Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:16, дипломная работа
Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактерезовать проявление агрессивного поведения
2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте
3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
4.Исследовать гендерные проявления агрессии у подростков.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.
Введение
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1. Понятие агрессия, основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2. Структура агрессии
2. Особенности агрессивного поведения подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов влияющих на агрессивное поведение
3.1. Гендерные аспекты агрессивного поведения
3.2. Гендерные различия агрессивного поведения в подростковом возрасте
4. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
4.1. Этапы исследования
Заключение
Список использованных источников
Проведем анализ ответов по тем категориям, которые не входят в подсчет суммарного балла агрессивности, табл.10, 11.
По доли категории "Демонстративность" средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 12,8%. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 12,8%, S1 = 2.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 2,5%, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2,5%, S2 = 6.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+6=8.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q>Qтабл,
следовательно различия достоверны.
Таблица 10. - Доли поведенческих показателей по группе мальчиков
№ п/п | Демонстративность | Увечность | Активная безразличность | Пассивная безразличность | Описание |
Среднее значение | 8,5% | 7,6% | 1,4% | 9,0% | 1,4% |
Таблица 11. - Доли поведенческих показателей по группе девочек
№ п/п | Демонстративность | Увечность | Активная безразличность | Пассивная безразличность | Описание |
Среднее значение | 5,5% | 5,9% | 0,8% | 7,9% | 4,3% |
По доли категории "Увечность" средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 15%. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 15%, S1 = 0.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 0%, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 0%, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+0=0.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По доли категории "Активная безразличность" средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 4,2%. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 4,2%, S1 = 1.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 0%, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 0%, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+0=1.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По доли категории "Пассивная безразличность" средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 17,5%. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 17,5%, S1 = 0.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 0%, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 0%, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+0=0.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По доли категории "Описание" средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 3,8%. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 3,8%, S1 = 8.
В группе девочек минимальное значение показателя 0%, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 0%, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=8+0=8.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q>Qтабл, следовательно различия достоверны.
Таким образом, согласно тесту Вагнера, в группе мальчиков выше агрессивность, различие достоверно.
При этом, в группе мальчиков выше показатели по категориям Агрессия и Указание, различия достоверны. Это говорит о том, что мальчики более готовы к высшему проявлению агрессивности, испытывают нежелание приспособиться к окружению.
В группе девочек выше показатели по категориям Страх, Эмоциональность, Коммуникация и Зависимость, это отражает тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна. При этом по категории Зависимость различия не достоверны.
Доля категории "Агрессия" в сумме значимых показателей выше по группе мальчиков, при этом различие е достоверно. Показатель означает что в обоих группах установки на социальное сотрудничество и зависимость преобладают над агрессивными, доминантными тенденциями.
Остальные категории при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, т.к. их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнять мотивы агрессивного поведения.
Так более высокая доля по категории «Демонстративность» свидетельствует о проявлениях демонстративности у мальчиков, больше чем у девочек.
Более высокая доля по категории «Увечность» свидетельствует о наличии у мальчиков ипохондрических переживаний в большей степени чем у девочек.
Более низкая доля по категориям «Активная безличность» и «Пассивная безличность» говорит что в группе девочек более высокая восприимчивость в внешним стимулам.
Более высокая доля по категориям «Описание», «Пассивная безличность», говорит что в группе девочек более снижен уровень активности.
Следует отметить, что по этим параметрам различия между группами не достоверны.
Таким
образом, существуют гендерные различия
в проявлении агрессивности подростков.
У мальчиков проявление агрессивных реакций
встречается чаще чем у девочек.
Выводы:
Заключение
Исследование было посвящено изучению агрессии и агрессивности в подростковом возрасте, а так же гендарному различию проявления агрессии в подростковом возрасте. Цель дипломной работы была – исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
В данной работе было проведено исследование по трём методикам: методика диагностики уровня агрессивности А.Ассингера, методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки, проективная методика Вагнера. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены. Была изучина литература по проблеме исследования, рассмотренна природа и структура агрессии, проанализированны подходы к ее изучению. Так же были определены психологические проблемы подросткового возраста как кризисного периода развития, выявлены причины подростковой агрессивности, проанализированы факторы становления агрессивного поведения у подростков.
Обзор литературы в теоретической части работы показал то, что единой точки зрения на источник агрессии нет, что значительно усложняет понимание данной проблемы. Кроме того, мало изучен такой аспект агрессии, как её устойчивость. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности.
Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.
В практической были достигнуты результаты на поставленную цель.
Согласно методики Басса-Дарки, мальчики чаще проявляют физическую агрессию, более раздражительны, часто негативно относятся к окружающим, подозрительны, враждебны, чаще испытывают чувство вины.
Девочкам больше свойственна косвенная, скрытая агрессия, они более восприимчивы и обидчивы. Согласно Q-критерию Розенбаума различия не достоверны.
Согласно методике Ассингера, в группе мальчиков выше агрессивность при общении, различия достоверны.
Согласно тесту Вагнера мальчики более агрессивны, чем девочки, более демонстративны в своем поведении, им более свойственно открытое проявление агрессии, мальчики менее способны приспосабливаться к окружающей действительности.
Девочки более подвержены страхам, более эмоциональны и коммуникативны, ранимы и восприимчивы, зависимы, что позволяет им быстрее приспосабливаться к окружающей действительности.
Таким
образом, существуют гендерные различия
в проявлении агрессивности подростков.
У мальчиков проявление агрессивных реакций
встречается чаще чем у девочек