Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:16, дипломная работа
Цель данной дипломной работы исследовать гендерные различия проявления агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1.Охарактерезовать проявление агрессивного поведения
2. Изучить проявление агрессии в подростковом возрасте
3. Изучить гендерные проявления агрессивного поведения.
4.Исследовать гендерные проявления агрессии у подростков.
5. Провести экспериментальное исследование по изучению гендерного проявления агрессии в подростковом возрасте, используя методики Басса-Дарки, А.Ассингера и тест руки Вагнера.
Введение
1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1. Понятие агрессия, основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии
1.2. Структура агрессии
2. Особенности агрессивного поведения подростков
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Причины и специфика проявления агрессивности в подростковом возрасте
2.1. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов влияющих на агрессивное поведение
3.1. Гендерные аспекты агрессивного поведения
3.2. Гендерные различия агрессивного поведения в подростковом возрасте
4. Эмпирическое исследование гендерных различий проявления агрессии в подростковом возрасте
4.1. Этапы исследования
Заключение
Список использованных источников
В группе мальчиков минимальное значение показателя 1, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 1, S2 = 1.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+1 =2.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню обиды средний уровень показателя выше в группе девочек, в группе мальчиков максимальное значение показателя 6. В группе девочек подсчитаем количество показателей больше 6, S1 = 1.
В группе девочек минимальное значение показателя 2, в группе мальчиков подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 1.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+1 =2.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню подозрительности средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 9. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 9, S1 = 1.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=1+0 =1.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню вербальной агрессии средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 10. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 10, S1 = 0.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+0 =0.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
По уровню чувства вины средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 7. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 7, S1 = 5.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 2, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 2, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=5+0 =5.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
Средний уровень индекса враждебности выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 13. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 13, S1 = 2.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 4, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 4, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=2+0 =2.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
Средний уровень индекса агрессивности выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 23. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 23, S1 = 0.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 4, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 4, S2 = 0.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=0+0 =0.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q<Qтабл, следовательно различия не достоверны.
Таким образом, согласно методики Басса-Дарки, в группе мальчиков выше показатели физической агрессии, раздражения, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины, также выше индексы враждебности и агрессивности. В группе девочек выше показатели косвенной агрессии и обиды. Но согласно Q-критерию Розенбаума различия не достоверны, наиболее близки к достоверным различия по показателю обиды.
Методика А. Ассингера определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Данный опросник позволит оценить уровень агрессии при общении в группах.
Рассмотрим данные исследования по методике Ассингер, табл.5., 6.
Таблица 5. - Результаты исследования уровня агрессии в общении по методике Ассингера для группы мальчиков
№
п/п
№ вопроса |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Сумма | 48 | 38 | 35 | 36 | 33 | 30 | 31 | 36 | 33 | 42 | 43 | 44 | 46 | 46 | 35 |
Таблица 6. - Результаты исследования уровня агрессии в общении по методике Ассингера для группы девочек
№
п/п
№ вопроса |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Сумма | 43 | 30 | 27 | 29 | 26 | 30 | 36 | 45 | 34 | 27 | 36 | 35 | 32 | 28 | 27 |
Среднее
значение показателя агрессивности
в группе мальчиков 38,4, в группе девочек
32,3, рис.2.
Рисунок 2. - Средние значения показателя агрессии по методике Ассингера
Оценим достоверность различий с помощью Q-критерия Розенбаума.
Средний уровень показателя выше в группе мальчиков, в группе девочек максимальное значение показателя 45. В группе мальчиков подсчитаем количество показателей больше 45, S1 = 3.
В группе мальчиков минимальное значение показателя 30, в группе девочек подсчитаем количество показателей меньше 30, S2 = 6.
Рассчитать значение критерия Q=S1+S2=3+6 =9.
По таблице критических значений, для групп n1=15, n2=15 критическое значение Qтабл = 6.
Q>Qтабл, следовательно различия достоверны.
Таким образом, согласно методике Ассингера, в группе мальчиков выше агрессивность при общении, согласно Q-критерию Розенбаума различия достоверны. Согласно количеству уходов от ответа все результаты достоверны.
При этом 2 мальчика и 8 девочек из исследуемых групп чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.
7 мальчиков и 5 девочек из исследуемых групп умеренно агрессивны, но вполне успешно идут по жизни, поскольку в них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
6 мальчиков и 2 девочки из исследуемых групп излишне агрессивны, при том нередко бывают неуравновешенным и жестоким по отношению к другим.
Тест руки Вагнера основан на положении, что агрессивные действия могут выступать в качестве:
1) средства достижения какой-либо значимой цели;
2) как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
3) как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Агрессия является одним из частых способов решения проблем, возникающих в трудных фрустрационных ситуациях, вызывающих психическую напряженность.
С помощью теста Вагнера возможно определить уровень агрессии актуальное состояние испытуемых по группам.
Рассмотрим
данные исследования по тесту Вагнера,
табл.7., 8.
Таблица
7. - Результаты исследования уровня агрессии
и актуального состояния
№ п/п | Агрессия | Указание | Страх | Эмоциональность | Коммуникация | Зависимость | Демонстративность | Увечность | Активная безразличность | Пассивная безразличность | Описание | Суммарный балл агрессивности |
Среднее значение | 7,6 | 5,7 | 2,3 | 3,5 | 3,1 | 3,3 | 3,4 | 3,1 | 0 | 3,6 | 1,1 | 1,0 |
Таблица 8. - Результаты исследования уровня агрессии и актуального состояния испытуемых по тесту Вагнера для группы девочек
№ п/п | Агрессия | Указание | Страх | Эмоциональность | Коммуникация | Зависимость | Демонстративность | Увечность | Активная безразличность | Пассивная безразличность | Описание | Суммарный балл агрессивности |
Среднее значение | 4,3 | 4,1 | 4,6 | 5,8 | 4,7 | 3,5 | 2,2 | 2,3 | 1,9 | 3,1 | 3,5 | -10,3 |