Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление особенности эмоционально-волевой сферы подростка с аддиктивным поведением.
Задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме девиантного поведения;
- изучить психологические особенности личности подростка;
-исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
- определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка;
- сделать выводы;
Введение………………………………………………………………….
3
Глава I. Понятие и типология девиантного поведения………………..
6
1.1 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения…
6
1.2 Особенности подросткового периода……………………………….
15
1.3 Подростковый кризис………………………………………………...
19
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…...
22
Глава II. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка………………………………………………………………….
27
2.1 Организация исследования…………………………………………...
27
2.2 Методы и методики исследования…………………………………..
29
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….
34
Заключение………………………………………………………………...
58
Список литературы…………………………………………………
Общая сумма рангов: 913+1167=2080
Расчетная сумма:
∑RI= N*(N+1)/2 = 64*(64+1)/2=2080
Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.
Теперь формулируем гипотезы:
Н0: Аддиктивные подростки не превосходят подростков контрольной группы в интернальности в отношении здоровья и болезни.
Н1: Аддиктивные подростки превосходят подростков контрольной группы в интернальности в отношении здоровья и болезни.
В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:
Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-913=
Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-1167=
Определяем критические значения Q для п1=32 и п2=32:
n |
Uкр. | |
0.05 |
0.01 | |
32 |
382 |
338 |
Uэмп=385
Uэмп> Uкр
Ответ: Н0: Аддиктивные подростки не превосходят подростков контрольной группы в интернальности в отношении здоровья и болезни.
Как показало исследование,
зависимые подростки не считают,
что большинство значимых событий
в их жизни были результатом их
собственных действий, что они
способны ими управлять и нести
ответственность за то, как складывается
их жизнь. Аналогичное мнение имеют
подростки контрольной группы, что,
по-видимому, является отражением возрастной
тенденции и связано с
В отношении производственных
и семейных отношений установлены
низкие показатели интернальности в
обеих группах, причем уровень интернальности
подростков ЭГ по шкале деловых отношений
соответствует норме (5,5 стена), а
КГ ниже среднего значения, по шкале
интернальность в семейных отношениях
наблюдается противоположная
Как показало исследование, для подростков с аддиктивным поведением характерен повышенный уровень мотивации достижения успеха, что может указывать на наличие компенсаторных тенденций, для подростков с аддиктивным поведением характерно также некритичное отношение к своему здоровью.
Выводы:
1. Проведенное исследование
позволяет утверждать, что подростки
с аддиктивным поведением
2. Установлена картина
перестройки локуса контроля
аддиктивных подростков, что отчетливо
выражено в области семейных
отношений. При этом
3. Анализ личностной структуры
подростков с аддиктивным
Заключение
В нашей курсовой работе мы затронули проблему привыкания к спиртному, наркотикам, а также коснулись интернет-зависимость, но к аддиктивному поведению также можно отнести и азартные игры и курение. Ни для кого не секрет, что употребление алкоголя, табака и наркотиков – наиболее болезненная проблема в мире.
Аддиктивные люди печально
известны отрицанием своих проблем,
если эти проблемы так или иначе
связаны с их пагубным пристрастием.
Алкоголики, наркоманы часто считают,
что имеют полное право пить, принимать
наркотики или забывать все на
свете за компьютерными играми, поскольку
вольны сами выбирать для себя отдых
после тяжелой работы или имеют
право на отдушину от тягот личной
жизни. В большинстве своем они
полагают свои пристрастия «несерьезным
баловством», естественным дополнением
к вечернему отдыху или выходному
дню. Вместе с этим многие люди часто
не считают себя зависимыми от своей
привычки, поскольку не замечали своей
потребности употреблять
Анализ литературы и наше исследование на тему аддиктивной молодежи подводит к выводу: что эта проблема в нашем современном обществе не решена, а наоборот, развивается очень быстрыми темпами. Часто в этом виновны сами родители, окружение, школа. Дети обладающие высокими потребностями ищут пути достижения своих целей, но, не найдя их замыкаются в себе и утешают себя с помощью алкоголя, наркотиков, компьютера и др. вредных привычек.
Родители должны уметь распознавать признаки того, что дети употребляют спиртное или наркотики. Невнятная протяжная речь, характерные черты нетрезвого поведения или чрезмерная сонливость указывают на использование депрессантов ЦНС. В борьбе с этими пристрастиями очень помогают родственники, они должны быть терпеливыми и настойчивыми.
В нашей работе мы определили
личностные качества аддиктивных подростков,
что поможет нам в
Нашу гипотезу о том, что
личностная сфера подростков с аддиктивным
поведением отличается от подростков
нормального поведения; подростки
с аддиктивным поведение
Список литературы
Приложение 1
АНКЕТА
Ваше имя
Где вы любите проводить свое свободное время
Как часто вы посещаете компьютерные клубы
Есть ли у вас дома персональный компьютер
Часто ли вы заходите в Интернет
Часто ли вы играете в компьютерные игры
В какие компьютерные игры вы играете, сколько времени они у вас занимают.
Приложение 2
ШКАЛА ОЦЕНКИ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ
СУЖДЕНИЯ
Думаю, что успех в жизни скорее всего зависит от случая, чем от расчета.
Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл
Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.
Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
Эмоциональные люди мне нравятся больше чем деятельные
Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые элементы
Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности
Мои близкие считают меня ленивым
Думаю, что в моих неудачах повинны скорее всего обстоятельства, чем я сам
Терпения во мне больше чем способностей
Мои родители слишком строго контролировали меня
Лень а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений
Думаю, что я уверенный в себе человек
Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики
Я усердный человек
Когда все идет гладко, моя энергия усиливается
Если бы я был журналистом, я писал бы скорее всего об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях
Мои близкие обычно не разделяют моих планов
Уровень моих требований ниже, чем у моих товарищей
Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
КОД
Ответы «ДА» на вопросы2,6,7,8,14,16,18,19,21,
Уровень мотивации достижения | |||
низкий |
средний |
высокий | |
1 2 3 |
4 5 6 7 |
8 9 10 | |
Сумма баллов |
2-9 10 11 |
12 13 14 15 |
16 17 18-19 |
Приложение 3
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)
Валидность шкал УСК демонстрируется
их связями с другими
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижения, успехи) в большей степени коррелирует с силой Эго (фактор +С), самоконтроля (фактор +Q3), социальной экстраверсией (факторы +А; -Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятности, неудачи). С другой стороны, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными, деловыми (фактор - М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.
Первичные статистические характеристики и интеркорреляции шкал опросника УСК
Показатели |
Ио |
Ид |
Ин |
Ис |
Ип |
Им |
Из |
Количество пунктов |
44 |
12 |
12 |
10 |
8 |
4 |
4 |
Средние по шкалам |
33,4 |
6,2 |
8,4 |
3,6 |
11,8 |
2,4 |
4,4 |
Стандартные отклонения |
23,4 |
8,3 |
7,9 |
7,1 |
8,4 |
4,4 |
3,5 |
Ио |
0,74 |
0,71 |
0,61 |
0,72 |
0,45 |
0,47 | |
Ид |
0,33 |
0,58 |
0,44 |
0,54 |
0,25 | ||
Ин |
0,69 |
0,40 |
0,36 |
0,22 | |||
Ис |
0,22 |
0,37 |
0,17 | ||||
Ип |
0,18 |
0,18 | |||||
Им |
0,21 |