сознание человека как отражение независимого от
него объекта и отношение к нему субъекта.
В ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей,
происходит их развитие, изменение, уточнение первоначальных потребностей и
развитие новых.
Будучи мотивом, источником деятельности, потребности являются вместе с тем и
ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься,
побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может
превратиться в потребность. И именно в результате общественной деятельности
потребности человека становятся подлинно человеческими.
В развитии мотивации человеческой деятельности наряду с потребностями
существенную роль играют и интересы. Под интересами в общественной жизни
разумеют то, что благоприятствует существованию и развитию человека как члена
того или иного народа, класса, как личности. Будучи осознанными, интересы, в
этом их понимании, тоже являются существенными мотивами в деятельности
человека.
Определенную роль в мотивации деятельности человека играют и интересы в том
специфическом смысле этого слова, который оно приобрело в психологии, в
смысле, связывающем его с любознательностью, потребностью что-либо узнать о
предмете; интерес в этом смысле — это мотив «теоретической», познавательной
деятельности. Развитие интересов к науке и технике, к литературе и искусству
шло у человечества вместе с историческим развитием культуры. По мере того как
создавались новые области науки, порождались и новые научные интересы. Будучи
мотивом, источником познавательной деятельности, интересы являются вместе с
тем ее продуктами.
С историческим развитием потребностей и интересов связано и развитие
человеческих способностей. Они формируются на основе исторически сложившихся
наследственных задатков в деятельности, направленной на удовлетворение
потребностей. Деятельность человека, предполагая наличие у человека
определенных способностей, вместе с тем и развивает их. Порождая
материализованные продукты своей деятельности, человек вместе с тем
формирует и свои способности. Производство продуктов практической и
теоретической деятельности человека и развитие его способностей — две
взаимосвязанные, друг друга обусловливающие и друг в друга переходящие
стороны единого процесса. Человек становится способным к труду и творчеству,
потому что он формируется в труде и творчестве. Развитие музыки было вместе с
тем и развитием слуха, способного ее воспринимать. Зависимость между ними
двусторонняя, взаимная: развитие музыки не только отражало, но и
обусловливало развитие слуха. То же относится к глазу, способному
воспринимать красоту форм, и к восприятию человека в целом. Изменяя в своей
деятельности облик мира, человек начинает по-иному видеть, воспринимать его.
В процессе исторического развития сознания очень существенное место занимает
развитие мышления, с которым, прежде всего, связана сознательность человека.
Основной путь развития мышления,
обусловленный развитием
практики, вел от наглядного, узко практического мышления, в котором форма еще
не отделилась от содержания, число от исчисляемого, понятие от предмета, — к
абстрактному, теоретическому мышлению.
В ходе исторического развития, с развитием науки, происходило и развитие
научного мышления. Развитие научного мышления и развитие науки — это не два
отдельных, друг от друга независимых процесса, а две взаимосвязанные и
взаимообусловленные стороны единого процесса. Развитие научных форм мышления
было не только предпосылкой, но и следствием, результатом развития науки.
Научное мышление, необходимое для научного познания, в процессе научного
познания и формировалось, развиваясь по мере развития общественной практики.
По истории развития мышления и сознания наука располагает обширным, хотя еще
недостаточно использованным материалом. Сюда относятся прежде всего история
материальной культуры; история техники также доставляет существенные данные
по истории мысли. Обширный материал для характеристики ранних этапов
развития мышления заключен в этнографических работах (Дж. Дж. Фрэзер, Э. Б.
Тайлор, Р. Турнвальд, Б. Малиновский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Они
свидетельствуют о значительных качественных особенностях мышления людей на
ранних стадиях общественного, культурного развития. Это мышление носит
конкретный ограниченный характер в соответствии с уровнем общественной
практики этих народов. Слабое еще овладение природой порождает, при попытках
выйти за пределы конкретного практического познания окружающей
действительности и перейти к более широким обобщениям, мистические
представления.
Оригинальную трактовку путей развития сознания дал в русской науке А. А.
Потебня. Он становится на подлинно историческую точку зрения, выделяет
качественно различные ступени в развитии сознания и вместе с тем в
характеристике этих ступеней не приходит к такому противопоставлению
примитивного мышления современному, которое, как это имеет место в некоторых
концепциях, разрывает вовсе преемственность исторического развития сознания.
А.Потебня различает в этом развитии прежде всего две основные ступени:
ступень мифологического сознания и следующую за ним ступень, когда
развиваются одновременно формы научного и поэтического мышления. Внутри
последней ступени Потебня вскрывает, опираясь на тщательный и глубокий анализ
исторического развития грамматических форм русского языка, историческое
развитие форм мысли.
Всякий миф есть, по Потебне, словесное образование, состоящее из образа и
значения. Основную отличительную
особенность мифологического
усматривает в том, что образ, являющийся субъективным средством познания,
непосредственно вносится в значение и рассматривается как источник
познаваемого. Миф — это метафора, не осознанная как таковая. Поэтическое
мышление приходит на смену мифологическому, когда метафора, иносказание
осознается, т. с. образ и значение в слове разъединяются.
Выявляя качественные различия форм мышления, Потебня вместе с тем 1) не
разрывает, внешне не противопоставляет их друг другу и 2) ищет источник этих
качественных различий не во внутренних свойствах сознания самих по себе, а в
тех взаимоотношениях, которые складываются между сознающим субъектом и
познаваемым им миром.
Проблема исторического развития человеческого сознания еще мало разработана
в психологии. Социологические
и этнографические
психологические особенности народов, находящихся на низких стадиях
общественного развития, исходили по большей части из той предпосылки, что
различия между сознанием этих народов и сознанием человека на высших стадиях
общественного и культурного развития носят чисто количественный характер и
сводятся исключительно к большему богатству опыта у последнего. Такова была,
в частности, точка зрения крупнейших представителей идущей от Г.
Спенсера социологической школы — Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера и др. Ум человека
и деятельность его сознания осуществляются для этих исследователей одними и
теми же неизменными законами ассоциации на всем протяжении исторического
развития.
В решительном противоречии с господствующей точкой зрения сформулировал свою
концепцию Л. Леви-Брюль. Основные положения его концепции сводятся к
следующему:
1. В
процессе исторического
только количественно, но и качественно; заодно с содержанием преобразуется и
ее форма — сами закономерности, которым она подчиняется.
2. Эти
изменения не выводимы из
не могут быть поняты, если рассматривать индивида изолированно от
сообщества.
3. Различные формы психики соответствуют различным общественным
формациям; специфический для каждой общественной формации характер психики
является продуктом
«коллективные представления», которые в него внедряются обществом.
Для правильной оценки этих положений, которые как будто подчеркивают и
диалектический характер развития сознания, и его социальную
'обусловленность, нужно учесть, что для Леви-Брюля социальность сводится к
идеологии.
«Сами учреждения и нравы в основе своей являются не чем иным, как известным
аспектом или формой коллективных представлений»; к идеологии сводится и
психология, поскольку она в основном сведена к «коллективным
представлениям», которые в конечном счете являются не чем иным, как
идеологией того сообщества, к которому принадлежит индивид. Общественные
отношения лежат для Леви-Брюля в основном в плане сознания. Общественное
бытие — это для него социально-организованный опыт. Из социальности, таким
образом, выпадает всякое реальное отношение к природе, к объективному миру и
реальное на него воздействие, — выпадает общественная практика. В качестве
единственного источника, определяющего психологию народов на ранних стадиях
социально-исторического развития,признается лишь их идеология.
На основе одной лишь религиозной идеологии, вне связи с практикой,
определяется у Леви-Брюля психология «примитивного человека». В результате
оказывается, что все его мышление пралогично и мистично, непроницаемо для
опыта и нечувствительно к противоречию. Леви-Брюль этим, собственно говоря,
вообще отрицает у «примитивных» народов подлинное мышление, способное
«объективно» отражать действительность. Их трудовую деятельность он пытается
объяснить инстинктом. В результате «примитивный человек» по существу
выпадает, даже как начальная стадия, из умственного развития человечества,
Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции