Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление особенности эмоционально-волевой сферы подростка с аддиктивным поведением.
Задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме девиантного поведения;
- изучить психологические особенности личности подростка;
-исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
- определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка;
- сделать выводы;
Введение………………………………………………………………….
3
Глава I. Понятие и типология девиантного поведения………………..
6
1.1 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения…
6
1.2 Особенности подросткового периода……………………………….
15
1.3 Подростковый кризис………………………………………………...
19
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…...
22
Глава II. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка………………………………………………………………….
27
2.1 Организация исследования…………………………………………...
27
2.2 Методы и методики исследования…………………………………..
29
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….
34
Заключение………………………………………………………………...
58
Список литературы…………………………………………………
В плане возникновения
и развития зависимости от психоактивных
веществ семья и ближайшее
окружение подростка играют иногда
фатальную роль. В этом тоже качественное
отличие подросткового
Попадая в пьянствующую компанию, подросток следует в русле ее обычаев, то есть пьет так, чтобы «не отставать от других», а не в соответствии со своим самочувствием, как это делает взрослый человек.
Поскольку в таких компаниях обычно принято пить до отключения», то подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма, за количеством выпитого подавляется с самого начала. Иными словами, стадии опьянения с самого начала извращаются, что ведет по кратчайшему пути от злоупотребления к болезни, причем признаки алкоголизма могут наблюдаться раньше, чем болезнь разовьется окончательно13.
Таким образом, изучение особенностей
злоупотребления
Девиантное поведение - неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других. Девиантное поведение изучали такие педагоги, как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий, психологи Л.С. Выготский и П.П. Блонский. Исключительная заслуга в изучении психологических и психиатрических аспектов девиантного поведения принадлежит Кондрашенко В.Т. девиантное поведение – понятие социально-психологическое, обозначающее отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.
Наиболее актуальными формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное поведение. Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и «поисковой активности» в отношении алкоголя и различных психоактивных веществ до того, как от них сформировалась физическая зависимость.
Психика подростка отличается
от психики взрослого человека. Жизнедеятельность
подростка во всех своих проявлениях
(включая употребление психотропных
веществ) развивается по своим специфическим
закономерностям. Главные факторы
возникновения у
Глава II Эмпирическое исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка
2.1 Организация исследования
Современное общество характеризуется
кризисными явлениями во многих сферах
общественной жизни. Трудные социально-
В ситуации нервного перенапряжения
подростки часто склонны
Современная цивилизация
породила особый способ ухода от реальности
как последствие системы
Анализ психологической
литературы показывает, что для понимания
закономерностей формирования зависимого
поведения необходимо выявление
индивидуально-психологических
Многие исследователи [Валицкас
Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б., Курек Н.С., Соколова
Е.Т., Толстых Н.Н., Кулаков С.А., Гриффитс
М.] отмечают, что значительная часть
подростков с аддиктивным поведением
имеет серьезные личностные проблемы.
Это нарушения психической
Гипотеза нашего исследования:
Личностная сфера подростков с аддиктивным
поведением отличается от подростков
нормального поведения; подростки
с аддиктивным поведение
Предметом нашего исследования
выступили доминирующий тип мотивации,
уровня самооценки и притязаний подростков
с аддиктивным поведением. В состав
как экспериментальной, так и
контрольной групп вошли 32 подростка,
средний возраст которых
2.2 Методы и методики исследования
Шкала оценки потребности в достижении
Мотивация достижения –
стремление к улучшению результатов,
неудовлетворенность
Многочисленные исследования
показали тесную связь между уровнем
мотивации достижения и успехом
в жизнедеятельности. И это не
случайно, ибо доказано, что люди,
обладающие высоким уровнем этой
самой мотивации, ищут ситуации достижения,
уверены в успешном исходе, ищут
информацию для суждения о своих
успехах, готовы принять на себя ответственность,
решительны в неопределенных ситуациях,
проявляют настойчивость в
Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ)16.
Подробное описание методики в Приложении 2.
Методика диагностики
локализации внутреннего
Данная экспериментально-
Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.
1. Люди различаются между
собой по тому, как и где
они локализуют контроль над
значительными для себя
2. Локус контроля, характерный
для индивида, универсален по
отношению к любым типам
Экспериментальные работы установили
связь разнообразных форм поведения
и параметров личности с экстернальностью-
Интерналы и экстерналы различаются
по способам интерпретации разных социальных
ситуаций, в частности по способам
получения информации и по механизмам
их каузального объяснения. Интерналы
более активно ищут информацию и
обычно более осведомлены о ситуации,
чем экстерналы. В одной и той
же ситуации интерналы атрибутируют
большую ответственность
Исследования, связывающие
интернальность-
Экстернальность коррелирует
с тревожностью, с депрессией, с
психологическими заболеваниями. Интерналы
предпочитают недирективные методы
психокоррекции; экстерналы субъективно
более удовлетворены
Все это дает достаточные
основания полагать, что выделение
личностной характеристики, описывающей
то, в какой степени человек
ощущает себя активным субъектом
собственной деятельности, и в
какой - пассивным объектом действия
других людей и внешних обстоятельств,
обоснованно существующими
Второе вышеизложенное положение,
на котором основывается американская
традиция исследования локуса контроля,
представляется малоприемлемым. Описание
личности с помощью обобщенных трансситуативных
характеристик является недостаточным.
Большинству людей свойственна
более или менее широкая
1. ШКАЛА ОБЩЕЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ
(Ио). Высокий показатель по этой
шкале соответствует высокому
уровню субъективного контроля
над любыми значимыми