Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Индивидуальные признаки социальной ситуации развития малыша. Кризис новорожденности - промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Активность ребенка, как генетически первое личностное образование.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика и значение эмоционально-личностного общения в младенческом возрасте
2. Эмоционально-личностное общение в период новорожденности
3. Эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни
4. Эмоционально-личностное общение на втором полугодии жизни
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Возрастная психология.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

       Благополучное течение периода  новорожденности зависит от степени  развития плода к моменту рождения, от наличия или отсутствия воздействия вредоносных факторов во время беременности, родов, от условий воспитания. Главное условие воспитания на этом этапе - создание атмосферы любви и заботы, для чего необходимо быстро реагировать на все признаки дискомфорта ребенка, часто брать его на руки, ласково разговаривать, устанавливать контакт взглядов.

       Таким образом, по психологическому  содержанию данный возрастной  этап представляет собой период  подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению  со взрослыми.

     3. Эмоционально-личностное общение  в первом полугодии жизни 

     Первое  полугодие жизни. Основным психологическим  новообразованием, складывающимся как  продукт ведущей деятельности —  ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми.

       Аффективно-личностные связи служат  основой для становления личности  ребенка в первом полугодии  и залогом его дальнейшего  успешного развития.

       На данном этапе (в период  жизни ребенка между новорожденностью  и достижением полугодовалого возраста) происходит овладение ребенком экспрессивно-мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления.

       Комплекс оживления — понятие,  введенное в 20–х гг. Н.М. Щеловановым.  Означает различные положительные  эмоционально–двигательные реакции младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения, или на красивые игрушки, приятные звуки и пр. Выражается в замирании и зрительном сосредоточении на объекте восприятия, улыбке, издаваемых звуках, двигательном оживлении. Особое значение для ребенка имеют верхняя часть лица и интонация голоса взрослого.[5]

       Комплекс оживления возникает  в конце первого – начале  второго месяца жизни ребенка,  когда он начинает выделять  взрослого из окружающей обстановки: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем – улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте 3—4-х месяцев происходит видоизменение комплекса в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту.

       Примечательным компонентом в  составе комплекса оживления являются предречевые вокализации малыша (гукание, гуление, лепет), являясь как эмоциональной реакцией так и инициативным действием, выполняя функцию средства общения ребенка со взрослыми. Они легче всего вызываются в ответ на обращения взрослых, но часто проявляются и спонтанно. Во втором полугодии жизни лепет обычно сопровождает любую деятельность ребенка и используется им как для выражения своих желаний и состояний, так и для называния некоторых предметов. Отсутствие предречевых вокализаций или слабая их представленность в поведенческом репертуаре ребенка может свидетельствовать о наличии патологии органов слуха и речи, задержке психического развития или служить признаком "госпитализма" как следствия дефицита общения со взрослыми. Однако и наличие вокализиций не гарантирует отсутствия какой-либо патологии.

       Благодаря ему устанавливается  прочная связь ребенка со взрослым  и удовлетворяется его потребность  в общении. Отсутствие комплекса  оживления в младенчестве –  диагностический признак задержки психического развития ребенка.

       Под влиянием общения со взрослыми  в этом возрасте интенсивно  развивается познавательная активность  младенца, проявляющаяся в интересе  к окружающему миру. Ребенок овладевает  зрительными, оральными, мануальными  познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается да них руками и, наконец, научается хватать предметы.

       Первый акт хватания является  началом развития предметно-манипулятивной  деятельности и знаменует переход младенца на новый этап — во второе полугодие.

     4. Эмоционально-личностное общение  на втором полугодии жизни 

     Второе  полугодие жизни. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. В этом возрасте общение со взрослыми преобразуется  ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая "обслуживает" предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок начинает овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности - ведущей на следующем возрастном этапе - в раннем возрасте.

       Основным психологическим новообразованием  во 2-ом полугодии выступает активность  ребенка как генетически первое  личностное образование. Оно проявляет себя в наличии активной позиции младенца в отношении к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными передвижениями по пространстве: меняет произвольную позу; научается садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги; научается понимать речь взрослых и произносить первые слова; осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и пр.).

       Период младенчества завершается  кризисом одного года (кризис  первого года жизни), свидетельствующим  о формировании личности ребенка. 

       КРИЗИС ОДНОГО ГОДА — период  в личностном развитии ребенка  на стыке младенческого и раннего возраста, когда впервые "заявляет" о себе консолидировавшееся ("сплотившееся", утвердившееся) личностное образование. Опыт, накапливавшийся ребенком в отношениях с окружающими людьми, предметным миром, преломляющийся в отношении ребенка к себе, качественно изменяет характер этих отношений; они из непосредственных становятся опосредованными двояко - отношением ребенка к себе и его оценкой действий взрослого[6].

       В поведенческом плане этот  критический период проявляется  в симптомах, во многом схожих с симптомами других "критических" возрастов (кризис трех лет, кризис семи лет), различных в зависимости от характера отношений с окружающими взрослыми людьми. При адекватном отношении взрослых к личности, умениям и возможностям ребенка отмечаются прогрессивные изменения в деятельности и поведении: быстрое накопление навыков и умений, появление уверенности, настойчивости в достижении цели, в общении с близкими и посторонними людьми. В случае завышенных или, напротив, заниженных требований взрослых к ребенку, а также при индифферентном отношении, игнорировании личности малыша и его достижений часто проявляются такие симптомы, как обидчивость, капризность, упрямство, агрессия, резкие аффективные вспышки. Особенно характерны проявления непослушания в режимных моментах: трудности при укладывании спать, кормлении, одевании. Обычно такие симптомы исчезают, если родители начинают больше играть с ребенком, положительно оценивая его умения, самостоятельные действия, проявлять чуткость и уважение к личности малыша, его желаниям, праву на выбор действий, занятий и т. п. Если родители не сумеют перестроить свое отношение к ребенку, то может произойти подавление его личности либо закрепление конфликтных отношений[7].

       Следует помнить, что при дефиците  эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в первом полугодии и ситуативно-делового общения во втором полугодии, что приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе.  

 

      Заключение 

       На протяжении младенческого  возраста наблюдается, наряду  с познавательным, и эмоциональное  развитие. Эта линия развития  тоже непосредственно зависит  от общения с близкими взрослыми. 

       В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

       После того как ребенок научился  узнавать и бурно радоваться  маме (с этого, собственно, и начинается  младенчество как возрастной  период), он доброжелательно реагирует  на любого человека. После 3-4 месяцев  он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети остаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие — громко плачут.

       Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый "страх расставания" — грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).  

 

      Список использованной литературы:

      1. Бауэр М. Психологическое развитие младенца.– М., 1979.

      2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.–  М., 1988.

      3. Выготский Л.С. Собрание сочинений  в 6 т. Т. 4 – М., 1984.

      4. Гальперин П.Я. Методы обучения  и умственное развитие ребенка. - М.,1985

      5. Крайг Г. Психология развития, СПб, 1999.

      6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза  общения. М., Педагогика,1986.

      7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.

      8.Психология детей дошкольного  возраста //Под ред. Запорожца  А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.

      9. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.,1960.

      10. Юнг К.Г. Структура психики  и процесс индивидуации. М., 1996.  

      [1] Бауэр М. Психологическое развитие  младенца.– М., 1979.  с – 71.

      [2] Крайг Г. Психология развития, СПб, 1999.  с – 63.

      [3] Бауэр М. Психологическое развитие младенца.– М., 1979

      [4] Выготский Л.С. Собрание сочинений  в 6 т. Т. 4 – М., 1984 с – 216.

      [5] Бауэр М. Психологическое развитие  младенца.– М., 1979

      [6] Бауэр М. Психологическое развитие  младенца.– М., 1979.  с – 111.

      [7] Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М., 1988.

Информация о работе Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте