Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактерезовать проявление агрессивного поведения
2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте
3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
4.Исследовать гендерные проявления агрессии у подростков.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.

Содержание

Введение
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1. Понятие агрессия, основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2. Структура агрессии
2. Особенности агрессивного поведения подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов влияющих на агрессивное поведение
3.1. Гендерные аспекты агрессивного поведения
3.2. Гендерные различия агрессивного поведения в подростковом возрасте
4. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
4.1. Этапы исследования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

психолгия.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

 

     Введение

     Актуальность исследования заключается в том что, в межличностном контакте мы проводим большую часть своей жизни, именно наше общество ставит социальные нормы поведения, относительно которых и происходит деление людей на добропорядочных и тех, кто эти нормы не соблюдает. Вспомнив последние события, происходящие во всем мире, в нашей стране и в более мелких социальных группах, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений.

     Экономический кризис, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это тяжело переживается населением, отражаясь на его социальном самочувствии.

     Социальные  кризисные процессы, происходящие в  современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, агрессии, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся от нормы поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Сильно возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося от нормы поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в разбоях, занимаются проституцией и сутенёрством.

     Рост  агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших  социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер, причем многие исследователи отмечают в них участие девушек и девочек.

     Агрессия, пожалуй, как ни одна индивидуально-личностная характеристика, воздействует на качество социальной жизни и жизни каждого  человека. Этим объясняются то внимание и тот интерес, которые в последние десятилетия наблюдаются у психологов в отношении проблем агрессии (Р. Бэрон и Д. Ричардсон, 1994; П.А. Ковалев и др.).

          Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.

     Задачи  исследования:

     1.Охарактерезовать  проявление агрессивного поведения

     2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте

     3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.

     4.Исследовать  гендерные проявления агрессии у подростков.

      5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.

            Объект:  агрессия

      Объект  исследования:  дети подросткового возраста

           Предмет исследования:  гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте

       Гипотеза: существуют гендерные различия в проявлении агрессии у подростков:

     - у мальчиков проявление агрессивных реакции встречается чаще, чем у девочек;

        Методы исследования:

  • обработка и анализ научных источников;
  • анализ научной литературы, учебников и пособий по психологии, педагогике, психодиагностики;
  • проведение исследования с помощью тестов – методика диагностики уровня агрессивности А.Ассингера, методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки, проективная методика Вагнера;
  • интерпретация и анализ результатов.

    Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных ученых, занимающихся проблемами психологии агрессии, агрессивного поведения детей и подростков, в частности, таких авторов, как  Семенюк Л.М., Бандура А., А.Басс, Ш.Берн, Ениколопов С.Н., Роджерс К., Эльконин Д. Б., Фрейд З., Бэрон Р. Ричардсон Д., Райс Ф., Берковитц Л., Реан А.А., и др.

    Данная  работа состоит из введения, трех глав. Заключения, списка литературы и приложений. Впервой главе рассматривается проблема исследования агрессии в психологии. Вторая глава посвящена анализу проблемы гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте. В третьей главе приводятся результаты эмпирического исследования гендерных различий  проявления агрессии в подростковом возрасте. 
 

 

      1 Изучение проблемы  агрессивного поведения  в психологии

    1. Основные подходы к изучению

    агрессивного  поведения в психологии 

     Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким.

     Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Для того, чтобы рассмотреть  проблему гендарного различия проявления агрессии в подростковом возрасте для начала нужно рассмотреть каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа1.

     Существует  множество теоретических обоснований  возникновения агрессии, ее природы  и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие  четыре категории. Агрессия относится к:  
врожденным побуждениям и задаткам; потребностям, активизируемым внешними стимулами; познавательным и эмоциональным процессам;  
актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

    Теория  влечения (психоаналитический подход). Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни.

       Энергия же второго типа направлена  на разрушение и прекращение  жизни. Он утверждал, что все  человеческое поведение является  результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других2.

    Экологический подход. Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом,  развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии3.

     Но, чем большее количество агрессивной  энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для  того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно.

     Лоренц  отмечал, что кроме врожденного  инстинкта борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные.

     Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида. Ослабление агрессии возможно путем различных действий. Также Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

    Фрустрационная  теория (гомеостатическая модель). Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.  
Агрессия всегда является результатом фрустрации.

     В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора4:

     - степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

     - сила препятствия на пути достижения цели;

     - количества последовательных фрустраций.

     Чем в большей степени субъект  предвкушает удовольствие, чем сильнее  препятствие и чем большее  количество реакций блокируется, тем  сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют  одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

     Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется  в тот же момент фрустрации, прежде всего, из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

     Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий.

     Какие же факторы ослабляют агрессивную  мотивацию? Ответ на этот вопрос следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии.(оскорбление, агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

     Теория  социального научения (бихевиоральная модель). В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соотвествующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

     Эта теория была предложена А. Бандурой и  представлена в работе в виде таблицы 1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения5.

    Теория  социального научения А. Бандуры.  С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

    1. способов усвоения подобных действий;
    2. факторов, провоцирующих их появление;
    3. условий, при которых они закрепляются.

     Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.  

Агрессия, приобретаемая посредством:
Биологических факторов (например, гормоны, нервная  система)
Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)
Агрессия  провоцируется:
Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)
Неприемлемым  обращением (например, нападки, фрустрация)
Побудительными  мотивами (например, деньги, восхищение)
Инструкциями (например, приказы)
Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными 
убеждениями)
Агрессия  регулируется:
Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)
Викарным  подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)
Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)

Информация о работе Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте