Этапы развития психики в процессе эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.

Содержание

I. Введение


II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

человека к себе как  к деятелю, как к субъекту этого  положения. Следовательно,

осознать себя — это  значит осознать себя не только как  психофизическое

суще­ство, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как

воспитателя, как товарища, как часть коллектива.

     Компоненты  самосознания. В самосознании человека  можно выделить следующие

компоненты:

1.   Сознание тождественности,  зачатки которого возникают уже  в месячном

возрасте, когда младенец начинает отличать ощуще­ния, исходящие  от его

собственного тела, от ощущений, вызывае­мых внешними предметами.

2.   Сознание «Я» как  активного начала, как субъекта  деятель­ности. Оно

появляется в 2—3 года, когда  ребенок овладевает лич­ными местоимениями и

возникает первая фаза детского негати­визма, выражаемая формулой «Я сам...».

3.    Сознание своих  психических свойств, которое  происходит в результате

обобщения данных самонаблюдения и поэтому пред­полагает достаточно развитое

абстрактное мышление.

4.    Наконец, социально-нравственная  самооценка, способность к которой

формируется в подростковом и юношеском возрастах, на основе накопленного

опыта общения и деятельности.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены

психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что

воспринимается и управляется  поведением человека, актуально осознается им.

                            II. Основная часть                           

   

Историческое развитие сознания      у человека

    

Начало человеческой истории  означает качественно новую ступень  развития,

коренным образом отличную от всего предшествующего пути биологического

развития живых существ. Новые формы общественного бытия  порождают и новые

формы психики, коренным образом  отличные от психики животных, –  сознание

человека.

Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом  общественной

трудовой деятельности. В  развитии трудовой деятельности, изменившей реальное

отношение к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из

которого проистекают  все отличия человека от животного; из него же

проистекают и все специфические  особенности человеческой психики.

По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя  на природу,

изменяя, приспособляя ее к  себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в

субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к

природе и другим людям. Через  посредство своего отношения к другим людям

человек стал все более  сознательно относиться и к самому себе, к собственной

деятельности; сама его деятельность становилась все более сознательной:

направления в труде на определенные цели, на производство определенного

продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась

в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная не

определенные результаты, требовал предвидения.

Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия,

строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью,

составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным

образом отличает его деятельность от несознательного, “инстинктивного” в

своей основе поведения животных.

Возникновение человеческого  сознания и человеческого интеллекта может быть

правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи

с процессом становления  человека как исторического существа.

Развитие все более  совершенных чувств  было неразрывно связано с развитием

все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека,

преимущественно тех, в которых  локализованы высшие чувства, а развитие все

более совершенных движений – с развитием все более  дифференцированной

моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все  более

усложнявшейся характер деятельности человека и соответственно все

углублявшейся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и

моторные зоны, т.е. проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно

связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и

особое развитие в мозгу  человека получили зоны, богатые ассоциативными

волокнами. Объединяя различные  проекционные центры, они служат для более

сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается  усложнением

человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная

область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных

процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки

связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором

расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности  центры

речи.

Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был

принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на

изменение его строения, а  развитие его строения обусловило в  свою очередь

возможность появления и  развития новых, все более сложных  функций, как

двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.

Речь стала существенным стимулом развития человеческого мозга  и сознания.

Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь

личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается  результатами

общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или  могут

благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов дало

мощный толчок для дальнейшего  развития мозга. А дальнейшее развитие мозга

создало новые возможности  для развития сознания. Эти возможности  расширялись

по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия  на

окружающую его природу  все новые ее стороны.

Благодаря орудиям труда  и речи сознание человека стало развиваться  как

продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный  труд

передавали в овеществленной форме накопленный человеком  опыт из поколения в

поколение, а с другой стороны, это передача общественного опыта, его

сообщение совершалось посредством  речи.

     2.      Сознание и мозг

Новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с

развитием труда, отразились на изменении его строения. Коренное изменение

характера деятельности –  с переходом от жизнедеятельности  к трудовой

деятельности, все более  усложнявшейся характер этой деятельности и

соответственно все углублявшейся характер познания привели к тому, что над

проекционными зонами, непосредственно  связанными с перефирическими сенсорными

и моторными аппаратами, развились  богатые ассоциативными волокнами  зоны,

служащие для более  сложных синтезов. Сравнение мозга  человека с мозгом

обезьяны отчетливо выявляет эти сдвиги: у человека первичное  зрительное

поле, столь развитое у  обезьян, заметно уменьшается, и  вместе с тем

значительно возрастают поля, с которыми связаны сложные синтезы  зрительного

восприятия (вторичное зрительное поле).

Поскольку у человека органом  сознательной деятельности является кора, вопрос

о взаимоотношении психики  и мозга сосредотачивается в  первую очередь на

вопросе о взаимоотношении психики и коры больших полушарий головного мозга.

Локализационная теория сложилась в результате того, что над положительными

фактическими данными  исследования было воздвигнуто здание гипотез и теорий,

отражающих те же методологические тенденции, которые господствовали и в

тогдашней психологии. Представление  о мозге как совокупности отдельных

центров, соединенных между  собой ассоциационными путями, отражало концепцию

ассоциативной психологии, из которой исходила классическая локализационная

теория. Представление о  том, что каждой психической функции, в том числе

самым сложным, соответствует  определенный центр, является своеобразной

реализацией в физиологии головного мозга теории психофизического

параллелизма.

Изучение филогенеза мозга  показало, что в филогенетическом ряду наблюдается

возрастающая анатомическая  дифференциация коры, причем все большее  развитие

получают те участки, которые  являются носителями особенно высоких  функций.

Существенные результаты дает и изучение онтогенетического  развития

архитектоники коры. Примененный  впервые К.Бродманом принцип деления коры на

основании изучения ее онтогенетического развития получил дальнейшее развитие

у ряда советских ученых. Исследования И.Н.Филимонова, Г.И.Полякова,

Н.А.Попова показали, что уже на ранних стадиях онтогенетического развития

выступает деление  коры  большого  мозга   на  три  основные  зоны:  1)

изокортекс, 2)    аллокортекс,    включающий    архикортекс    и

палеокортекс,    и 3) определяющую алло- и изокортекс межуточную область.

Наличие этого деления  уже на ранних стадиях онтогенеза дает основание

заключить, что оно имеет  существенное значение.

Классическая локализованная теория  в настоящее время основательно

поколеблена исследователями Х.Джексона, Г.Хэда, работами К.Монакова,

Х.Гольдштейна, К.Лешли и других. Оказалось, что новые клинические данные о

многообразных формах афазии, агнозии, апраксии, не укладываются в

классическую локализационную схему. С одной стороны, поражение речевой зоны в

левом полушарии при более  тщательном исследовании оказывается  связанным с

расстройством не только речи, но и других интеллектуальных функций. С другой

стороны, нарушение речи, различные формы афазии связаны  с поражением

различных участков.

При оценке обоснованности выводов  традиционной локализационной теории нужно

учесть, что методом экстирпации  на основе поражения различных участков  коры

могли быть установлены лишь “центры нарушения”, а не центры функционирования

в собственном смысле. Из того факта, что поражение определенного  поля влечет

за собой нарушение  определенной функции, следует, что  это поле играет

существенную роль в выполнении данной функции; но это не означает, что оно

является “центром”, который  сам продуцирует эту функцию, и что в ней не

участвуют другие поля.

Это положение особенно решительно проводил против классического учения о

локализации К.Монаков. Как указал Монаков и подтвердил К.Лешли, значительные

повреждения и других участков коры помимо тех, с поражением которых  в первую

очередь связано нарушение  высших интеллектуальных функций, также  влечет за

собой их нарушение, хотя и  не столь глубокое. С другой стороны, и при

разрушении основных для  данной функции участков остальная  часть коры по

истечении некоторого времени до известной степени компенсирует дефект,

принимая на себя замещающую роль.

Особенно существенное значение для локализационной проблемы имеет

функциональная многозначность гистологически определенных полей коры. Даже

разделению коры на отдельные  сенсорные и моторные участки  нельзя придавать

абсолютного значения. Вся  кора функционирует как чувствительно  двигательный

аппарат, в котором имеется  лишь местное преобладание одной  из двух

функциональных сторон –  двигательной или сенсорной. Дифференциация

функциональных особенностей связана с преобладающем развитием в данной

области одного из двух основных слоев коры.

В сложные психические  функции у человека вовлечена  значительная часть коры

или вся кора, весь мозг как  единое целое, но как целое и функционально, и

гистологически качественно дифференцированное, а не как однородная масса.

Каждая его часть вовлечена  в целостный процесс более  или менее специфическим

образом. Для сложных интеллектуальных функций не существует “центров”,

которые бы их продуцировали, но в осуществлении каждой из них  определенные

участки мозга играют особенно существенную роль. Для интеллектуальной

деятельности особенно существенное значение имеют доли третьей лобной

извилины, нижней теменной и  отчасти височной, поскольку их поражение  дает

наиболее серьезные нарушения  высших психических процессов. Функциональная

многозначность обусловлена  еще тем, что психическая функция  связана не с

механизмом, а с его  динамически изменяющемся состоянием или с протекающими в

ней нейродинамическими процессами в их сложной “исторической”

обусловленности.

Полное разрешение всех противоречий между исследователями по вопросу  о

функциональной локализации  может быть достигнуто лишь на основе генетической

точки зрения. Степень дифференциации коры и распределения функций  между

различными ее участками  на разных ступенях развития различна. Так, у птиц,

которых изучал М.Ж.П.Флуранс, отрицавший всякую локализацию, еще никакой

локализации в коре, по-видимому, не существует. У средних млекопитающих, у

собак, кошек, как установили опыты И.П.Павлова и Л.Лучиани, с переслаиванием

различных зон некоторая  локазизация уже несомненно налицо; однако она еще

Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции