Контрольная
работа по дисциплине: «Детская психология»
На
тему: «Эмоционально-личностное общение
как вид деятельности в младенческом
возрасте»
Содержание:
Введение
1. Общая характеристика и значение
эмоционально-личностного общения
в младенческом возрасте
2. Эмоционально-личностное общение
в период новорожденности
3. Эмоционально-личностное общение
в первом полугодии жизни
4. Эмоционально-личностное общение
на втором полугодии жизни
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Общение - один из важнейших факторов общего
психического развития ребенка. Только
в контакте со взрослыми людьми возможно
усвоение детьми общественно-исторического
опыта человечества.
В настоящее время внимание
многих психологов во всем
мире привлечено к проблемам раннего
детства. Этот интерес далеко не случаен,
так как обнаруживается, что первые годы
жизни являются периодом наиболее интенсивного
и нравственного развития, когда закладывается
фундамент физического, психического
и нравственного здоровья. От того, в каких
условиях оно будет протекать, во многом
зависит будущее ребенка. Еще не родившийся
ребенок - это формирующееся человеческое
существо. Влияние отношений матери к
еще не родившемуся ребенку исключительно
важно для его развития. Также важны взаимоотношения
матери и отца.
Любовь, с которой мать вынашивает
ребенка; мысли, связанные с
его появлением; богатство общения,
которое мать делит с ним,
оказывают влияние на развивающуюся
психику ребенка.
В июле 1983 года доктор Верни,
психиатр из Торонто провел опрос
пятисот женщин, который показал, что почти
одна треть из них никогда не думала о
вынашиваемом ребенке. У детей, которых
они произвели на свет, чаще наблюдались
нервные расстройства. В раннем возрасте
такие дети плакали намного больше. Они
также испытывали определенные трудности
в процессе адаптации к окружающим и к
жизни.
В период младенчества ребенка
также очень важно своевременно
создавать условия для формирования
тех или иных психологических
качеств. Каждый период детства
имеет свои особые, неповторимые
достоинства,
В отдельные периоды детства
возникают повышенные, иногда чрезвычайные
возможности развития психики
в тех или иных направлениях,
а затем такие возможности
постепенно или резко ослабевают.
Ребенок максимально нуждается
во взрослом. Общение в этот период
должно носить эмоционально - положительный
характер. Тем самым у ребенка создается
эмоционально - положительный тонус, что
служит признаком физического и психического
здоровья.
Многие исследователи (Р. Спитц,
Дж. Боулби) отмечали, что отрыв ребенка
от матери в первые годы жизни вызывает
значительные нарушения в психическом
развитии ребенка, что накладывает неизгладимый
отпечаток на всю его жизнь.
А. Джерсилд, описывая эмоциональное
развитие детей, отмечал, что
способность ребенка любить окружающих
тесно связана с тем, сколько любви он
получил сам и в какой форме она выражалась.
Л.С. Выготский считал, что отношение
ребенка к миру - зависимая и
производная величина от самых
непосредственных и конкретных
его отношений к взрослому человеку.
Поэтому так важно заложить
основу доверительных отношений
между ребенком и взрослым, обеспечив
эмоционально и психологически
благоприятные условия для гармоничного
развития ребенка.
1.
Общая характеристика и значение
эмоционально-личностного общения в младенческом
возрасте
Каждая стадия психического развития
ребенка тесно связана с созреванием
физиологических систем его организма.
Возможности развивающегося организма
постоянно возрастают. Еще в процессе
кормления у грудного ребенка
возникают ориентировочные реакции на
зрительные и слуховые стимулы. Как известно,
мать во время кормления говорит со своим
малышом, следовательно, у него формируется
слуховая реакция. Малыш начинает фиксировать
взгляд на шевелящихся губах матери, а
затем прослеживает ее движения без поворота
головы, то есть возникает глазодвигательная
реакция, порожденная ситуацией кормления.
Потом он начинает реагировать «комплексом
оживления» на улыбку матери, на ее появление.
Подъем головы, движения ручками и ножками,
перевороты с живота на спину и со спины
на живот — все это предпосылки постепенного
овладения навыками прямостояния, а позже
ходьбой. При этом физически малыш крепнет
с каждым днем. Наряду с развитием физических
возможностей организма, у ребенка формируются
ориентировочно-исследовательские действия
в окружающей среде, неотъемлемой частью
которой является действующий и поощряющий
активность ребенка взрослый[1].
Именно индивидуальные особенности
взрослого, специфика контактов,
которые он формирует и стимулирует,
обусловливаются индивидуальные признаки
социальной ситуации развития каждого
конкретного малыша, а также его психическая
активность, полнота и глубина контактов
с ближайшим окружением. Под воздействием
стимулирующего общения со взрослым ребенок
переходит от ориентировочных и исследовательских
действий к качественно новому состоянию
психики, которое можно охарактеризовать
как любопытство, интерес ко всему новому.
Именно на этой основе у ребенка начинает
складываться познавательная активность
как качественная характеристика его
личности и деятельности.
Таким образом, психическое и
физическое являются двумя взаимосвязанными
сторонами детского развития. Тысячу
раз прав А.Н. Леонтьев, который
вслед за А.Н. Бернштейном, писал,
что «психика формируется в
движении». Эта аксиома актуальна и значима
сейчас как никогда ранее, поскольку в
настоящее время в педагогической и родительской
среде сформировался устойчивый запрос
на усиленное внимание к когнитивному
развитию ребенка, зачастую в ущерб его
физическому развитию и здоровью.
Каждый психологический возраст
включает в себя качественно
особые, специфические отношения
между ребенком и взрослым (социальная
ситуация развития), определенную
иерархию видов деятельности
и ведущий ее тип, основные
психологические достижения ребенка,
свидетельствующие о развитии его психики,
сознания, личности.
В каждом психологическом возрасте
можно выделить главную задачу
— генетическую задачу развития.
Она появляется в результате
противоречий в системе отношений
«ребенок — взрослый». Ее решение
жизненно важно для полноценного психического
развития ребенка и успешного перехода
к следующему возрастному этапу.
На первом году жизни ведущей
деятельностью является эмоционально-личностное
общение младенца со взрослым.
Значение ранних форм общения
со взрослым показано в исследованиях
Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой,
М.П. Денисовой и др. В их трудах доказано,
что к трем месяцам бурное развитие «комплекса
оживления» является показателем нормального
развития малыша, поскольку свидетельствует
о возникновении у ребенка первой социальной
потребности — быть рядом со взрослым,
ощущать его, видеть, улыбаться, эмоционально
реагировать на его физическое присутствие.
Стимулирование этого комплекса взрослым
способствует прогрессивному психическому
развитию ребенка, создает предпосылки
для его общего психофизического развития[2].
На пятом-шестом месяце жизни
у ребенка появляется потребность
в ориентировочно-исследовательских
реакциях в ответ на зрительные
и слуховые стимулы, которые
существенно обогащают его эмоционально-ситуативное
общение со взрослым и являются основой
для формирования новых мотивов, необходимых
для манипуляций предметами из ближайшего
окружения малыша.
К концу первого года жизни
ребенок начинает осваивать действия
с предметами. В результате общение
малыша со взрослым приобретает иной смысл:
возникает первоначальное эмоционально-деловое
сотрудничество. Ребенок схватывает игрушки,
удерживает их, рассматривает, пытается
действовать с ними. Овладение действиями
с предметами не только совершенствует
двигательные навыки ребенка, но и обеспечивает
его первоначальное знакомство с предметным
миром. Как показали исследования Д.Б.
Эльконина, роль взрослого в этом общении
состоит в том, что он вводит ребенка в
мир окружающих предметов, каждый из которых
обладает собственным общественно значимым
содержанием. Он учит малыша действовать
с этими предметами. Усваивая способы
действия с предметами, ребенок присваивает
Общественно-исторический опыт, выработанный
человечеством. Таким образом, через предметные
действия ребенок включается в систему
отношений «ребенок — общественный предмет».
Вслед за этим формируется система «ребенок
— общественный взрослый», в которой взрослый
помогает ребенку понять смысл выполняемой
деятельности и на основе этого строить
свои отношения с другими людьми[3].
Младенческий возраст - возрастной
период в периодизации психического
развития, основанной на выделении
ведущей деятельности, охватывающий
первый год жизни.
2.
Эмоционально-личностное общение
в период новорожденности
Младенчество – период жизни
ребенка между его рождением
и достижением годовалого возраста.
В младенческом возрасте выделяют
3 этапа:
Новорожденность (первый месяц
жизни) – возрастной период
от рождения до четырех–шестинедельного
возраста, в ходе которого происходит
первичная адаптация ребенка к внешнему
миру. Начало данного периода ознаменовано
так называемым кризисом новорожденности,
концептуально выделяемого Д.Б. Элькониными
в рамках периода раннего детства.
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ — первый
критический период развития человека.
Акт рождения в известном смысле есть
переход от паразитарного типа существования
к форме индивидуальной жизни. Это переход
от темноты свету, от тепла к холоду, от
одного типа питания к другому. Вступают
в действие другие виды физиологической
регуляции поведения, многие физиологические
системы начинают функционировать заново.
Кризис новорожденности - промежуточный
период между внутриутробным
и внеутробным образом жизни.
Если бы рядом с новорожденным
не было взрослого человека, то
через несколько часов это существо должно
было бы погибнуть. Переход к новому типу
функционирования обеспечивается только
взрослым. Взрослый охраняет ребенка от
яркого света, защищает его от холода,
оберегает от шума и т.д.
Ребенок наиболее беспомощен в момент
своего рождения. У него нет ни единой
сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза
практически исчезли какие бы то ни было
инстинктивный функциональные системы.
(Инстинктивные системы - это такие системы,
в которых известный раздражитель вызывает
заранее зaданные формы поведения). К моменту
рождения у ребенка нет ни одного заранее
сформированного поведенческого акта.
Все складывается при жизни. В этом и заключается
биологическая сущность беспомощности.
Таким образом, период времени,
когда ребенок отделен от матери физически,
но связан с ней физиологически, и составляет
период новорожденности. Этот период характеризуется
катастрофическим изменением условий
жизни, помноженным на беспомощность ребенка.
Все это могло бы привести к гибели ребенка,
если бы не сложилась особая, социальная
ситуация его развития. C самого начала
возникает ситуация объективно-необходимых
отношений между ребенком и взрослым.
Все условия жизни ребенка сразу же социально
опосредованы. Однако социальная ситуация
развития должна установиться.[4]
К моменту рождения ни один
из органов новорожденного не
заканчивает своего развития, но
несмотря на незрелость ребенок
располагает определенными возможностями
для восприятия внешнего мира. Уже в это
период достаточно развиты обонятельная,
тактильная, болевая, температурная, вестибулярная
и кинестетическая чувствительность.
При отсутствии в первые дни жизни слухового
и зрительного сосредоточения новорожденный
обнаруживает способность слышать и различать
звуки по высоте, тембру и громкости; видеть
и различать зрительные стимулы по форме,
величине, конфигурации, при этом проявляя
избирательную чувствительность к воздействиям,
исходящим от взрослого человека. В этот
период происходит настройка ребенка
на общение со взрослыми. При правильном
воспитании со 2—3-й недели возникает слуховое
и зрительное сосредоточение, легче всего
вызываемое обращением взрослого, но проявляющееся
и при воздействиях предметов. В конце
1-го - начале 2-го месяца появляется социальная
улыбка – в ответ на обращение взрослого,
которая знаменует конец периода новорожденности.