Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:16, дипломная работа
Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактерезовать проявление агрессивного поведения
2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте
3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
4.Исследовать гендерные проявления агрессии у подростков.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.
Введение
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1. Понятие агрессия, основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2. Структура агрессии
2. Особенности агрессивного поведения подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов влияющих на агрессивное поведение
3.1. Гендерные аспекты агрессивного поведения
3.2. Гендерные различия агрессивного поведения в подростковом возрасте
4. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
4.1. Этапы исследования
Заключение
Список использованных источников
Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек — вербальная.
В более старшем возрасте (подростки 14—15 лет) у мальчиков преобладает негативизм и вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у девочек — вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.
3 Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
3.1 Организация исследования
Данное исследование проходило в 2011 году среди подростков-школьников 14 лет в СОШ №32 г.Владивостока. В исследовании приняли участие группа детей в количестве 30 человек – 15 мальчиков и 15 девочек. Методики проводились в один день, что позволяло исключить влияние не желательных факторов. Эти организационные мероприятия, позволили повысить достоверность полученных результатов в ходе исследования.
Целью данного исследования было изучение гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте.
В исследовании были поставлены такие основные задачи:
1. Сформировать выборку для иследования
2. Выявить уровень агрессии у мальчиков и девочек с помощью теста Баса – Дарки23, теста А.Ассингера и теста руки Вагнера;
3. Обработать результаты с помощью непараметрического Q-критерий Розенбаума;
4. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: дети подросткового возраста.
Предмет исследования: гендерные различия в проявлении агрессивности подростков.
Гипотеза: существует гендерные различия в проявлении агрессивности подростков:
- у мальчиков проявление агрессивных реакций встречается чаще, чем у девочек;
Для исследования были выбраны следующие методики, которые направлены на диагностику агрессивного поведения:
1. Для выявления уровня агрессии у мальчиков и девочек подростков был использован тест Басса – Дарки. Агрессия имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.
В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональным переживаниями: гнев, враждебность). В практике психологов более интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.
Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.
Одной из подобных диагностических процедур повыявлению агрессии является опросник Басса-Дарки. А.Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятие агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, направленный выявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций24:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Вопросник состоит из 75 утверждений, на который испытуемый отвечает "да" или "нет". (См. Приложение Д.)
2. Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли, общаться с ним.
Вопросы, варианты ответов, а также ключ к опроснику А.Ассингера (см. Приложение Е.)
3. Тест руки Вагнера предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.
Тест опубликован Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году. Идея теста принадлежит Э.Вагнеру.
Тест руки - проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой карточки несколько вариантов действия.
Изображения
и подробная инструкция находится
(см. Приложение Ж.)
Данные исследования по методике Басса-Дарки, табл.1., 2.
Таблица
1. - Результаты исследования показателей
и форм агрессии по методике Басса-Дарки
для группы мальчиков
№ п/п | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины |
Среднее значение | 4 | 4,6 | 5 | 2,8 | 3,9 | 6,3 | 5,9 | 6,2 |
Таблица 2. - Результаты исследования показателей и форм агрессии по методике Басса-Дарки для группы девочек
№ п/п | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины |
Среднее значение | 3,5 | 4,8 | 3,9 | 2,2 | 4,3 | 5,4 | 5,4 | 5,7 |
Так же получены следующие
индексы враждебности и
Таблица 3. - Индексы враждебности и агрессивности по методике Басса-Дарки для группы мальчиков
№ п/п | Индекс враждебности | Индекс агрессивности |
Среднее значение | 10,3 | 15,1 |
Таблица 4. - Индексы враждебности и агрессивности по методике Басса-Дарки для группы девочек
№ п/п | Индекс враждебности | Индекс агрессивности |
Среднее значение | 9,7 | 12,7 |
Для сравнения уровня показателей построим графики средних значений по группам, рис.1.
Согласно рис.1. средние показатели выше в группе мальчиков по 8 показателям: физическая агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, индекс враждебности, индекс агрессивности, выше в группе девочек по 2 показателям: косвенная агрессия,обида.
Оценим
достоверность различий с помощью
Q-критерия Розенбаума. Q-критерий Розенбаума —
простой непараметрический статистическ
Рисунок
1. - Средние значения показателей
по методике Басса-Дарки
По уровню физической агрессии средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 6. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 1.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 1, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+0 =1.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню косвенной агрессии средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 7. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 7, S1 = 2.
В группе девочек минимальное значение показателя 1, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+0 =1.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню раздражения средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 9. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 9, S1 = 0.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 4.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+4 =1.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню негативизма средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 4. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 4, S1 = 1.