Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:16, дипломная работа
Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактерезовать проявление агрессивного поведения
2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте
3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
4.Исследовать гендерные проявления агрессии у подростков.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.
Введение
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1. Понятие агрессия, основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2. Структура агрессии
2. Особенности агрессивного поведения подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов влияющих на агрессивное поведение
3.1. Гендерные аспекты агрессивного поведения
3.2. Гендерные различия агрессивного поведения в подростковом возрасте
4. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
4.1. Этапы исследования
Заключение
Список использованных источников
Для сравнения уровня показателей построим графики средних значений по группам,рис.3.
Рисунок
3. - Средние значения показателей
по тесту Вагнера
Согласно рис.3. средние показатели выше в группе мальчиков по 5 показателям и суммарному баллу агрессивности, причем показатели выше по категориям Агрессия и Указание.
Средние показатели выше в группе девочек по 5 показателям, при этом выше по категориям Страх, Эмоциональность, Коммуникация, Зависимость.
Оценим достоверность различий с помощью Q-критерия Розенбаума
По уровню параметра Агрессия средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 10. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 10, S1 = 3.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 3.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=3+3=6.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверными.
По уровню параметра Указание средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 6. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 6.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 2.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=6+2=8.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверными.
По уровню показателя Страх средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 8. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 8, S1 = 2.
В группе девочек минимальное значение показателя 1, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 4.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+4 =64.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверными.
По уровню показателя Эмоциональность средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 7. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 7, S1 = 4.
В группе девочек минимальное значение показателя 2, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 3.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=4+3 =7.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q>Qтабл, следовательно различия достоверны.
По уровню показателя Коммуникация средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 6. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 2.
В группе девочек минимальное значение показателя 2, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 4.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+4 =6.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверными.
По уровню показателя Зависимость средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 8. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 8, S1 = 0.
В группе девочек минимальное значение показателя 1, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 2.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+2 =2.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню параметра Демонстративность средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 5. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 5, S1 = 2.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 0, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+0=2.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню параметра Увечность средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 6. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 0.
В группе девочек минимальное значение показателя 0, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+0 =0.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню параметра Активная безразличность средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 5. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 5, S1 = 1.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 0, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+0=1.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню параметра Пассивная безразличность средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 6. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 67, S1 = 2.
В группе девочек минимальное значение показателя 0, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+0=2.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню показателя Описание средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 3. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 3, S1 = 9.
В группе девочек минимальное значение показателя 0, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=9+0 =9.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q>Qтабл, следовательно различия достоверны.
Суммарный балл агрессивности вычисляется, по формуле:
А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость),
По суммарному баллу агрессивности средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 9. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 9, S1 = 4.
В группе мальчиков минимальное значение показателя -19, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше -19, S2 = 2.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=4+2=6.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверны.
Основная
интерпретация результатов теста основывается
на сравнении суммарного балла с тестовыми
нормами и принятии решения об уровне
агрессивности и актуальном состоянии
испытуемого. Однако более содержательную
информацию можно получить при анализе
удельного веса и места агрессивных тенденций
в общей системе диспозиций. Информационной
в плане прогноза агрессивного поведения
является доля ответов в категории Агрессия
по отношению к суммарному количеству
ответов в категориях, учитываемых при
подсчете суммарного балла.
№ п/п | Указание | Страх | Эмоциональность | Коммуникация | Зависимость | Демонстративность | Увечность | Активная безразличность | Описание | Суммарный балл агрессивности | ||
1 | 11 | 8 | 0 | 2 | 6 | 2 | 2 | 0 | 4 | 2 | 3 | 10 |
это весомые параметры, они характеризуют поведение
это не весомые(поведенческие) параметры, дают представление о причинах поведения
Доля,
удельный вес ВСЕДА вычисляется
в %, на то она и доля.
Таблица 9. - Доли показателя по категории Агрессия в суммарном бале весомых показателей по группам. Т.е рассчитывается доля только из весомых параметров.
11/(11+8+0+2+6+2)=0,379
или 37,9%
Таблица 10. - Доли поведенческих показателей по группе мальчиков. Т.е. рассчтывается доля из всех параметров.
Например Демонстративность
2/(11+8+0+2+6+2+2+0+4+2+
Рассчитаем долю агрессии в суммарном бале по весомым параметрам, табл.9.
Таблица 9. - Доли показателя по категории Агрессия в суммарном бале весомых показателей по группам
№ п/п | По группе мальчиков | По группе девочек |
Среднее значение | 30,3% | 16,3% |
Суммарная доля категории "Агрессия" выше в группе мальчиков.
По доли категории "Агрессия" средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 43,5%. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 43,5%, S1 = 1.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 6,9%, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 6,9%, S2 = 1.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+1=2.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
Кроме данных об уровне агрессивности, с помощью теста руки можно получить много дополнительной информации, характеризующей текущее психическое состояние обследуемых групп.