Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенности эмоционально-волевой сферы подростка с аддиктивным поведением.
Задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме девиантного поведения;
- изучить психологические особенности личности подростка;
-исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
- определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка;
- сделать выводы;

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
Глава I. Понятие и типология девиантного поведения………………..
6
1.1 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения…
6
1.2 Особенности подросткового периода……………………………….
15
1.3 Подростковый кризис………………………………………………...
19
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…...
22
Глава II. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка………………………………………………………………….

27
2.1 Организация исследования…………………………………………...
27
2.2 Методы и методики исследования…………………………………..
29
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….
34
Заключение………………………………………………………………...
58
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

addictive.docx

— 126.96 Кб (Скачать)

Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию  и эмоции до такой степени, что  аддикт оказывается неспособным  поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать  другие стороны личности, проявлять  симпатии, сочувствие, эмоциональную  поддержку даже наиболее близким людям.

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы  деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими  людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать  свой жизненный опыт, нарушая тем  самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в  процессе совместной деятельности аддикта  с другими людьми. Потребность  в самопознании, самоутверждении  и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют, прежде всего, в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они, желая утвердиться  в своем существовании и в  своей ценности, ищут точку опоры  в других людях. Поиск точки опоры  не выходит за границы аддиктивной  реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции, как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность  ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким  воспринимают тебя окружающие5.

Интернет-зависимость обладает признаками всех типов зависимостей. Критерии, которые используются в  определении любого типа зависимости: пренебрежение важными вещами в  жизни из-за этого (аддиктивного) поведения; разрушение отношений аддикта со значимыми людьми, раздражение или  разочарование значимых для аддикта  людей, скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет -зависимости:

навязчивое желание проверить e-mail.

постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком  много времени в Интернет.

жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Историко-культурологический аспект

Историко-культурологические исследования показывают, что свойства алкоголя и наркотиков были известны людям еще с древнейших времен и использовались для усиления эффекта  изменения сознания при богослужениях.

В литературных источниках, датируемых V веком до н. э., есть упоминание о том, что скифы сыпали коноплю  на раскаленные камни с целью  получения дыма, вызывающего восторженное состояние. Древние племена Средиземноморья  бросали в костер подгнившие гроздья  винограда (то есть такие, в которых  уже начался процесс брожения) и от запаха сжигаемых плодов приходили  в состояние опьянения. Шаманы использовали наркотические вещества во время  ритуальных действий. Позже наркотики  использовали служители культа и  прорицатели, чтобы вызвать у  верующих нарушение сознания и чувство  особого психического подъема во время богослужений. В Древнем  Египте, Древней Греции и Риме были известны наркотические свойства опийного мака и индийской конопли. Однако во всех ситуациях химический психотропный эффект играл лишь вспомогательную  роль; главным фактором изменения  сознания были магические ритуалы, маски, символические действия, танцы, заклинания, сильно воздействующие на психику человека.

Таким образом, одним из первичных  глубинных факторов употребления человеком  психоактивных веществ является желание периодически изменять свое сознание, переживать метаморфозы личности.

Особым элементом употребления алкоголя славянами было испытание  человека «на прочность». Например, казаки Запорожской Сечи в качестве одного из испытаний для желающего  стать запорожцем предлагали ему  выпить кварту горилки. После этого  наблюдали за поведением новичка: станет ли он болтливым, распущенным, потеряет ли над собой контроль, или, наоборот, будет сопротивляться действию алкоголя, не подавать виду, что опьянел, что  плохо себя чувствует.

Вообще само по себе испытание  человека — его силы, смекалки, ловкости, выносливости — является составной  частью почти всех славянских обрядов  и праздников. Кулачные бои, стрельба из лука, конные состязания, сложные  танцевальные элементы и тому подобное давали возможность «показать себя», самоутвердиться, самореализоваться. В настоящее время эта потребность, являющаяся особенно важной для молодежи, часто проявляется только в традиционном испытании новичка выпивкой. Такая  скудность средств удовлетворения актуальных потребностей свойственна  всей нашей жизни. По меткому определению  В.Ю. Завьялова, так же, как и в  современной архитектуре, где «все ненужное» убрано и где все  подчинено чистому функционализму, так и в испытаниях алкоголем  видна рука «века прагматизма» и  экономичности в области человеческих отношений — «все лишнее убрано», на древнюю обрядность и другие «хлопоты»  время не тратится, а в самом  алкоголе действительно «концентрируются»  символы древности, рудименты архаичных  верований, «непроросшие зерна» традиционной обрядности и ритуалов. Все это  настолько полно растворилось в  алкоголе, что без специального анализа  эти элементы невозможно заметить.

Очевидно, что это дело будущего — «выпарить» из алкогольного концентрата (то есть из того, что называют «алкогольными обычаями») растворенные в нем элементы, опознать их, увидеть, как эти элементы связаны с другими традициями, верованиями, символами, обычаями, дать им научную интерпретацию, а затем искать подходящую и эффективную замену алкогольного способа испытания, празднования, увеселения и всего того, что «взвалено» сейчас на спиртные напитки.

Состояние эйфории. Наиболее ярким показателем измененного сознания при употреблении алкоголя или наркотиков является эйфория. Слово «эйфория» (от греч. euphoria - хорошо переношу) означает неоправданное реальной действительностью благодушное, приподнято-радостное настроение. В научно- медицинской и психологической литературе термин «эйфория» обозначает неоправданное реальной действительностью радостное настроение у тяжелобольных, порой умирающих, а I также счастливое, радостное, блаженное состояние у алкоголиков I степени после употребления спиртного или у наркоманов (I стадии) после приема наркотического вещества6.

Наркотическая эйфория аналогична алкогольной: то же состояние радостного возбуждения, иллюзия счастливого, приподнятого настроения, веселье, благодушие, приятные телесные ощущения. Однако существует и ряд компонентов, свойственных только наркотикам: ощущение своей  значимости, всемогущества, слегка затуманенное сознание, иногда, в зависимости  от вида наркотика, яркие галлюцинации, нереальное восприятие времени, цвета, форм, величины предметов, расстояния и звуков.

Состояние эйфории характеризуется  не только хорошим настроением. Оно  влияет на мышление, восприятие, память, самооценку. Все, что человек видит  и слышит, воспринимается им в радостном  возбуждении: соседи по столу, их шутки  и разговоры, окружающая обстановка и т. д. Память как бы сама отсеивает  все заботы, неприятности, все плохое, что может омрачить жизнь. Вспоминаются только приятные события. Человек думает, что он наконец по-настоящему счастлив. Он ожидает только успеха от всех своих начинаний, только благодарности и похвалы окружающих за свои действия.

Резко меняется самооценка: она становится чрезвычайно завышенной. Человек чувствует себя неуязвимым, могущественным, ощущает свое превосходство  над другими. Находящийся в состоянии  эйфории каждый свой поступок воспринимает как значительное достижение, ожидает  благоприятных результатов от всех предпринимаемых действий, преувеличивает свои возможности; все воспринимает и оценивает только положительно. Более того, «длительная бомбардировка» завышенной самооценкой и сверхоптимистическими  ожиданиями заряжает его энергией и  деятельностью.

Эйфория, по определению  В.Ю. Завьялова, — это психическое  состояние человека, «несущее экстремально хорошую оценку» всему, что человек  способен в данный момент ощущать, воспринимать, вспоминать, думать и фантазировать. Оно не связано с удовлетворением  какой-то определенной потребности, Напротив, любой объект, попавший в поле внимания при эйфории, может казаться объектом, который дает удовлетворение, счастье. Это общее чувство удовлетворения, благополучия и радости, овладевшее человеком, может резко контрастировать  с тем, что в действительности происходит с ним. В этом и проявляется  некритичность, неспособность правильно, реалистически оценивать происходящее.

Потребность в изменении  состояния сознания является естественной и целесообразной. Стремление к празднику, выходу из серых будней, к «прорыву»  повседневности заложено в каждом из нас. Желание испытать себя в новой  ситуации, «примерить» на себя жизнь  другого человека, приобщиться к  великому и прекрасному существовало у людей с древнейших времен и  служило детерминантой развития литературы, музыки, искусства7.

Таким образом, в процессе развития человечества состояние радостного, приподнятого настроения возникало  от всей обстановки праздника с его  обрядовостью и глубоким символическим смыслом. Использование же психотропного эффекта алкоголя или наркотиков играло лишь вспомогательную роль, усиливая состояние восторга, удовлетворенности и счастья.

Постепенно психологический  смысл опьянения сводился к состоянию  эйфории, являющейся всего лишь результатом  фармакологического действия алкоголя или наркотиков на психику человека.

 

1.2 Особенности подросткового периода

 

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением  в 6-8 классах средней школы. За эти  четыре года бывший ребенок становится почти взрослым человеком. Трудности  этого периода развития отражены в названиях – «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального  взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная  социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие стандартам, принятым в данной возрастной группе и в этот период, осознаются подростком и глубоко переживаются. Это может усугубить общую  неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие  переживания могут обостряться  в связи с возникновением интереса к другому полу, повышающего внимание к собственной внешности.

Начало полового созревания знаменует вступление в подростковый период. В это время осуществляется переход от детства к зрелости, сопровождающийся изменениями в  психике и познавательной активности.

Различия в  возрасте и продолжительности полового созревания.

Гормональные изменения, знаменующие начало половой зрелости, созревание гениталий и морфологические  трансформации по-разному протекают  у разных индивидов между 10 и 16 годами у девочек и между 12 и 17 годами у мальчиков.

При отсутствии каких-либо признаков  сексуальной зрелости у девочек  в 14 лет и у мальчиков в 15 можно  говорить о задержке полового созревания. Некоторые психологические затруднения  могут быть также обусловлены  слишком большой разницей между  нормой и индивидуальными изменениями. Слишком раннее созревание у девочек  и слишком позднее у мальчиков  может сказаться самым отрицательным  образом на подростках.

Развитие мышления. От непосредственному к возможному.

Когнитивное развитие подростков характеризуется становлением абстрактно-логического (гипотетико-дедуктивного) мышления, описанного Пиаже. В этом возрасте подростки  начинают рассуждать исходя из абстрактных  гипотез, а не как в детстве  – исходя из непосредственно наблюдаемой  ситуации. Они могут систематически проверять свои гипотезы. Однако не все подростки постоянно используют такой способ мышления.

Умение оперировать абстрактными понятиями способствуют развитию общей  способности к рассуждениям на основе моральных и идеологических принципов, которые тем не менее не всегда претворяются в жизнь.

Трудности привыкания к изменениям своего тела.

Подростку приходится привыкать  к своему новому облику в силу происходящих в этом возрасте физиологических  изменений. Его рассуждения о  значимости своей внешности для  других и него самого сопровождаются сомнениями и страхами. Он старается  одеваться так, чтобы быть похожим  на своих сверстников и/или отличаться от них. Так, к примеру, он сможет следовать  общей моде и при этом стремится  к оригинальности.

Сексуальные побуждения и состояние напряженности.

Сексуальное созревание приводит к тому, что подросток начинает искать способы удовлетворения своих  сексуальных побуждений и использует различные механизмы защиты от состояния  напряженности, возникающего в случае неудовлетворенности его желаний.

Подросток и его  окружение.

Информация о работе Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка