Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенности эмоционально-волевой сферы подростка с аддиктивным поведением.
Задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме девиантного поведения;
- изучить психологические особенности личности подростка;
-исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
- определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка;
- сделать выводы;

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
Глава I. Понятие и типология девиантного поведения………………..
6
1.1 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения…
6
1.2 Особенности подросткового периода……………………………….
15
1.3 Подростковый кризис………………………………………………...
19
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…...
22
Глава II. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка………………………………………………………………….

27
2.1 Организация исследования…………………………………………...
27
2.2 Методы и методики исследования…………………………………..
29
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….
34
Заключение………………………………………………………………...
58
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

addictive.docx

— 126.96 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….

3

Глава I. Понятие и типология девиантного поведения………………..

6

1.1 Аддиктивное поведение  как форма отклоняющегося поведения…

6

1.2 Особенности подросткового  периода……………………………….

15

1.3 Подростковый кризис………………………………………………...

19

1.4 Специфика аддиктивного  поведения в подростковом возрасте…...

22

Глава II. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка………………………………………………………………….

 

   27

2.1 Организация исследования…………………………………………...

27

2.2 Методы и методики  исследования…………………………………..

29

2.3 Анализ и интерпретация  результатов……………………………….

34

Заключение………………………………………………………………...

58

Список литературы……………………………………………………….

60

Приложения……………………………………………………………….

63


 

 

 

 

 

Введение

 

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с  девиантным поведением, проявляющихся  в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного  порядка, хулиганство, вандализм и  др.). Усилилось демонстративное  и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали  проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Кроме того, проблема аддиктивного поведения мало изучена теоретически.

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в  нашей стране и за рубежом занимались проблемой алкоголизма, наркомании, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна  и, следовательно, одного решения быть не может.

Вопросы, связанные с аддиктивным  поведением подростков, затрагиваются  во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой  концентрации агрессии в обществе и  отсутствие однозначного и адекватного  научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования аддиктивного поведения одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

В России наблюдается ежегодное увеличение количества потребителей наркотических веществ, которые состоят на диспансерном учёте; больше 90 % из них — потребители инъекционных наркотиков (ПИН).

Вряд ли официальные данные отображают реальную ситуацию. В России, за подсчётами экспертов, не меньше 300—500 тысяч ПИН. Проблема нашего исследования очень серьезна. Поэтому мы попытаемся выявить те особенности личности подростков, приводящие к таким проблемам нашего общества.

Актуальность  темы исследования. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, а сейчас еще и интернет-зависимость формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы аддиктивного поведения подростков.

Целью данной курсовой работы является выявление особенности эмоционально-волевой сферы подростка с аддиктивным поведением.

Задачи:

- провести анализ теоретической  литературы по проблеме девиантного  поведения;

- изучить психологические  особенности личности подростка;

-исследовать особенности  личности подростка с аддиктивным  поведением;

- определить влияние тренинга  на стабилизацию эмоциональной  сферы личности аддиктивного  подростка;

- сделать выводы;

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: эмоционально-волевая сфера подростков с аддиктивным поведением.

Гипотеза исследования: Личностная сфера подростков с аддиктивным поведением отличается от подростков нормального поведения; подростки с аддиктивным поведение отличаются повышенным уровнем мотивации к достижению успеха.

Методологию исследования составляют:

Концепция В.Т. Кондрашенко, девиантное поведение – понятие  социально-психологическое, обозначающее отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых  в рамках психического здоровья.

Для исследования данной темы я исследовала следующие методы: на теоретическом уровне - анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом – Шкала оценки потребности в достижении, метод исследования уровня субъективного контроля (УСК),

Научная новизна  работы заключается в обобщении имеющегося наработанного материала, а также в предложении новых подходов к классификации аддиктивного поведения.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов предупреждения аддиктивного поведения подростков, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практическом применении для рекомендаций и оказания помощи социальным педагогам и родителям подростков, попавших в трудную ситуацию.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

Глава I. Понятие и типология девиантного поведения

 

1.1 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения

 

Обычно под девиантным поведением понимают неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое  часто в юношеском возрасте и  характеризуемое устойчивым повторяющимся  нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также  прав других1.

Наиболее актуальными  формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное  поведение. Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и «поисковой активности» в отношении алкоголя и различных психоактивных веществ до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Аутоагрессивное поведение проявляется в наличии суицидальных мыслей, переживаний («замыслов»), тенденций и действий, а для гетероагрессивного поведения характерны агрессивные высказывания, угрозы и действия, направленные на окружающих.

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение можно определить как систему поступков (отдельные  поступки), противоречащих принятым в  обществе нормам и проявляющихся  в виде несбалансированности психических  процессов, адаптационных механизмов и неспособности к нравственному  и эстетическому контролю за своим  поведением. На практике выделяют ряд  типов и форм отклоняющегося (девиантного) поведения, которые будут представлены ниже.

Следует отметить, что существуют определенные взаимоотношения между  различными типами и клиническими формами  девиантного поведения 

Типы девиантного  поведения:

Делинквентное поведение  — отклоняющееся поведение с  отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее в крайних своих  проявлениях уголовно наказуемый характер.

Аддиктивное поведение —  отклоняющееся поведение со стремлением  к уходу от реальности посредством  приема психоактивных веществ либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности.

Патохарактерологическое поведение  — отклоняющееся поведение, обусловленное  патологическими изменениями характера  вследствие дефектов воспитания.

Психопатологическое поведение  — отклоняющееся поведение, обусловленное  психическими расстройствами.

Поведение на базе гиперспособностей  — отклоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в обыденной жизни, при  особой одаренности

и даже гениальности в других сферах деятельности2.

Клинические формы  девиантного поведения:

Агрессивное поведение.

Аутоагрессивное (суицидальное) поведение.

Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация и др.).

Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание).

Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии).

Сверхценные психологические  увлечения («трудоголизм», спортивный, музыкальный и прочий фанатизм и  др.).

Сверхценные психопатологические  «увлечения» (кверулянтство (сутяжничество), клептомания, дромомания (навязчивое стремление к бродяжничеству) и др.). Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.). Коммуникативные девиации (аутизация (замкнутость), гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.).

Аморальное (безнравственное) поведение.

И так, суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям3.

Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая  выражается в стремлении к уходу  от реальности путем изменения своего психического состояния посредством  приема некоторых веществ или  постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах  деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает  человека, что начинает управлять  его жизнью. Человек становится беспомощным  перед своим пристрастием. Волевые  усилия ослабевают и не дают возможности  противостоять аддикции.

Аддиктивная личность в своих  попытках ищет свой универсальный и  слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные  возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может  быть нарушен по разным причинам, как  внутренним, так и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному  на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом, создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ борьбы с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом, обращаясь к фиксации на каких-то предметах или действиях, можно не думать о своих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций, используя разные варианты аддиктивной реализации4.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается  с помощью различных аддиктивных  агентов. К таким агентам относятся  вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные  препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что  способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных  ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения  оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в  ловушке постоянного ухода от реальной действительности.

Информация о работе Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка