Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление особенности эмоционально-волевой сферы подростка с аддиктивным поведением.
Задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме девиантного поведения;
- изучить психологические особенности личности подростка;
-исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
- определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка;
- сделать выводы;
Введение………………………………………………………………….
3
Глава I. Понятие и типология девиантного поведения………………..
6
1.1 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения…
6
1.2 Особенности подросткового периода……………………………….
15
1.3 Подростковый кризис………………………………………………...
19
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…...
22
Глава II. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка………………………………………………………………….
27
2.1 Организация исследования…………………………………………...
27
2.2 Методы и методики исследования…………………………………..
29
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….
34
Заключение………………………………………………………………...
58
Список литературы…………………………………………………
Подростковый возраст – это период серьезных изменений в отношениях с другими людьми. На первый план выходят друзья, сверстники, родители же отходят на второй. Первые любовные и сексуальные отношения также вносят изменения в отношения с родителями.
Подросток старается выйти из состояния зависимости от родителей, которых всегда считал всемогущими и способными защитить. Он может внезапно отдалиться от них, целиком посвятив себя своим друзьям. Предназначавшуюся родителям любовь подросток направляет на себя: нарциссизм необходим для развития самооценки.
Развенчание идеальности образов родителей приводит к появлению по отношению к ним агрессивного поведения, которое чередуется с просьбами о защите и предоставлении самостоятельности. Подросток может стремится стать объектом внимания для своих родителей и начать вести себя поэтому регрессивно (отказываться мыться, избирательно питаться и т.д.).
Подросток ищет среди своих друзей «другое Я», тех, с кем он мог бы делить свои трудности, заботы, стремления, идеалы. И таким человеком может стать для подростка человек как одного, так и другого с ним пола.
Подросток идеализирует узкий круг своих друзей, как в детстве идеализировал родителей. Потребность отождествления себя с другими особенно ярко проявляется в раннем подростковом возрасте. Она вытекает из стремления отождествлять себя с родителями в детстве, особенно с одним из родителей того же пола.
В более широких группах
сверстников подросток
В современном обществе сексуальные отношения между подростками, как правило, допускаются. Приобретая опыт таких отношений с другим человеком – объектом своей любви и сексуальных желаний.
Поведение родителей при
этом иногда бывает неадекватным: они
могут подталкивать подростка к
сексуальным отношениям, которых
он не желает, или, напротив, постоянно
накладывать запреты в
Эта сексуальная активность обусловлена психологической и социальной незрелостью подростков. Вот почему так важно информировать их о способах контрацепции и предупреждения заболеваний, передаваемых половым путем.
Таким образом, можно утверждать,
что подростки с аддиктивным
поведением склонны перекладывать
ответственности за свое поведение
на ближайшее окружение (экстернальность),
однако считают, что неудачи являются
следствием их собственной активности.
По мнению Я.Л. Коломинского, такое состояние
локуса субъективного контроля имеет
негативный оттенок, поскольку фиксация
на неудачах повышает уровень личностной
тревожности и актуализирует
психологические защиты личности. А
это в свою очередь способно служить
преградой адекватному
Особенность подросткового возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный с кризисом смысла жизни.
Процесс формирования собственной
идентичности сопровождает человека на
протяжении всей его жизни. «В основе
данного процесса лежит личностное
самоопределение, имеющее ценностно-смысловую
природу. Становление идентичности,
особенно интенсивно проходящее в подростковом
и юношеском возрасте, невозможно
без изменения системных
Одна из причин подросткового
кризиса и конфликтов с окружающими
в этом возрасте - переоценка своих
возросших возможностей, которая
определяется стремлением к известной
независимости и
Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей8.
Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношей формируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность9.
Подростковый кризис также
понимается как состояние, в котором
могут возникатьискажения отношений
подростка с действительностью”
Деперсонализация является ключевым феноменом кризиса личности. Она охватывает широкий круг расстройств - от ослабления образного компонента восприятия окружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло, справедливость и подлость и т. д.
Применительно к понятию
кризиса личности деперсонализация
выступает, прежде всего, как экзистенциально-
Подросток ощущает себя незащищенным,
сомневающимся в своей
Субъективно тягостное ощущение
внутреннего разлада, изменености
собственного Я, своей идентичности,
составляющие ядро деперсонализации,
смешиваются с чувством дискомфорта,
снижением аффективного настроя
к окружающему, трудностью сосредоточения
внимания, рефлексией. Вытекающие из измененного
чувства самосознания и эмоционального
фона установки, мотивы и ориентации
обусловливают нарушения
С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой10.
Таким образом, можно утверждать,
что кризис подросткового возраста
- абсолютно нормальное явление, свидетельствующее
о развитии личности, но при наличии
некоторых неблагоприятных
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте
Проблема предупреждения употребления несовершеннолетними психотропных веществ не является лишь частью проблемы профилактики алкоголизма и наркомании взрослых. Несмотря на то, что подростки и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки и употребляют одни и те же наркотики, в психологическом смысле это разные явления. Попытка решить проблему алкоголизма и наркомании разом для подростков и взрослых, применяя одинаковые методы воздействия (причем в основном медицинские, юридические, как это делается сейчас), вряд ли даст положительный эффект.
Систематическое употребление
психотропных веществ несовершеннолетними
следует рассматривать прежде всего
как психолого-педагогическую, а
не медицинскую проблему. Это обусловлено
тем, что пьянство подростков, наркомания
или токсикомания всегда связаны
с другими нарушениями
Если алкоголизм или наркомания у взрослого человека долгое время может развиваться скрыто, не отражаясь на трудовой деятельности, социальном статусе, то у несовершеннолетних, наоборот, сначала происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление алкоголя или других психотропных веществ. Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка.
Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте
Главные факторы возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. В случае, когда эти факторы, благодаря вмешательству взрослых, устраняются или компенсируются, злоупотребление прекращается без традиционного лечения, то есть без применения медикаментозных препаратов. И наоборот, никакие лекарства, никакие угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных указанны ми факторами.
Трудности и низкая эффективность преодоления и профилактики употребления психотропных средств несовершеннолетними объясняются прежде всего тем что ответственные за это взрослые ошибочно полагай ют, что это проблема наркологии. На самом деле, в силу возрастных особенностей формирующейся личности, причины всех видов отклоняющегося поведения у подростков едины. Правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические расстройства - звенья одной цепи.
Детские психиатры считают,
что у подростков практически
невозможно разграничить ситуационные
нарушения поведения и
Все это чаще всего с
возрастом проходит само собой, по мере
общей стабилизации поведения. В-третьих,
это может быть последствием психических
расстройств или декомпенсацией
акцентуации характера
Негативные формы поведения,
довольно часто встречающиеся у
подростков, с трудом поддаются однонаправленному
анализу, поскольку социально- психологические
и педагогические факторы здесь
тесно переплетены с
Поэтому считаем более
продуктивным рассматривать употребление
несовершеннолетними
Подтверждают сказанное
и многие исследования, доказавшие,
что пьянство и наркомания несовершеннолетних
— это прежде всего проявления
нарушений поведения, которые, в
свою очередь, обусловлены социальной
средой. Так, 75% подростков, поступающих
на обследование в связи с употреблением
психотропных веществ или на лечение
от наркомании, росли в неблагополучных
семьях, до 90% правонарушителей - тоже выходцы
из неблагополучных семей, 76% пьющих
подростков воспитывались в