Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактерезовать проявление агрессивного поведения
2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте
3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
4.Исследовать гендерные проявления агрессии у подростков.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.

Содержание

Введение
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1. Понятие агрессия, основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2. Структура агрессии
2. Особенности агрессивного поведения подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов влияющих на агрессивное поведение
3.1. Гендерные аспекты агрессивного поведения
3.2. Гендерные различия агрессивного поведения в подростковом возрасте
4. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
4.1. Этапы исследования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

психолгия.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

      Для сравнения уровня показателей построим графики средних значений по группам,рис.3.

Рисунок 3. - Средние значения показателей  по тесту Вагнера 

      Согласно  рис.3. средние показатели выше в  группе мальчиков по 5 показателям  и суммарному баллу агрессивности, причем показатели выше по категориям Агрессия и Указание.

      Средние показатели выше в группе девочек  по 5 показателям, при этом выше по категориям Страх, Эмоциональность, Коммуникация, Зависимость.

      Оценим  достоверность различий с помощью Q-критерия Розенбаума

      По уровню параметра Агрессия средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 10. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 10, S1 = 3.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 3.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=3+3=6.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверными.

      По уровню параметра Указание средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 6. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 6.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 2.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=6+2=8.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверными.

      По уровню показателя Страх средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 8. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 8, S1 = 2.

      В группе девочек минимальное значение показателя 1, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 4.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+4 =64.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверными.

      По уровню показателя Эмоциональность средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 7. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 7, S1 = 4.

      В группе девочек минимальное значение показателя 2, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 3.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=4+3 =7.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q>Qтабл, следовательно различия  достоверны.

      По уровню показателя Коммуникация средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 6. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 2.

      В группе девочек минимальное значение показателя 2, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 4.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+4 =6.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверными.

      По уровню показателя Зависимость средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 8. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 8, S1 = 0.

      В группе девочек минимальное значение показателя 1, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 2.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+2 =2.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню параметра Демонстративность средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 5. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 5, S1 = 2.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 0, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+0=2.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню параметра Увечность средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 6. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 0.

      В группе девочек минимальное значение показателя 0, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+0 =0.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню параметра Активная безразличность средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 5. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 5, S1 = 1.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 0, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+0=1.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню параметра Пассивная безразличность средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 6. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 67, S1 = 2.

      В группе девочек минимальное значение показателя 0, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+0=2.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      По уровню показателя Описание средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 3. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 3, S1 = 9.

      В группе девочек минимальное значение показателя 0, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 0, S2 = 0.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=9+0 =9.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q>Qтабл, следовательно различия достоверны.

      Суммарный балл агрессивности вычисляется, по  формуле:

      А = (Агрессия + Указание) - (Страх + Эмоциональность + Коммуникация +  Зависимость),

      По суммарному баллу агрессивности средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 9. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 9, S1 = 4.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя -19, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше -19, S2 = 2.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=4+2=6.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q=Qтабл, следовательно различия можно считать достоверны.

      Основная интерпретация результатов теста основывается  на сравнении суммарного   балла с тестовыми нормами  и принятии решения об уровне агрессивности и  актуальном состоянии испытуемого. Однако более содержательную информацию можно получить  при анализе удельного веса и места агрессивных тенденций в общей системе диспозиций. Информационной в плане прогноза  агрессивного поведения является доля ответов в категории Агрессия по отношению к суммарному количеству ответов в категориях, учитываемых при подсчете суммарного балла. 

№ п/п
Агрессия
Указание Страх Эмоциональность Коммуникация Зависимость Демонстративность Увечность Активная безразличность
Пассивная безразличность
Описание Суммарный балл агрессивности
1 11 8 0 2 6 2 2 0 4 2 3 10
 

      это весомые параметры, они характеризуют  поведение

      это не весомые(поведенческие) параметры, дают представление о причинах поведения

      Доля, удельный вес ВСЕДА вычисляется  в %, на то она и доля. 

      Таблица 9. - Доли показателя по категории Агрессия в суммарном бале весомых показателей по группам. Т.е рассчитывается доля только из весомых параметров.

      11/(11+8+0+2+6+2)=0,379 или 37,9% 

      Таблица 10. - Доли поведенческих показателей по группе мальчиков. Т.е. рассчтывается доля из всех параметров.

      Например Демонстративность

      2/(11+8+0+2+6+2+2+0+4+2+2+3+10)=0,05 или 5% 

      Рассчитаем долю агрессии в суммарном бале по весомым параметрам, табл.9.

      Таблица 9. - Доли показателя по категории Агрессия в суммарном бале весомых показателей по группам

№ п/п По группе мальчиков По группе девочек
Среднее значение 30,3% 16,3%
 

      Суммарная доля категории "Агрессия" выше в группе мальчиков.

       По доли категории "Агрессия" средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 43,5%. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 43,5%, S1 = 1.

      В группе мальчиков минимальное значение показателя 6,9%, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 6,9%, S2 = 1.

      Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+1=2.

      По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.

      Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.

      Кроме данных об уровне агрессивности, с помощью теста руки можно получить много дополнительной информации, характеризующей текущее психическое состояние обследуемых групп.

Информация о работе Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте